Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (Анализ и обсуждение результатов исследования динамики сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем. Поэтому на первом этапе работы нужно создать предметно-развивающую среду в групповом помещении. Она должна быть организована таким образом, что она побуждает детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка, дает разнообразные и меняющиеся впечатления.

Работа над развитием познавательно-интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, включает в себя деятельность всех участников педагогического процесса: педагога, детей, родителей.

Все вышеперечисленное дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу реализации поставленных задач вошли основные направления работы с детьми и родителями:

- Познавательные занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

- Творческие задания, коллекционирование, решение логических задач;

- Развивающие игры и упражнения, познавательные опыты;

- Анкетирование, консультационный материал (для педагогов и родителей).

Такая целенаправленная работа дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению. А родителям в свою очередь быть активными участниками образовательно-воспитательного процесса.

Современные отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) считают, что развитие познавательного интереса происходит в деятельности, где прослеживается генетическая линия его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес.


Любопытство - первый этап познания, дети проявляют любопытство к предметам, их функциональности, яркости красок, действиям с различными предметами. На стадии любопытства ребенок проявляет эмоциональную реакцию на новизну, что объясняет постоянное любопытство ребенка к окружающему миру. Здесь важна роль взрослого, чтобы не дать угаснуть возникшему любопытству, нужно поддержать его, углублять, превращать в потребность в познании.

Сформированность познавательной деятельности, на первом этапе – любопытство, позволяет ребенку перейти к следующему этапу познавательного развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в которых игры и другие виды деятельности будут строиться с учетом развития познавательных способностей.

Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста является любознательность.

Любознательность - характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определенного словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень. Ребенок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.

«Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.» - Г.И. Щукина.

Н.Ф. Добрынин – назвал эту стадию «значимостью действия», имея в виду пробуждение любознательности деятельностью ребенка.

Чтобы передать детям новую информацию, педагогу важно владеть глубокими разносторонними знаниями, вызывать у детей положительные эмоции.


Следующей стадией познавательного развития дошкольного возраста является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами.

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.

Проявлением познавательного интереса считается стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребенок активно и самостоятельно познает мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений.

Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребенку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно-следственные взаимосвязи. С ростом и развитием ребенка познавательный интерес перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям. Благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира, и его образа «Я» в этом мире.

В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул процессов воспитания и обучения, как средство активизации познавательной деятельности ребенка, как эффективный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание детей, активизирует мышление, обеспечивают легкость и прочность усвоения.


Изучение познавательного интереса как ценного образования личности позволяет выявить его психолого-педагогическую основу, которую составляют взаимосвязанные между собой интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы.

Интеллектуальные процессы помимо логических действий и операций (анализа, синтеза, сравнений, сопоставлений) порождают состояния раздумья, размышления, рассуждения. Г. И. Щукина назвала мыслительные, интеллектуальные процессы «ядром познавательного интереса». Познание невозможно без активной мысли, поэтому процессы мышления являются наиболее значимыми для развития интереса.

Основой интереса дошкольника является эмоциональное отношение. Яркие положительные эмоции, определяя потребности детей в познании, способствуют развитию новых мотивов деятельности. Эмоциональные процессы образуют множество эмоциональных состояний и переживаний: чувство успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью.

А.В. Запорожцем особо подчеркнуто, что «воспитание не сводится к обучению ребенка совокупности известных знаний и умений, а необходимо предполагает формирование эмоционального отношения к окружающему…».

Таким образом, эмоциональное отношение к объекту – обязательный признак и основа интереса.

Для развития познавательного интереса к истории предметного мира необходима деятельность поискового, творческого характера, где ребенок выступает как субъект деятельности.

Рассматривая весь воспитательно-образовательный процесс, как единство внутреннего и внешнего, важно развивать такие процессы, как интеллектуальные, эмоциональные, волевые, творческие – все, что составляет основу развития познавательного интереса дошкольников к истории предметного мира. Сильнейшим фактором для активизации познавательной деятельности является дидактическая игра.


Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а так же одним из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Игра тесно взаимодействует с обучением. Игра тесно взаимодействует с процессом обучения. Содержание игр должно быть направлено на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, а также на осуществление задач интеллектуального развития: на формирование способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей детей. Кроме того, игровая деятельность детей создает благоприятный эмоциональный фон для любой деятельности.

Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.

1.3 Сюжетно – ролевая игра, ее роль в развитии личности дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире.

Игра – средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра связана с развитием личности, именно в период особенно интенсивного ее развития.

Через игровую деятельность, как отмечает Л.С. Выготский, и движется ребенок. В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память.

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л.С. Выготский в своих работах, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».