Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики(Финансовое регулирования экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, финансовое регулирование связано с вмешательством государства в процесс воспроизводства. При этом в условиях становления рыночной экономики государство воздействует на воспроизводственный процесс не прямыми административными методами, а посредством косвенных рыночных инструментов, либо посредством их комплексного применения [13].

Государство регулирует структуру общественного производства, используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную амортизационную и таможенную политику, косвенно влияя на цены и т.д. Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, обеспечивают финансирование структурной перестройки экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе создают предпосылки для роста уровня жизни населения. В руках государства регулирование финансовых отношений является важным инструментом решения экономических и социальных задач, обеспечения стабильности, предотвращения кризисных ситуаций, стимулирования экономического роста, дальнейшего формирования и развития рыночных отношений. Более пристальное внимание уделяется финансовой поддержке мероприятий и адресных социальных программ, имеющих широкое социальное звучание. Основные регулирующие и корректирующие меры осуществляются государством через налоговую, кредитно- денежную, таможенную, бюджетную политику [13].

1.2. Региональный инвестиционный стандарт – как финансовый инструмент регулирования экономики

Региональный инвестиционный стандарт – ключевой проект Агентства стратегических инициатив по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. Стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами.

Региональный инвестиционный Стандарт – это возможность для бизнеса влиять на решения власти. Такая возможность реализована на базе эффективной площадки для коммуникации, какой по сути является Стандарт.

В основе внедрения Стандарта лежит оценка бизнесом усилий региональных властей по исполнению того или иного требования Стандарта. В этом процессе задействованы все деловые сообщества и объединения [4].


В 2012 году Стандарт внедрялся в 11 пилотных регионах. 27 декабря 2012 года в ходе заседания Государственного совета Российской Федерации был рассмотрен и признан успешным опыт пилотного внедрения Стандарта. Согласно Перечню поручений Президента по итогам Госсовета Стандарт стал обязательным для внедрения всеми регионами страны.

С начала 2013 года Агентство приступило к масштабированию Стандарта. АСИ осуществляет методологическую поддержку процесса внедрения, а также организационную поддержку деятельности экспертных групп.

Цель внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта – создание условий для увеличения притока инвестиций в регионы путем внедрения лучших российских и международных практик взаимодействия региональных органов власти с предпринимателями.

Основными положениями Стандарта являются требования по осуществлению региональными органами власти комплекса мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, защиту прав инвесторов, повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей [4].

Подробно остановимся на требованиях стандарта:

1. В субъекте Российской Федерации должна быть разработана, утверждена и принята к исполнению Инвестиционная стратегия. Инвестиционная стратегия должна определять инвестиционные приоритеты региона: территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты.

2. Формирование и ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе.

3. Ежегодное послание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации «Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта Российской Федерации».

4. Принятие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности.

5. Наличие Совета по улучшению инвестиционного климата

6. Наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

7. Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков).

8. Наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов.

9. Создание специализированного двуязычного Интернетпортала об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации.


10. Наличие в субъекте Российской Федерации единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

11. Принятие высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации инвестиционной декларации региона.

12. Принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно ­ правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность.

13. Наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности сотрудников профильных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

14. Включение представителей потребителей энергоресурсов в состав органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере государственного регулирования тарифов — региональной энергетической комиссии (РЭК) и создание коллегиального совещательного органа при РЭК, включающего представителей делового сообщества.

15. Наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства субъекта Российской Федерации для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов [4].

Подводя итоги по первой главе, нужно отметить, что устойчивое развитие российской экономики невозможно без активизации инвестиционных процессов и роста объемов инвестиций в реальный сектор экономики. В свою очередь, эффективность инвестиционных процессов во многом определяется регуляторными и системными условиями их функционирования, методами организации и управления. Значительная часть этих вопросов решается на государственном уровне и эффективность усилий государственных исполнительных, финансовых, налоговых и банковских органов, имеет решающее значение при выборе инвесторами места размещения своих производств и реализации иных прямых инвестиций. В этих условиях становится очевидной необходимость использовать весь арсенал инструментов стимулирования инвестиционной деятельности и совершенствования, на этой основе, финансового механизма ее регулирования с учетом требований современной инновационной экономики.

Глава 2. Финансовое регулирование экономики регионов России


2.1. Социально – экономическая характеристика Белгородской области

Белгородская область образована в 1954 году. Расположена на юго-западе страны и входит в состав Центрального Федерального округа РФ. Территория – 27,1 тыс.  кв. км (0,2% от территории России). В области проживает 1 547,9 тыс. чел. (01.01.2015). Расстояние от г. Белгорода до г. Москвы составляет 695 км. [17].

Белгородчина — высокоразвитый индустриально-аграрный регион, экономика которого опирается на колоссальные богатства недр и уникальные черноземы. В области сосредоточено 80% запасов железных руд Курской магнитной аномалии (КМА) и 40% разведанных запасов железных руд России. В Белгородской области добывается треть всей российской руды, производятся сталь и прокат лучших марок. Благодаря природно-климатическим условиям сельское хозяйство исторически является важнейшим видом экономической деятельности региона. Земельные угодья области составляют 2713,4 тыс. га, более 70% которых – чернозёмы. [17].

Административный центр — город Белгород, который носит имя «Город Первого салюта» и Почётное звание «Город воинской славы». Население областного центра — 384,4 тыс. человек (01.01.2015 г.). Через Белгородскую область проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали межгосударственного значения, соединяющие Москву с южными районами России и Закавказьем. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 18,3 тыс. км.

По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата среди субъектов РФ, представленного в июне 2015 года в рамках работы Санкт - Петербургского международного экономического форума, Белгородская область заняла третье место, уступив Республике Татарстан и Калужской области. [17]/

Развитие региона осуществляется в рамках Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года.

В 2013 году валовой региональный продукт Белгородской области составил 569,4 млрд рублей (в текущих основных ценах), в среднем на душу населения — 369,1 тыс. рублей. Индекс физического объема ВРП в 2013 году составил 103,0% к уровню 2012 года.

Инвестирование является одним из важнейших источников экономического роста и основой научно-технического прогресса. Успешное решение задач обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста региона на основе диверсификации экономики и повышения ее конкурентоспособности в значительной степени зависит от формирования и реализации стимулирующей политики привлечения инвестиций, которые оказывают существенное влияние на уровень социально-экономического развития Белгородской области.


Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал [17].

Инвестиционная привлекательность Белгородской области базируется на следующих конкурентных преимуществах:

Политическая стабильность в регионе.

Развитая финансовая инфраструктура.

Система сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

Концентрация квалифицированных кадров.

Наличие инвестиционных площадок для модернизации старых или создания новых производств.

Возможность реализации инвестиционных проектов в широком спектре отраслей экономики.

Высокий уровень жизни населения.

Богатый потенциал природных ресурсов.

Экологическая безопасность.

Единой сетью дорог с твердым покрытием соединены города, поселки и села области.

В настоящее время уровень газификации области составляет 98,0 процентов. Все это дает возможность организации на территории области производства с любым отраслевым профилем.

Согласно экспертным оценкам в рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, Белгородская область имеет одновременно стабильный и качественный инвестиционный климат. По итогам ежегодного Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России за 2014 год, подготовленного РА «Эксперт», Белгородская область вошла в число регионов со средним инвестиционным потенциалом и минимальным риском (2А), заняла 8-е место в рейтинге инвестиционных рисков среди регионов РФ и 17 место — по уровню инвестиционного потенциала [17].

2.2. Принятие Планов мероприятий («дорожных карт») в государственном управлении Белгородской области

9 июля 2015 года Губернатором Белгородской области Е. С. Савченко утверждена Дорожная карта мониторинга внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Белгородской области на период до 2018 года [17].

Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Белгородской области (Региональный инвестиционный стандарт) внедрен в регионе в 2013 году в рамках взаимодействия с Агентством стратегических инициатив. Стандарт направлен на создание благоприятной административной среды и подготовленной инфраструктуры для привлечения инвестиций, совершенствование финансовых механизмов, продвижение имиджа Белгородской области, как инвестиционно привлекательного региона, на территории Российской Федерации и за рубежом [5].