Файл: Психологические и организационные основы обеспечения профессионального обучения персонала (Организация профессионального обучения в Ульяновский филиале ПАО «Туполев» - конструкторское бюро).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты психологических и организационных основ обеспечения профессионального обучения персонала

1.1 Общие принципы, подходы и методы профессионального обучения персонала

1.2 Организационные основы обеспечения профессионального обучения персонала

1.3 Психологическое сопровождение процесса профессионального обучения персонала организации

ГЛАВА 2 Характеристика основных форм профессионального обучения

2.1. Организация профессионального обучения в Ульяновский филиале ПАО «Туполев» - конструкторское бюро

2.2 Разработка программы профессионального обучения персонала УФКБ ПАО «Туполев»

2.3 Организация инновационных методов обучения на УФКБ ПАО «Туполев»

ГЛАВА 3. Разработка программы по формированию лояльности персонала УФКБ ПАО «Туполев»

3.1 Методологическое содержание программы по формированию лояльности персонала УФКБ ПАО «Туполев»

3.2 Результаты реализации программы по формированию лояльности персонала УФКБ ПАО «Туполев»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Цели и направления профессионального обучения персонала определяются концепцией развития предприятия, а именно своеобразной идеологией обучения, которая является уникальной для данной компании. Именно она создает конкурентное преимущество организации и фокусируется на том, что важно в обучении и развитии организации[16]. Концепция должна использоваться и проявляться во всех формах профессионального обучения, применяемых в компании. Для стратегической цели необходимо понимать, какой следующий шаг развития организации, службы, отдела, менеджера, сотрудника, поэтому практический психолог должен уметь адекватно оценить, на каком этапе развития находится компания, руководители, сотрудники.

Начиная с этапа отбора, организация получает множество полезной информации[17]. Уже на этом этапе можно сказать, какие сотрудники нуждаются в обучении, кроме того, на основании полученных данных можно скорректировать имеющиеся учебные программы для достижения большей эффективности. Часто на тестировании или интервьюировании выявляются как сильные, так и слабые стороны новых сотрудников, что позволяет более четко спроектировать необходимые мероприятия по повышению их квалификации до необходимого уровня[18].

Одним из важнейших критериев при найме и отборе новых работников является способность и, более того, желание учиться и развиваться. Ведь какой бы высокой квалификацией не обладал кандидат, рано или поздно он столкнется с тем, что новые задачи стали слишком сложными, и он попросту не знает, как их выполнить[19]. В связи с этим, на стадии отбора соответствующие службы должны четко выявлять кандидатов, готовых учиться и заинтересованных в получении новых знаний и навыков. Зачастую новые сотрудники переходят к стадии обучения сразу же после стадии отбора, в ходе которой становится понятно, что сотрудник уже умеет, а чему его еще следует научить[20]. Кроме того, подобная практика способствует адаптации работника к новым условиям труда и коллективу, порядкам и стандартам.

Получение высокой отдачи от обучения невозможно без высокого уровня мотивации сотрудников по завершению учебного процесса[21]. Лицам, отвечающим за подготовку учебных программ и непосредственно их проводящим, следует продумать ряд мер, которые смогут поддерживать должный настрой у обучаемых как во время, так и после обучения. Заинтересованным в развитии сотрудникам, которые доказали свою приверженность интересам и идеалам компании, стоит предоставить возможность учиться дальше, развиваться ради выполнения более сложных задач.


1.3 Психологическое сопровождение процесса профессионального обучения персонала организации

Корпоративное (внутрифирменное) профессиональное обучение является наиболее действенным способом быстрого решения наиболее важных проблем компании, которые связаны как с повышением объема продаж, так и с достижением стратегических целей. Составной частью процесса обучения является процесс корпоративного обучения и программы развития персонала[22]. Процесс корпоративного обучения персонала наглядно может быть отражен на схеме (рис. 1).

Рисунок 1 –Процесс корпоративного обучения персонала[23]

Корпоративное обучение имеет следующие преимущества: комплекс обучающих программ разрабатывается и составляется индивидуально, согласно концепции обучения корпорации; корпоративное обучение сплачивает коллектив в единую команду, укрепляет корпоративную культуру компании, позволяет выявить кадровый резерв.

В настоящее время многие крупные корпорации не только имеют свои отделы по развитию и обучению персонала, но и формируют свои корпоративные центры и университеты. Создание современного корпоративного обучения в организациях основано на слиянии и методологиях таких наук, как педагогика, психология, менеджмент и маркетинг[24]. На практике руководителями и разработчиками корпоративных центров становится группа специалистов: руководитель, менеджер по обучению персонала, тренер-консультант, практический психолог, маркетолог и финансист, работающих в тесном сотрудничестве.

Система корпоративного обучения может быть эффективной только в том случае, когда будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы изменения, подготовлены проекты изменений, определены сроки и затраты[25]. Менеджер по обучению, бизнес-тренер и психолог-консультант должны объединить свои знания и навыки по корпоративному обучению персонала для достижения стратегических целей организации.

При организации и проведении внутрифирменного обучения персонала в компании необходимо учитывать многие факторы для достижения максимальной эффективности, правильно выбрать методы обучения[26]. Основной формой работы с персоналом при подготовке и проведении корпоративного обучения является тренинг, для которого обязательным условием является пред - и посттренинговое сопровождение, а также непреложным условием является сопровождение сотрудников в процессе самого тренинга, что в условиях организации может выражаться в следующих основных шагах[27]:


- предварительные собеседования с участниками, интервью, экспресс-диагностика, фокус-группы с целью наиболее полного выявления потребностей и профессионального уровня каждого участника (в ходе предтренинга);

- сопровождение во время тренинга;

- оценка результатов проведенного тренинга, отчет руководству компании по проведенному тренингу и постренинговому сопровождению;

- составление индивидуальных рекомендаций и планов для дальнейшего развития каждого участника тренинга.

П.С. Гуревич дает следующее определение Т-группы: «Т-группа – специальная группа людей, в которой проводится социально-психологический тренинг, преследующий цель развития у его участников умений и навыков межличностного общения, снятия у них психологических барьеров, препятствующих эффективному межличностному и деловому общению»[28].

Определяя тренинг как психологическое воздействие, Л. А. Петровская пишет: «Весь курс тренинга и каждое отдельное его занятие можно рассматривать как ситуацию воздействия... Методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать определенные изменения»[29].

И.В. Вачков подчеркивает: «Тренинги, будучи формой практической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий занятия»[30].

А.Г. Геращенко выделяет следующие виды тренингов:

- навыковые бизнес-тренинги;

- тренинги личностного роста;

- тренинги командообразования.

Процесс психологического сопровождения корпоративного обучения персонала можно разбить на 4 этапа:

- диагностику (изучение) до обучения персонала. Определение задач организации. Разработка программы психологического сопровождения процесса корпоративного обучения персонала организации.

- проведение программы. Проработка на кейсах и ролевых играх. Разбор задач компании, отработка принятия решения. Навыки работы в команде, понимание общих задач, принятие совместных решений.

- сопровождение после обучения.

- диагностика. Отчет-рекомендация для руководителя организации, подведение итогов[31].

На различных этапах жизненного цикла предприятия место и роль корпоративных тренингов, их подготовка и проведение согласуются с типом стратегии обучения организации: поддерживающая или инновационная. На этапе зрелости организация функционирует стабильно, и тренинги имеют поддерживающий характер. Тогда как в условиях организационных изменений, в остальные периоды жизненного цикла, корпоративный тренинг является важным инструментом преобразования, который обеспечивает управление изменениями и носит инновационный характер.


Таким образом, обучение и повышение квалификации персонала в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности работника[32]. Для эффективности непрерывного обучения нужно, чтобы работники проявляли инициативу и сами хотели учиться[33]. Администрации необходимо увеличить мотивацию, а также создать климат, благоприятствующий обучению.

ГЛАВА 2 Характеристика основных форм профессионального обучения

2.1. Организация профессионального обучения в Ульяновский филиале ПАО «Туполев» - конструкторское бюро

Публичное акционерное общество «Туполев» (ПАО «Туполев») крупнейшим разработчиком авиационной техники, занимающийся проектированием, производством и испытаниями летательных аппаратов различного назначения, созданием и внедрением новых технологий для их производства, обеспечением эксплуатации и послепродажного обслуживания самолетов, подготовкой экипажей в учебном центре. Компания стремится к сохранению и развитию научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса Российской Федерации, обеспечению безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации перспективных программ создания авиационной техники.

Ульяновский филиал – наиболее молодой среди крупных региональных подразделений ПАО «Туполев». История филиала начинается в 1986 г. с создания представительства ММЗ «Опыт» на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (в настоящее время ЗАО «Авиастар-СП») для сопровождения производства пассажирских авиалайнеров четвертого поколения Ту-204.

Свое современное наименование – УФКБ ПАО «Туполев» Ульяновское конструкторское бюро получило после реорганизации АНТК им. А.Н. Туполева в Открытое акционерное общество «Туполев». В составе УФКБ находится 15 конструкторских бригад, охватывающих все основные направления авиационного проектирования: каркаса и интерьера, электросистем и бортового оборудования, прочности и массы, систем управления, СКВ и др. Филиал укомплектован современной компьютерной техникой и программным обеспечением, имеет локальную вычислительную сеть, соединенную с сетью базового предприятия ЗАО «Авиастар-СП» и с ЦКБ в Москве.


В настоящее время филиал ведет деятельность по поддержке находящихся в эксплуатации самолетов семейства Ту-204, продолжает конструкторское сопровождение производства самолетов марки «Ту» на ЗАО «Авиастар-СП». Вместе с Ту-204СМ по-прежнему актуальными остаются такие программы как дальнемагистральный самолет Ту-204-300 и грузовой Ту-204-100С. Также конструкторы УФКБ ПАО «Туполев» ведут разработки в рамках российско-китайского проекта самолета специального назначения на базе Ту-204, участвуют в оборонных программах ПАО «Туполев».

Обучение и повышение квалификации инженерно-технического состава, специалистов и рабочих предприятия происходит во внешних учебных центрах по следующим направлениям:

- повышение квалификации и обучение руководителей и специалистов во внешних учебных центрах. Основной целью является повышение уровня профессиональных знаний руководителей, специалистов и служащих. Обучение проводится на курсах повышения квалификации в академиях, институтах, факультетах повышения квалификации, а также в учебных центрах, имеющих лицензию на образовательную деятельность;

- обязательная подготовка и переподготовка рабочих. Основной целью является последовательное совершенствование умений, знаний и навыков рабочего персонала ПАО «Туполев». Обучение рабочим профессиям подконтрольным Ростехнадзору проводится исключительно в учебных комбинатах, имеющих лицензию на образовательную деятельность;

- организация курсов английского языка силами специализированных учебных центров. По распоряжению генерального директора ПАО «Туполев» на предприятии организовано обучение авиационному английскому языку для руководителей и ведущих специалистов;

- организация и проведение курса занятий по охране труда. В ПАО «Туполев» проводятся первичные инструктажи по охране труда, систематические обучение и проверки знаний требований охраны труда руководителей, специалистов, других служащих и рабочих предприятия.

Внутреннее обучение и развитие сотрудников компании проводится по следующим направлениям:

- новый пилотный проект «Самообучающаяся компания». Целью проекта является передача новых знаний от сотрудников ПАО «Туполев», направляемых ранее на обучение в специализированные учебные центры. После завершения обучения Служба обучения и развития персонала ПАО «Туполев» организует курс лекций по передаче полученных знаний в рамках их профессионального развития;

- новый пилотный проект по передаче уникальных корпоративных знаний для специалистов Московской площадки и филиалов ПАО «Туполев». Целью данного проекта является передача уникальных знаний и корпоративной информации от более опытных сотрудников для повышения квалификации специалистов различных подразделений;