Файл: «Эффективность менеджмента организации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Под предметом «менеджмент» принято считать науку об эффективности, эффективности всего: инвестиций, производства, организаций и т.д. К тому же, работа менеджера состоит в том, чтобы быть результативным. Чем бы он ни занимался, от него требуется верное решение задач. Тем не менее, управляющие должности и должности менеджеров занимают работники, не обладающие высокой результативностью, несмотря на то, что среди них много тех, кто имеет высокий уровень развития и творческое воображение. Эти люди, как правило, хорошо обучены и обладают широкими познаниями. К сожалению, связи между качествами руководителя и его эффективностью как работника не всегда наблюдаются. Даже самые талантливые люди могут быть неэффективными. Они не осознают, что одаренность может способствовать эффективности только путем целенаправленного труда. Одни пытаются активно проявить себя, показывая бурную деятельность, которую другие воспринимают как «творческий взрыв», другие не торопливо и хладнокровно продвигаются к своей цели и приходят к ней первыми. Работа менеджера заключается в управлении людьми, для достижения какой-либо поставленной цели. Если менеджерская деятельность решает установленные планы, реализует цели, и все это осуществляется на основе оптимального использования ресурсов, то можно считать ее эффективной. Из всего этого следует вывод, что эффективность показывает, в какой мере руководящий орган приходит к цели. Мировые организации растут, вместе с масштабом в них увеличивается и сложность руководства, перед компаниями встают новые задачи. В этой непростой ситуации менеджерам необходимо не растратить время на пустяки, а сосредоточиться на числе действительно важных для организации вопросов. Это практически невозможно сделать в отсутствие формализованной системы, отслеживающей главные показатели работы и позволяющей на основе этой информации влиять на происходящее в организации. Главная цель управляющего, настроенного на эффективность деятельности компании, состоит в том, чтобы выбрать подход, соответствующий условиям его предприятия, и вписать его в общую систему управления компанией.

Эффективность менеджмента - не простая, обширная категория. Она отражает своеобразие экономических, социальных и иных явлений. Рассмотрение категории эффективности позволяет сделать вывод, что правильными по содержанию и формам проявления эффективности являются виды показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве меры. В виде критерия оценки эффективности производства и управления используются основные показатели использования индивидуальных видов ресурсов: материальных и основных производственных ресурсов, финансовых вложений, производительности труда, деятельность персонала, и общие показатели, характеризующие финальные результаты. Повышение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате выработки и осуществления путей роста экономической эффективности управления.


Глава 1. Понятие и содержание эффективности менеджмента организации

1.1 Содержание понятия эффективности менеджмента организации

Эффективность менеджмента отображает показатель управленческой деятельности, отображающую уровень и качество системы менеджмента, достижение поставленных задач и целей, уровень достижения запланированных количественных и качественных критериев. Оценивание и рассмотрение производительности менеджмента связаны с установлением уровня достижения организацией поставленных целей и задач. При том учитывается основная цель менеджмента - получение большого результата с минимальными расходами основных видов ресурсов (трудовых, социальных, материальных и др.).

Увеличение роли менеджмента в среде современной экономики в результате приобретения предприятием финансовой свободы и полной ответственности за свои показатели, ведет к втягиванию в сферу управления дополнительных ресурсов. Для владельца предприятия важно не только рациональное использование ресурсов для управления, но и то, насколько руководство дает важные преимущества организации на рынке, повышает его конкурентоспособность, поддерживает социальную значимость организации. В условиях конкуренции менеджеры обязаны заботиться о объемах  и рациональности предприятия.
Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления - составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:
1. Управленческого потенциала, т. е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;
2. Затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
3. Характера управленческого труда;
4. Эффективности управления, т. е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей. 


Эффективность - это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т. е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами,  это и есть содержание эффективности как управленческой сферы.
На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.[1]
Таким образом, эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:
1. Результат управления не всегда заключается в прибыли;
2. Такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;
3. Результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
4. Затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что конечный результат управленческой деятельности можно назвать эффектом управления. Он является результатом всех мероприятий в организации, которые направлены на совершенствование производства, организационной структуры, мотивацию персонала, улучшение коммуникаций и т.д.

Также следует отметить, что эффективность характерна не для всякого взаимодействия, а лишь для целенаправленного; поэтому данная категория носит управленческий характер и отражает прежде всего степень достижения поставленных целей. В отличие от эффекта, эффективность - это всегда определенное соотношение (результата с целями или результата с затратами на его получение), т.е. величина относительная.


1.2 Эффективность менеджмента как фактор повышения конкурентоспособности

Конкурентоспособность организации - это ее сравнительная степень, выражающая способность производить свою хозяйственную деятельность более эффективно сравнительно с другими предприятиями. Конкурентоспособность - термин относительный, одна организация может быть конкурентоспособной только по отношению к другой.

Конкурентоспособность предприятия создается под воздействием внешних и внутренних аспектов. Тем не менее, при оценке конкурентоспособности сравниваемых предприятий следует учитывать только внутренние обстоятельства, т.к. внешние располагаются за пределами влияния предприятия и являются едиными для сравниваемых предприятий.

Фактором следует понимать момент, существенный в каком-либо процессе, явлении. Эффективность управления складывается под воздействием ряда факторов, которые можно группировать по следующим признакам:

- по продолжительности влияния;

- по характеру влияния;

- по степени формализации;

- по форме влияния;[2]

Рассмотрим более подробно основные факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента.

По длительности воздействия выделяют факторы, воздействие которых осуществляется на протяжении продолжительного количества времени (технический уровень производства, варианты управления и др.) и которые действуют меньшее количество времени (прогулы, нарушения трудовых порядков и норм в т.п.).

По характеру воздействия выделяют факторы интенсивные и экстенсивные. Интенсивные обеспечивают увеличение эффективности управления за счет активизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда менеджеров и повышения качества условий данного труда, подготовка руководителей. Экстенсивные предполагают применение дополнительных ресурсов - рост численности руководящего персонала, увеличение и совершенствование технического оснащения труда руководителей на качественной основе и т.д.

По степени формализации существуют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы.

В зависимости от уровня влияния, факторы следует подразделить на: народно-хозяйственные, отраслевые, на уровне предприятий.

По составу различают факторы:

- научно-технические (объем автоматизации труда),

- организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина),


- экономические (система  поощрения и материальной ответственности), 

- социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения), технические, физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др.[3]

Все перечисленные факторы могут влиять на систему менеджмента сами по себе, в отдельности, а также в составе с другими.

При общем положительном воздействии они развивают и увеличивают существенный рост производительности управления, при отрицательном - уменьшают. Роль управленцев состоит в том,чтобы поэтапно воздействовать на эти факторы.

1.3 Важные аспекты, влияющие на эффективность менеджмента

На эффективность управления влияют разные обстоятельства, среди них определяются:

- умственные и физические способности человека, его возможности выполнять руководящие обязанности;

- ресурсы производства, с помощью которых менеджер и коллектив, производят все необходимое для жизни, то есть усиливают умственные и физические возможности;

- социальные условия, которые приводят к проявлению творческих способностей каждого из работников;

- совокупное воздействие предыдущих факторов, усиленных их интеграцией

В управленческой деятельности большую роль играет человеческий интеллект, использования вычислительных систем, информационное обеспечение труда руководителей и специалистов Специфика современных систем, объектов и субъектов управления состоит в приумножении творческих способностей человека за счет интеграции науки, техники и производства Большое значение имеют профессиональный уровень руководителя, его творческие способности уровень формализации накопленного опыта, способность быстро принимать и реализовывать управленческие решения.[4]

Значительное воздействие на эффективность управления производят такие обстоятельства как, участие в руководящей деятельности коллектива, улучшения качественных кадров руководства, грамотная организация труда и т.д. На эффективность управления также влияет - иерархичность, часто она приводит к тому, что обстоятельства, которые сильно влияют на итоги производственной деятельности находятся за пределами полномочий органа, который руководит данным объектом (к примеру, несвоевременные доставки сырья по вине поставщиков, дисбаланс в производстве потреблении по вине органов отрицательно влияющих на эффективность управления).