Файл: «Эффективность менеджмента организации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также важно, чтобы каждый сотрудник правильно понимал требования к себе, своему подразделению и был должным образом заинтересован, т. е. имел стимул к их выполнению; а значит, должны быть обязательно разработаны конкретные ориентиры оценки эффективности работы каждого подразделения и адекватная система мотивации к достижению заданных ориентиров. Только определив уровень ответственности и необходимые точки контроля в работе тех или иных подразделений, можно сформировать более эффективную систему мотивации. Важно отметить, что оперативные задачи различных подразделений должны сотрудничать между собой и соответствовать стратегическим целям компании.[12]

Таким образом, существует большое количество способов и методов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых связан с какой-либо определенной областью деятельности предприятия. Повысить эффективность управления можно также, используя различные методы непосредственно к менеджеру, например, увеличить уровень его квалификации, получение дополнительного образования, учёной степени.

Каждое предприятие ответственно в решении вопроса о выборе путей повышения эффективности менеджмента в зависимости от специфики деятельности и особенностей уже сложившейся системы управления. Однако любому руководителю важно осознавать, что наибольшая эффективность управленческой деятельности будет достигнута в том случае, если использовать различные методы в комплексе, ориентируясь при этом на цели и стратегии развития предприятия.

Современный менеджмент создает необходимость развития способностей, позволяющих быстро изменять стратегию в случае возникновения внешних или внутренних угроз; постоянное самообучение и обучение новым методам и технологиям управления; осознание своей социальной ответственности и роли оказываемого влияния на подчиненных; необходимость комплексного обеспечения подчиненных всем необходимым в процессе труда – материалами, информацией, средствами труда; необходимость участия менеджера в различных проектах, основанных на применении новых интеллектуальных методов и технологиях, составляющих наиболее ценный нематериальный актив любой компании; включение в деятельность менеджера задачи по формированию положительного имиджа компании на рынке и своего собственного имиджа внутри компании, по совершенствованию взаимодействия с клиентами фирмы.[13]


Глава 3 Результативность менеджмента

3.1 Понятие результативности менеджмента

Результативность менеджмента представляет собой способность системы управления создать условия для реализации намеченных целей, удовлетворяющих определенную общественную потребность, создающую условия для стабильного развития социально-экономической системы.

Цель менеджмента заключается в создании условий долговременного существования и развития организации, которые возможно реализовать при грамотном влиянии на персонал и партнеров. В связи с переходом российской экономики к рыночным отношениям цели организации приходится подстраивать под потребности общества и экономику в целом.

Эффективность менеджмента показывает его результативность в достижении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономического эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление. Экономический смысл эффективности менеджмента - в обеспечении наибольшего экономического эффекта при данных ресурсах на управление. Социальный смысл - в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.  В условиях корпоративных структур отдельные самостоятельные структурные звенья имеют общую цель, ориентированную на определенный вид продукции, потребляемой внутри системы и реализуемой на сторону. В данном случае результативность производственно-хозяйственного звена определяется по уровню реализации его цели как степени удовлетворения рыночной и внутрисистемной потребностей. Результативность менеджмента как степень удовлетворения потребности в продукции (услугах) организации оценивается на уровне общества, экономики, определенного рынка. При оценке научно-технического уровня и качества продукции следует дать оценку экологическим последствиям в регионах производителя и потребителя, к которым приводят производство и потребление данной продукции. При наличии в корпоративной структуре финансовых или инвестиционных звеньев, маркетинговых центров, рекламных служб их результативность определяется аналогичным образом.

Рeзyльтaтивнocть менеджмента представляет собой cпocoбнocть cиcтeмы yпpaвлeния coздaвaть ycлoвия для peaлизaции нaмeчeнныx цeлeй и cтaбильнoгo paзвития coциaльнo-экoнoмичecкoй cиcтeмы, кoтopaя зaвиcит oт cтeпeни и кoличecтвa дocтигнyтыx peзyльтaтoв пpeдпpиятия зa oпpeдeлeнный срок нa кaждoй ступени  aппapaтa yпpaвлeния.[14]


Итогом вышеизложенного является вывод - чтобы измерять результативность, необходимо иметь четко определенные цели и планы. Без этого у нас не будет точки отсчета для оценки результативности. Для измерения эффективности какого-либо процесса нужно уметь определять затраты на выполнение этого процесса. Если это удается сделать, то руководство предприятия всегда может определить чего мы конкретно достигли в том или ином направлении работы, и какой ценой получены эти результаты.   

3.2 Подходы к оценке эффективности деятельности организации

Любая человеческая деятельность направлена на получение определённого результата (эффекта), достижение цели. Не исключение и предпринимательская деятельность. Для принятия верных управленческих решений руководство должно понимать и адекватно оценивать экономическое и финансовое состояние своей компании, тот эффект, который приносит предприятие.  В основе этого понимания лежит анализ и оценка. Экономический эффект - результат экономической деятельности, измеряемый, как правило, разностью между денежным доходом от деятельности и денежными расходами на её осуществление. Таким образом, если денежный доход превышает денежный расход, то имеет место положительный экономический эффект.[15]

Экономическая эффективность - показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат). Иными словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина результата хозяйственной деятельности, тем выше эффективность. Понятие экономической эффективности применимо и к деятельности предприятия, и к функционированию всей хозяйственной системы. Таким образом, для определения эффективности результат соотносится с затратами на его получение.

В современной литературе по теории экономического анализа общепринято деление экономических показателей, характеризующих экономические явления и процессы, на абсолютные, относительные и средние. Абсолютные показатели отражают количественные размеры явления (например, величина прибыли, собственного капитала). Относительные показатели позволяют сопоставить несопоставимые по абсолютным показателям объекты. Их получают в результате деления одной величины на другую, которую принимают за базу сравнения. Относительные величины представлены в форме коэффициентов или процентов (например, рентабельность продаж, доходность активов). Средние величины характеризуют обобщённую количественную совокупность явлений по какому-либо признаку (например, среднемесячная заработная плата, среднедневной объём продаж).


Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что эффект - это величина абсолютная, а эффективность - относительная. Цель экономического анализа заключается в оценке деятельности предприятия, а точнее результатов этой деятельности, достигнутых организацией в различных областях: финансовой, производственной, социальной, а также определении тенденций развития предприятия. Для достижения этой цели необходимо использовать различные виды показателей в комплексе, а так как анализ деятельности организации охватывает все стороны хозяйствования, то для его проведения требуется различная и очень обширная информация.

На современном этапе развития экономических отношений одним из важнейших условий осуществления стабильной деятельности организаций является наличие в них высокоорганизованной системы управления, отличающейся адаптивностью, гибкостью, результативностью. Несмотря на множественность всех направлений, настоящий уровень развитости экономики сдержан, причиной тому явилось отсутствие такой стратегии для подведения итогов результативности системы управления, которая позволила бы с помощью общего анализа оказать воздействие на текущее состояние предприятия, а также явилась базой для последующего развития функционирования ее структуры управления. Анализ и оценка эффективности менеджмента складывается на различных связях и изучении таких дисциплин, как:  основы нормотворческой деятельности,  управление персоналом, система государственного стратегическое управление, теория управления,  а также установление эффективной конституции предприятия.[16]

Эффективность организации управления - создание благоприятных условий для достижения производственным коллективом поставленных целей в кратчайший срок при наивысших качественных и количественных показателях и меньших затратах ресурсов. Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности (по уровню прибыли), по качеству планирования  (улучшение показателей бюджетирования), по эффективности вложений и по увеличению скорости накопления капитала. 


3.3 Целевой подход и системный подход к оценке организационной эффективности

Обеспечение эффективности организации является главной целью и сферой компетенции руководителей. В зависимости от запланированных намерений высшего состава менеджеров ее оценивают разными методами и по разным аспектам. Высокая результативность организации достигается благодаря слаженной системе менеджмента, нацеленной на грамотное использование всех организационных ресурсов и их постоянное развитие. Одной из основных задач менеджмента как системы руководства организацией является обеспечение эффективности ее деятельности.

 В связи с ориентацией развития производственно-хозяйственных систем на конечные результаты формулирование и взаимно связка целей по конечным результатам приобретает исключительную значимость. Ошибки в формулировании цели становятся все ощутимей (по некоторым данным, до 90% всех ошибок в управлении происходят из-за ошибок в формулировании целей). В ряде случаев промежуточные цели подменяют главные. Иногда промежуточные цели приобретают значение самоцели, и происходит потеря главной цели. Однако преувеличение значения главной цели снижает внимание к промежуточным целям, от качества и сроков, достижения которых зависит ее реализация. [17]

Рассмотрим целевой подход. Следует отметить, что он определяет эффективность экономической организации ее возможности добиваться заранее поставленных планов. Применительно к этому подходу группы в организации действуют рационально для достижения целей. Рационализм заключается в выборе такого варианта использования ресурсов, который бы позволил достичь поставленных целей с наименьшими затратами. Этот подход следует использовать в том случае, если цели поставлены и прогресс можно точно засвидетельствовать. Любая коммерческая организация начинает свою деятельность по установлению в качестве целей определенных экономических показателей; усилия управления направлены на обеспечение достижения определенных финансовых результатов. Соответственно масштабу задач различают общефирменной, внутрифирменную и групповую эффективность. Общефирменная эффективность отражает изменение общих целей организации (например, по размеру продаж или доли рынка, прибыли, уровня рентабельности и т.д.); внутрифирменная - динамика целей ее структурных подразделений (центров прибыли или ответственности), а групповая - полноту достижения групповых целей (собственников капитала, менеджеров, рабочих).  Однако, один и тот же результат может быть достигнут разными способами, с меньшими или большими усилиями, на что влияет много факторов. В частности, если действующая система законов создает благоприятные условия для одного вида деятельности (или одной фирмы, например, через систему льгот), то она достигнет желаемых результатов (например, уровня рентабельности или доли рынка) с меньшими усилиями, чем другие, находятся в худших условиях (хотя управление ими может осуществляться по всем правилам и рекомендациям теории и практики менеджмента). Это означает, что при выборе целей высший менеджмент должен учитывать условия деятельности. В некоторых случаях это приводит стремление руководителей устанавливать «реальные» цели, которых можно достичь в существующих условиях функционирования фирм. Следствием этого является потеря фирмой возможности развиваться с опережением, не приспосабливаясь к обстоятельствам, а воздействуя на них. [18]