Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Методология предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что всестороннее правовое регулирование предпринимательской деятельности и широкое изучение предпринимательского права являются важными факторами успеха проводимых в стране экономических реформ.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Предпринимательское право включает основы правового механизма регулирования предпринимательской деятельности, представляющего комплекс имущественных отношений (по субъектам, объектам, договорным обязательствам и др.), в выработке навыков применения законодательства при решении правовых вопросов, касающихся предпринимательской деятельности.

В научной и учебной литературе существует несколько концепций регулирования предпринимательской деятельности. Так, одни учёные, сторонники предпринимательского права, как самостоятельной отрасли права, утверждают, что предпринимательские отношения должны регулироваться только одной отраслью права.

Дуалистическая концепция рассматривает эти отношения с позиции гражданского и административного права, утверждая, что горизонтальные отношения равноправных субъектов должны регулироваться гражданским правом, а вертикальные отношения – административным правом, не исключая применение норм иных отраслей права.

Как отрасль права предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними отношения (предшествующие, сопутствующие, сменяющие), в том числе отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, которые возникают в сфере предпринимательской деятельности.

Предметом исследования является нормативно-правовая база, регламентирующая специфику предмета, методов и принципов предпринимательского права.

Целью данной курсовой работы является исследование предмета, метода и принципов предпринимательского права, внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.


Достижение поставленной цели связано с реализацией ряда следующих задач:

  1. изучить предпринимательские отношения как предмет предпринимательского права;
  2. охарактеризовать некоммерческие отношения как предмет предпринимательского права;
  3. рассмотреть диспозитивный метод предпринимательского права;
  4. проанализировать императивный метод предпринимательского права;
  5. рассмотреть и проанализировать конституционные и отраслевые принципы предпринимательского права.

Методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, анализ, синтез, формально-логический, дедукция, индукция, абстрагирование, обобщение.

Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и другие нормативно-правовые акты, учитывая материалы дел судебной практики. Также при написании курсовой работы были использованы научные труды таких учёных как О. Г. Алексеева, О. А. Кудинов, И. В. Ершова и других.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, включающая в себя три главы объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматриваются вопросы понятия и сущности предпринимательского права, а также проблематика самозанятости и некоммерческих отношений как предмета предпринимательского права. Во второй главе также рассматриваются вопросы диспозитивного и императивного метода предпринимательского права. В третьей главе рассматриваются и анализируются конституционные и отраслевые принципы предпринимательского права с учётом разъяснений КС РФ некоторых положений. В заключении сформулированы выводы соответствующие цели и задачам курсовой работы и представлены предложения по совершенствованию регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности.

Глава 1. Понятие и сущность предмета предпринимательского права


1.1. Предпринимательские отношения как предмет предпринимательского права

В первую очередь следует отметить, что предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию национальной экономики.

Данные отношения подразделяются на две группы: предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения, которые складываются только между предпринимателями) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель - орган управления), образуя в своей совокупности хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.[1]1

Определение предпринимательской деятельности дано в ст. 2 ГК РФ, из которого следует, что это, во-первых – самостоятельная деятельность, во-вторых - деятельность осуществляемая на свой страх и риск, и, в-третьих - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Предпринимательское право может быть определено как совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения. Анализ данного определения показывает три формы проявления отрасли права: правовая концепция, нормы права и правоотношения.

К первой форме относятся правовые идеи, заложенные в соответствующей доктрине. Такие идеи и доктрины вместе составляют правовую концепцию. Опираясь на концепцию, можно определить содержание правовых норм.[2]2

Предпринимательские отношения подразделяются на две группы:

  1. Предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель - предприниматель);
  2. Некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т. е. отношения предприниматель - орган управления).

Вместе все эти рассматриваемые группы образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот. В основе горизонтальных отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Права и обязанности сторон, как правило, возникают при заключении договора.

Во вторую группу входят отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д. В эту группу отношений включены отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования ценообразования и т.д. Для них характерна обязательность адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органа управления.[3]1


Особенность предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями заключается в их субъектном составе. Объекты предпринимательских правоотношений – это то, на что направлены предпринимательские права и обязанности субъектов правоотношений. К объектам предпринимательских прав относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество; действия субъектов по обязательствам; собственная деятельность субъекта предпринимательского права; нематериальные блага, используемые при ведении предпринимательской деятельности.

Основанием возникновения предпринимательских правоотношений служат юридические акты, т.е. предусмотренные нормами предпринимательского права действия или события, вызывающие изменение или прекращение у отдельно взятых юридических или физических лиц хозяйственных прав и обязанностей.

Если нормами предпринимательского права регулируется прежде всего предпринимательская деятельность, то правопорождающими фактами в предпринимательских правоотношениях являются преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений. События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств. Действия участников предпринимательских правоотношений подразделяются также на правомерные и неправомерные.[4]1

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

  1. абсолютные вещные правоотношения;
  2. абсолютно-относительные вещные правоотношения;
  3. абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
  4. неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обязательства.

Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Оно используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, поскольку субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом "абсолютно", не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.


Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации.

Если нормальная реализация предпринимательской деятельности прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное.

Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

Неимущественные предпринимательские правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

Помимо этого, важно отметить про достаточно актуальный вопрос на данное время по поводу самозанятости. Правового закрепления понятия самозанятости до настоящего времени нет, но научная доктрина тем не менее даёт характеристику указанной деятельности. Например, О. Н. Грабова приводит следующее определение: «самозанятые лица – это граждане, самостоятельно осуществляющие на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и не имеющие наёмных работников»[5]1. В целом можно согласиться с данным определением, но всё же систематическое получение прибыли больше относится к характерным чертам предпринимательской деятельности.