Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Методология предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве нововведения данный вид деятельности помимо Калужской области реализуется также в г. Москве, Московской области и республике Татарстан. Специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» предусмотрен до 31 декабря 2028 года. Применять рассматриваемый налоговый режим вправе как физические лица, так и предприниматели, получающие доходы от своей деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наёмных работников.

Но всё же самозанятость не следует отождествлять с предпринимательской деятельностью, так как при самозанятости граждане не имеют право совмещать разные режимы налогообложения, не имеют право нанимать персонал, также отсутствует необходимость в предоставлении налоговой отчётности, отсутствует обязанность в использовании контрольно-кассовой техники. Для самозанятых граждан существует как правило, только определённый вид деятельности, которым они вправе заниматься по патенту.

1.2. Некоммерческие отношения как предмет предпринимательского права

Ко второй группе отношений, входящих в предмет предпринимательского права, относятся отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими отношениями. Например, отношения, связанные с образованием предприятия и т.д.

Кроме того, в данную группу отношений входят отношения по государственному регулированию национальной экономики. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т.д.[6]1

Построение социально-ориентированной рыночной экономики предполагает возрастание роли некоммерческих организаций, оказывающих различные виды социальных услуг. В ГК РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.


Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:

• с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования;

• с другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;

• с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование;

• со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда и фондов целевого назначения (материального поощрения, производственного и социального развития и др.).[7]1

При этом некоммерческая организация может выполнять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять лишь в целях, ради которых она создана. Подобное ограничение устанавливается законодательством, с тем чтобы предотвратить занятие более прибыльной деятельностью в ущерб основной, отвечающей целям ее создания.

Содержание финансовых отношений в каждой из групп определяется организационно-правовой формой, в которой создается некоммерческая организация, особенностями целей и характера их деятельности в процессе оказания услуг. Это обуславливает специфику состава финансовых ресурсов некоммерческих организаций, порядка их формирования и использования.

Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и других формах, разрешенных законодательством.

В России большинство некоммерческих организаций созданы в форме бюджетных учреждений, правовой статус которых впервые определен Бюджетным кодексом РФ.[8]1 Необходимость законодательного определения статуса бюджетного учреждения было вызвано тем, что Гражданский кодекс РФ содержит определение только учреждения как организационно-правовой формы некоммерческой организации.


При этом в определении учреждения не конкретизированы собственник и источник финансирования учреждения. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетное учреждение как организацию, созданную органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

К бюджетным учреждениям относятся учреждения общего и профессионального образования, здравоохранения и социального обеспечения, научно-исследовательские учреждения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды и прокуратура, учреждения обороны, правопорядка и безопасности государства.

Содержание отношений некоммерческих организаций с бюджетами разных уровней зависит главным образом от правового статуса организации. Для бюджетных учреждений ввиду необходимости их финансирования собственником характерны двусторонние отношения в части получения финансирования из бюджета соответствующего уровня в зависимости от подчиненности учреждения и уплаты налогов в бюджетную систему. Двусторонние отношения возникают независимо от того, осуществляет бюджетное учреждение предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность или нет.[9]1

Односторонние отношения с соответствующим бюджетом возникают только у учреждений, не финансируемых собственником за счет бюджетных средств (например, у органов вневедомственной охраны), в части уплаты налогов, связанных с оказанием платных услуг организациям и гражданам.

Отношения некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) с бюджетами также могут быть двусторонними или односторонними. Для некоторых организаций (общественных, религиозных организаций, фондов) предусмотрена как возможность получения бюджетных средств на определенные цели, предусмотренные законодательством о некоммерческих организациях, так и необходимость уплаты налогов. Отношения остальных некоммерческих организаций с бюджетами ограничиваются только уплатой налогов в соответствии с действующим законодательством.

Некоммерческим организациям иных организационно-правовых форм (общественные, религиозные организации, фонды), бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения ими федеральных целевых программ в форме субсидии.


Подводя итог по первой главе данной курсовой работы следует отметить, что предметом предпринимательского права являются общественные отношения, которые регламентируются нормами предпринимательского права. Объектом предпринимательского права могут быть деньги, имущество, ценные бумаги, то есть всё то по поводу чего возникают такие общественные отношения. Предпринимательское право – это комплексная отрасль права, которая сочетает как публично-правовые начала, так и частно-правовые начала, поскольку так или иначе затрагивает общественные или государственные интересы.

Глава 2. Методология предпринимательского права

2.1 Диспозитивный метод предпринимательского права

В первую очередь следует отметить, что диспозитивный метод отличается от императивного метода своим координационным характером. В рамках данного метода правового регулирования государство выступает координатором действий равных субъектов урегулированного правом отношения. Как правило, этот метод связан с такой формой юридического факта, как договор, при заключении которого стороны могут определить свои права, обязанности и меру ответственности.

Право в данном случае лишь регулирует порядок оформления договорных отношений, а также предусматривает решение вопросов правового характера на тот случай, если стороны не договорились о них самостоятельно. Такой метод правового регулирования характерен для частно-правовых отраслей, в том числе гражданского права.[10]1

Кроме того, следует учитывать, что нормы публичных отраслей права находятся в тесной взаимосвязи с положениями ГК РФ, что следует, например, из п. 1 ст. 1 НК РФ, где установлено, что институты, термины и понятия гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, используемые в указанном нормативно-правовом акте, подлежат применению в значении, которое вкладывается в них в этих отраслях законодательства. Следовательно, основу правового регулирования предпринимательских отношений составляют нормы частного права, применение которых является предпосылкой для реализации на практике публичных отраслей права.


Основной в юридической науке является подход, суть которого заключается в том, что частному праву свойственно применение норм, имеющих диспозитивный характер. Так, С. С. Алексеев, в частности, отмечал, что диспозитивные нормы «характерны для частного права – той области права, где регулирование осуществляется, прежде всего, самими субъектами». В. Ф. Яковлев обращал внимание на то, что «в частном праве преобладает диспозитивное начало, и договор является важнейшим регулятором отношений». С точки зрения М. И. Байтина, Д. Е. Петрова, диспозитивные нормы в наибольшей мере присущи гражданскому праву. Названные авторы «увязывают» диспозитивность нормы с методом правового регулирования, который базируется на равенстве и автономном положении субъектов.

Метод правового регулирования отношений в рамках осуществления предпринимательской деятельности ее субъектами следует определить, как императивно-диспозитивный. Диспозитивность проявляется в том, что права и обязанности субъектов возникают на основании договора, причем свобода договора, т.е. независимость и самостоятельность его сторон при выборе контрагента и формулировании условий, является принципиальным положением предпринимательского права Диспозитивному методу присущи следующие черты юридическое равенство сторон, автономия воль сторон, имущественная самостоятельность сторон, защита прав преимущественно в судебном порядке, имущественный характер юридической ответственности[11]1.

При этом, как обоснованно отмечает В. М. Сырых, о том, что свобода договора урезана, усечена в интересах общества и государства путём установления императивных предписаний. В частности, государство в императивной форме закрепляет основные способы обеспечения исполнения обязательств, основания ответственности за неисполнение договора, порядок заключения договора и требования к его форме. То есть диспозитивные нормы отграничиваются при помощи императивных норм.

Императивное и диспозитивное начала правовой регламентации отношений с участием предпринимателей находятся между собой в логической связке «единство и дифференциация», суть которой сводится к следующему:

а) наиболее полное регулирование рассматриваемых правоотношений представляется возможным только при условии единства диспозитивных и императивных норм, составляющих содержание ГК РФ. Диспозитивные нормы опосредуют юридическое оформление свободы предпринимателей вступать в любые договорные отношения. Императивные нормы, в свою очередь, являются закреплёнными на законодательном уровне границами такой свободы. Только единство диспозитивного и императивного начал в регулировании отношений с участием предпринимателей предполагает эффективность такого регулирования, которое базируется на достижении баланса интересов двух противопоставляемых друг другу субъектов рынка - государства и предпринимателей;