Файл: Правовые основы организации нотариата (Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными должностными лицами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Надзор состоит в осуществлении регулярного контроля над служебной деятельностью нотариуса. Проводить дополнительные проверки разрешается только в обоснованных случаях при наличии сведений, указывающих на необходимость проведения контрольной проверки. В отношении нового нотариуса первая проверка проводится в течение второго года его службы. Осуществление контроля над нотариальной деятельностью в Латвийской Республике обусловлено особенностями организации нотариата. В ст. 1 Закона Латвийской Республики от 01.06.1993 «О нотариате» установлено, что само ведение нотариальных дел осуществляется под надзором судебных учреждений. Присяжными нотариусами являются принадлежащие к судебной системе лица, осуществляющие свою деятельность при окружных судах и выполняющие установленные для них законом обязанности. В связи с этим непосредственный надзор над деятельностью присяжных нотариусов подведомствен тому окружному суду, в округе которого находится их должностное место.

Текущая деятельность, книги и дела присяжных нотариусов в любое время могут быть проверены судьей, направленным окружным судом. Председатель окружного суда наделен существенными полномочиями по осуществлению контроля над профессиональной деятельностью нотариуса. Так, он вправе давать присяжным нотариусам указания и распоряжения. В то же время создана Коллегия присяжных нотариусов Латвии, а Совет присяжных нотариусов Латвии может возбудить дисциплинарное дело в отношении нотариуса по представлению суда или прокурора, а также по жалобам лиц или по собственной инициативе.

Кроме того, ст. 181 Закона Латвийской Республики от 01.06.1993 «О нотариате» предусматривает за нарушение законов и иных нормативных актов, а также инструкций, регулирующих деятельность присяжных нотариусов, и за допущение присяжным нотариусом халатности в своей деятельности, или неисполнение своих обязанностей, или совершение вне службы такого заслуживающего порицания поступка, который несовместим с должностным положением и достоинством присяжного нотариуса или с его пребыванием в должности или в прежнем месте практики, право министра юстиции возбудить дисциплинарное дело по представлению суда или прокурора, а также по жалобам лиц или по собственной инициативе.

Министр юстиции при возбуждении дисциплинарного производства уполномочен отстранить нотариуса от исполнения обязанностей до рассмотрения дела. Приведенные примеры показывают, что государства не отказываются от своих суверенных прав по осуществлению государственного контроля. Отдельные полномочия могут делегироваться профессиональным объединениям, что налагает на государство в первую очередь дополнительную обязанность по осуществлению административного надзора над эффективностью такой передачи. Не только нотариус должен находиться под административным контролем, но и нотариальная палата, статус которой также нуждается в серьезной корректировке. Российская Федерация в этой части существенно отстает от своих ближних соседей.


Следует согласиться с мнением И.В. Москаленко о необходимости становления системы подготовки частных нотариусов[3]. В настоящее время дисциплина «Нотариат» вообще не включена в государственный образовательный стандарт по специальности «Юриспруденция». Сами Основы о нотариате не вводят обязанность нотариуса повышать свой профессиональный уровень. Повышение квалификации происходит бессистемно и в разных регионах зависит от степени активности нотариальной палаты. Необходимо также отметить, что в течение всего времени действия Основ о нотариате значительно поменялись системообразующие нормативные акты: приняты четыре части ГК РФ, новые ГПК РФ, НК РФ, реформирована система органов юстиции. Конституция РФ была также принята уже после вступления в силу Основ о нотариате. Это значит, что Основы о нотариате не стали результатом системной реформы отраслевого законодательства, а есть документ, изначально обреченный на поэтапное «старение». Кроме того, главный недостаток видится в том, что законодатель 1991—1993 гг. от эйфории серьезных перемен пробовал решить новые задачи без какой-либо вообще продуманной концепции.

Учитывая деловую активность того времени, связанную с переделом собственности и становлением национального класса буржуа, нотариусы, действуя от имени государства, но не отвечая перед ним, стали перед соблазном нарушения закона и пополнением собственного капитала. Обращает внимание, что даже в ФРГ (где спокойно, без жестоких переделов и коррупционных скандалов развиваются рыночные отношения) устанавливается ответственность нотариуса в размере до 100 тыс. евро только за проявление страсти к наживе. Все это породило негативное отношение к институту нотариата вообще. К сожалению, представители нотариального сообщества нередко «подогревали» государственные претензии: «За все годы советской власти мы пропитались ненавистью к богатым и просто зажиточным. Мы привыкли к равенству в бедности. А тут вдруг — “частная собственность”, “большие доходы”, “частный нотариус”». Г. Елизарьев называл Минюст России «министерством справедливости» в кавычках со всеми вытекающими комментариями. Понятно, что такой дух общения не мог способствовать построению конструктивного диалога между нотариатом и государством. Отчасти поэтому принятие нового закона о нотариате откладывается уже более 10 лет. Так, Государственная дума пыталась изложить закон в новой редакции в 1997 году, но попытка не увенчалась успехом: Президент РФ наложил вето.


У государства имеются все рычаги, чтобы любые проблемные вопросы разрешить в конструктивном ключе. Если есть какие-то претензии к конкретным нотариусам, то их должны предъявлять правоохранительные органы; системные ошибки в организации всего института должны исправляться путем внесения изменений в Основы о нотариате или принятия новых федеральных законов.

Законодательный орган ведь не находится под влиянием нотариусов. М. Мерлотти, констатируя, что дух наживы поразил российский нотариат, отмечает: «Когда над нотариатом сгущаются тучи, избранники гражданского общества проявляют пагубную тенденцию отстраняться от него. При принятии новых законов (или глав ГК РФ — основного закона частного права) они лишают себя великолепного инструмента предупредительного правосудия и правовой защиты, каким является нотариальный акт, — и только для того, чтобы доказать, что можно обойтись без нотариусов!» Приведенные доводы свидетельствуют о том, что в ближайшее время необходимо принять новый закон о едином нотариате. Политическая воля должна оформиться в юридический документ. Промедление с решением данного вопроса может привести к такой ситуации, когда сам объект правового регулирования перестанет существовать в правовой действительности.

2.2 Перспективы развития нотариата

Содержание нотариальной деятельности включает в себя правовое оформление и закрепление субъективных гражданских прав путем удостоверения договоров, доверенностей, завещаний, фактов, имеющих юридическое значение, и иных сделок, выдачи свидетельств о праве на наследство, свидетельств о праве собственности и др.

Нотариальная деятельность имеет удостоверительный, подтверждающий характер, юридически закрепляет гражданские права в целях предупреждения в дальнейшем их возможного нарушения. Ее предметом являются бесспорные дела.

В настоящее время изменилась система построения бюджетных правоотношений. Бюджетный кодекс РФ закрепляет четкое разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, не предусматривая при этом финансирования из бюджетов субъектов РФ расходов на содержание государственных нотариальных контор. Таким образом, на сегодняшний день субъекты РФ остались без источников для финансирования их деятельности.

В связи с проводящийся сегодня работой по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ существует настоятельная необходимость урегулировать порядок финансирования государственных нотариальных контор.


Что касается права должностных лиц органов местного самоуправления совершать нотариальные действия, то, в соответствии с частью четвертой ст.1 Основ в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

После вступления в силу Основ была принята Конституция Российской Федерации, закрепившая принципиально иной, по сравнению с существовавшим ранее, порядок организации власти. В результате чего приведенное положение ст.1 Основ в настоящее время не может быть распространено на должностных лиц органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления органами исполнительной власти не являются, поскольку в соответствии со ст.12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Учитывая изложенное, органы местного самоуправления (их должностные лица) могут совершать нотариальные действия лишь в случае наделения их указанным полномочием в порядке, установленном ст.132 Конституции РФ (законом, с передачей необходимых материальных и финансовых средств).

Поскольку нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (подп.«л» п.1 ст.72 Конституции РФ) и ст.1 Основ предусмотрено наличие у органа исполнительной власти полномочия по совершению нотариальных действий, представляется, что указанное полномочие может быть им передано законом субъекта РФ органам местного самоуправления на территории соответствующего субъекта РФ.

Говоря о возможности отнесения нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, к государственным служащим, следует указать, что должность нотариуса не может быть отнесена к должности государственной службы по следующим основаниям.

Несмотря на то, что государственная служба и нотариальная деятельность относятся к институтам публичного права, а государственный служащий и нотариус являются носителями публичной должности, правовое регулирование этих институтов существенно отличается друг от друга.

Государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать общеобязательные решения. Государственная должность заключает в себе долю этих полномочий, являющуюся составной частью компетенции государственного органа. Нотариус набором властных полномочий не обладает.

Другим отличительным признаком государственной службы от нотариальной деятельности является то, что она основана на принципе подчиненности. Нотариусы же независимы в своей деятельности по совершению нотариальных действий.


Законодательством установлены определенные правила поступления и нахождения на государственной службе. Они касаются условий проведения конкурса на замещение государственной должности, испытания при замещении государственной должности, порядка проведения аттестации государственного служащего, его прав, денежного содержания, ответственности, оснований увольнения.

Основы, в свою очередь, предусматривают особые процедуры наделения нотариуса полномочиями и лишения его права нотариальной деятельности, правила и порядок совершения им нотариальных действий, контроль со стороны органов юстиции за его профессиональной деятельностью.

Отдельная проблема касается практики применения п.5 Постановления Верховного Совета РФ от 11.02.93 года № 4463-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» – о порядке перехода на частную практику нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.

Сложность, связанная с порядком перехода на частную практику нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, обусловлена установлением территориальными органами Министерства юстиции РФ не предусмотренных законом ограничений (при наличии в нотариальном округе вакантных должностей частных нотариусов, на конкурсной основе, с согласия нотариальной палаты субъекта РФ).

В соответствии с подп.«б» п.5 Постановления № 4463-1 нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и желающий заняться частной практикой, назначается на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная контора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления. В этом случае рекомендации нотариальной палаты не требуется.

С учетом приведенного положения представляется, что нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, желающий заняться частной практикой, должен назначаться на должность органом юстиции в том же нотариальном округе без каких-либо условий и ограничений.

В соответствии со ст.11 Основ законодательства о нотариате нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба РФ, с указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы.

Вместе с тем, согласно ст.4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 года № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», Государственный герб РФ воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, а также на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, и помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.