Файл: Правовые основы организации нотариата (Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными должностными лицами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, нотариусы не подпадают под действие ст.4 Закона «О Государственном гербе Российской Федерации».

В целях устранения коллизии в настоящее время рассматриваются варианты решения проблемы правового урегулирования использования Государственного герба РФ для помещения его на печатях нотариусов.

Ввиду четко отсутствия правовой регламентации порядка выдачи свидетельств о праве на наследство в отношении имущества, перешедшего по праву наследования к государству, на практике возникают разночтения в отношении определения государственных органов, в компетенцию которых входит оформление от имени государства наследственных прав.

Действующими в настоящее время нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок учета, оценки и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, конфискованного, бесхозяйного имущества и кладов (Постановление Совмина СССР от 29.06.84 года № 683 «Об утверждении Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» и Инструкция о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденная Минфином СССР 19.12.84 года № 185, установлено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу, на который возлагается учет, принятие мер по охране и оценке имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству.

Однако Положением о Федеральной налоговой службе на указанное ведомство была возложена организация работы государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству. На этом основании можно сделать вывод о том, что свидетельство о праве на наследство должно выдаваться территориальным органам Министерства РФ по налогам и сборам.

Регистрация права собственности наследников на основании свидетельств о праве на наследство. Коллизионная ситуация обусловлена тем, что форма свидетельства о праве на наследство устарела и не содержит сведений, указание которых предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (о дате рождения и реквизитах документа, удостоверяющего личность правообладателя). Необходимы пересмотр и разработка новых форм свидетельств.


В соответствии со ст.43 Основ при удостоверении сделок нотариус обязан проверять дееспособность участвующих в сделках граждан. Однако порядок проведения такой проверки действующим законодательством не установлен.

Представляется, что в этой ситуации нотариус располагает следующими способами для выяснения дееспособности граждан.

Статья 21 ГК РФ определяет дееспособность как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия. Кроме того, в случаях, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

В этой связи для установления дееспособности гражданина, участвующего в сделке, нотариус может требовать предъявления документа, подтверждающего возраст лица, обратившегося за совершением нотариального действия, а в соответствующих случаях – свидетельства о браке.

Если у нотариуса имеются основания предполагать, что кто-либо из участников сделки не может понимать значения своих действий или руководить ими вследствие душевной болезни или слабоумия, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, а сведений о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным не имеется, нотариус, в соответствии с абзацем вторым ст.41 Основ, вправе отложить совершение сделки и истребовать дополнительные сведения от физических и юридических лиц (например, не выносилось ли судом решение о признании лица, участвующего в сделке, недееспособным или ограниченно дееспособным). В зависимости от полученной информации нотариус либо удостоверяет сделку, либо отказывает в совершении нотариального действия.

Вышеизложенные проблемы и пути их решения свидетельствуют о крайней необходимости изменения действующего законодательства в сфере нотариата и нотариальной деятельности. Слишком долго эта сфера общественных отношений находилась на «задворках» мыслей законодателя, поэтому сегодня пора уделить вопросу совершенствования правового регулирования нотариальной деятельности и статуса нотариата самое пристальное внимание.

Заключение

Делая вывод по работе можно сказать что, современный нотариат – это система государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.


Предметом нотариальной деятельности является удостоверение бесспорных фактов. Совершая нотариальные действия, нотариусы не используют принцип публичности, им запрещается разглашать сведения, которые стали известны в связи с совершением нотариальных действий, за исключением случаев предусмотренных Основами о нотариате.

Уникальность института нотариата, его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Кроме того, современный нотариат России позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции. На такие сущностные характеристики нотариата важно обратить внимание именно сейчас, когда государство испытывает большие сложности при финансировании правоохранительной и судебной систем России.

Нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией России, Конституциями республик в составе России, данными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

При этом нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариальные действия в России могут совершаться не только нотариусами. Однако в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий.

Институт современного нотариата обладает следующими основными признаками, раскрывающими его правовую сущность:

- целью осуществления нотариальной деятельности является защита в установленном порядке и предусмотренными законом средствами прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, общества и государства;

- нотариат России включает в себя две категории нотариусов: нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариусы обладают публичными, властными полномочиями и осуществляют нотариальную деятельности от имени Российской Федерации;


- институт нотариата организационно не входит в систему органов государственной власти и представляет собой институт гражданского общества;

- нотариальная деятельность осуществляется в области бесспорной юрисдикции.

Существует ряд конституционно-правовых проблем правового регулирования деятельности нотариата в системе защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов. К таким проблемам относятся: формальное отношение соблюдать в нотариальной практике правило о необходимости выяснять сделкоспособность или дееспособность лиц, участвующих в сделке, при ее удостоверении. Также, проблемным аспектом работы российского нотариата является указание продажной цены объекта недвижимости в нотариально удостоверяемых договорах купли-продажи. Нормальным явлением среди российских нотариусов считается, когда в таком договоре указывается, что объект недвижимости продается за цену, оговоренную продавцом и покупателем.

С введением новых форм защиты гражданско-правовых отношений и исключением нотариата из этой области увеличилось и количество споров, рассматриваемых российскими судами. Все это приводит к выводу о нецелесообразности исключения института нотариата из гражданского оборота и необходимости восстановления подлинного статуса и функций нотариата и, соответственно, усилению с помощью нотариата регулятивных функций государства в имущественных отношениях.

Можно сказать, что нотариат занял свое достойное место в системе учреждений юстиции, осуществляющих правозащитные функции. Являясь публично-правовым институтом и, совершая предусмотренные законом нотариальные действия, нотариусы в полной мере гарантируют доказательную силу и публичное признание оформленных ими документов.

Однако анализ ситуации в государственном нотариате показал, в силу многих причин нотариат не в состоянии выполнять качественно и в полном объеме возложенные на него функции, поэтому законодательство о нотариате должно быть усовершенствовано.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., по сост. на 21.07.2014. // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, по сост. на 29.12.2017. // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ, по сост. на 25.04.2018. // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.


4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, по сост. на 14.05.2018. // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1) . – Ст.1.

5. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», по сост. на 29.12.2017. // Собрание законодательства РФ. – 12.01.1998. – № 2. – Ст. 219.

6. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», по сост. на 03.04.2018. // Собрание законодательства РФ. – 20.03.2006. – № 12. – Ст. 1232.

7. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», по сост. на 04.06.2018. // Собрание законодательства РФ. – 31.07.2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3434.

8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», по сост. на 07.03.2018. // Собрание законодательства РФ. – 28.11.2011. – № 48. – Ст. 6724.

9. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации», по сост. на 18.04.2018. // Российская газета. – № 32. –08.02.1992.

10. Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», по сост. на 10.01.2003. Утратил юридическую силу. // Российская газета. – № 120. – 25.06.1993.

11. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», по сост. на 26.07.2006. // Бюллетень нормативных актов. – № 2–3. – 1992.

12. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», по состоянию на 18.04.2018. // Собрание законодательства РФ. – 15.01.1996. – № 3. – Ст. 140.

13. Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». Утратил юридическую силу. // Полный сборник законов Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 1 августа 1999 года. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

14. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», по сост. на 17.02.2018. //

Специальная литература

15. Бегичев А.В. Сущность правозащитной деятельности нотариата в системе социальной функции государства // Нотариус. 2015. № 5. С. 26 - 29.

16. Белицкая А.В. Необходимость института государственного контроля над органами нотариата в РФ: теоретический аспект // Нотариус. 2015. № 5. С. 33 - 36.

17. Даниленков А.В. К вопросу об интернет-правовом регулировании нотариальной деятельности // Нотариус. 2015. № 7. С. 29 - 33.

18. Дегтярев С.Л. Взаимоотношение судебной власти с органами нотариата // Нотариус. 2012. № 5. С. 12-15.

19. Каменков В.С. Нотариат в Беларуси, в России, в Казахстане (задачи, функции, принципы деятельности) // Бюллетень нотариальной практики. 2015. № 2. С. 22 - 26.

20. Мизинцев Е.Н. О соотношении нотариальной и судебной деятельности // Российский судья. 2012. № 4. С. 28 - 31.