Файл: Управление рисками в проектной среде (Практическое применение управления рисками).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Причиной возникновения рисков являются неопределенности, существующие в каждом проекте. Риски могут быть “известные” - те, которые определены, оценены, для которых возможно планирование.

Риски “неизвестные” - те, которые не идентифицированы и не могут быть спрогнозированы. Хотя специфические риски и условия их возникновения не определены, менеджеры проекта знают, исходя из прошлого опыта, что большую часть рисков можно предвидеть. Реализуя проекты, имеющие высокую степень неопределенности в таких элементах, как цели и технологии их достижения многие компании уделяют внимание разработке и применению корпоративных методов управления рисками. Данные методы учитывают как специфику проектов, так и корпоративных методов управления.

Большое значение в данную область исследования внесли труды зарубежных и российских авторов, таких как Хелен С. Кук, Кейт Познер, Алан Д. Орр. Гонтарева И.В., Ахметов К.А., Милошевич Д.З. и др.

Предмет исследования - риски. Объект исследования - управление проектами. Цель данной работы - изучить управление рисками в проектной среде. Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:

1. Определить оценку рисков реализации проекта

2. Изучить планирование непредвиденных обстоятельств

3. Охарактеризовать риски бизнес- планирования

4. Проанализировать риски инвестиционного проекта

5. Рассмотреть проект модернизации городского наружного освещения в городе Рязань

6. Дать анализ договору аренды

При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Характеристика управления рисками проектов

1.1 Оценка рисков реализации проекта

Не бывает проектов без рисков. При увеличении сложности проекта повышается число и масштабы сопутствующего риска. При осмысленном управлении проектами, в наибольшей степени необходимо думать не о промежуточных действиях по анализу рисков, а скорее о том, как выработать план реагирования для сокращения уровня рискованности[13,с.42].


Риск реализации проекта — это вероятное событие, которое приводит к тому, что принявший решение субъект теряет возможность достигнуть запланированного результата проекта или отдельных его параметров, характеризующихся временной, количественной и стоимостной оценкой. Проектные риски всегда связаны с неопределенностью, которая представляет собой такое состояние объективных условий принятия проекта к исполнению, которые не позволяет спланировать последствия решений из-за неполноты и неточности доступной информации[10,с.106].

Если информации о риске нет, то он становится неизвестным, и по нему необходимо заложить специальный запас без реализации управленческих процедур. Для угрозы, по которой имеется хотя бы минимум информации, можно проработать план реагирования, что делает минимизацию риска возможной.

Целесообразным представляется неоднократное проведение оценки риск в при реализации проекта. Наиболее оптимально минимизация рисков происходит в рамках этапа разработки идеи проекта или в момент согласования проектной документации[6.с.59].

К основным рискам, присущим большинству проектов относятся:

- маркетинговый риск;

- риск нарушения графика проекта;

- риск несоблюдения проектного бюджета;

- общеэкономические риски.

Маркетинговый риск подразумевает риск недополучения прибыли из- за сокращения объемов реализации или цены на товар. Причинами появления рисков несоблюдения графика или превышения проектного бюджета могут быть как объективные факторы (изменение таможенных пошлин при растормаживании оборудования, что приводит к задержке груза), так и субъективные факторы (низкое качество проработки или несогласованность работ)[3,с.42].

Общеэкономические риски – это риски, которые связаны с внешними для предприятия факторами (изменение курсов валют и процентной ставки, усиление или ослабление инфляции).

В современной методологии управления рисками реализации проекта предусмотрена активная работа с причинами и последствиями выявляемых опасностей и угроз. Управление рисками — это совокупность связанных между собой процессов, которые основаны на идентификации, оценке рисков, определению мер по сокращению масштаба возникающих при наступления рискового события неблагоприятных последствий[1,с.93].

Основные процедуры оценки рисков реализации проекта:

- идентификация;

- анализ;

- составление плана реагирования;

- контроль и мониторинг.

Идентификация - это определение риска на основе обнаруженных факторов его возникновения, а также документальное оформление его параметров. Количественный и качественный анализ источников возникновения и вероятности неблагоприятных последствий представляют собой собственно оценочную процедуру[8,с.53].


В ходе планирования реагирования на обнаруженные факторы предполагается разработка мер по снижению негативного воздействия на параметры и результаты проекта. В силу динамичности и уникальности событий, сопутствующих им рисков проектная деятельность особенно нуждается в эффективной системе мониторинга и контроля, участвующие на каждой стадии жизненного цикла проекта.

Управление рисками проектной деятельности подразумевает под собой следующее:

- понимание участниками угроз и неопределенностей в среде реализации проекта, их причин и возможных отрицательных событий как следствие появления рисков;

- поиск возможностей для эффективного и результативного решения проектных задач, учитывая выявленную неопределенность;

- выявление путей снижения рисков реализации проекта;

- доработка проектного плана с учетом появляющихся рисков и комплекса мер по их снижению[17,с.102].

1.2 Планирование непредвиденных обстоятельств

Планирование на случай непредвиденных обстоятельств основано на вероятности того, что допущения и основанные на них планы в той или иной степени окажутся нереалистичными. Эти планы стремятся заранее установить то, что может пойти вразрез с основным бизнес-планом[5,с.39].

В современной экономической обстановке предприятиям приходится функционировать в условиях, когда жизненный цикл многих товаров и технологий значительно сокращен, сведения о них распространяются быстро и всюду, а интеллектуальный капитал становится одним из серьезных факторов в завоевании конкурентных преимуществ в будущем[4,с.51].

В такой ситуации допущения непредвиденных событий становятся необходимым элементом любого вида планирования. Результативность планирования деятельности экономических субъектов во многом зависит от гибкости планов в менеджменте, от способности и умения быстро перестраиваться, от оперативности в использовании новых возможностей, открываемых рынком.

Метод планирования непредвиденных обстоятельств подразумевает то, что при построении сценария планируемых событий на первое место выступает риск (из-за того, что подразумевается наличия в деятельности, помимо прочего, научно-исследовательских и проектных работ)[14,с.117].

На любой стадии создания новых видов продукции и образцов техники могут возникнуть неожиданные проблемы, из-за которых срываются сроки, перерасходуются ресурсы, не достигаются запланированные цели (инновационные проекты могут даже ликвидироваться).


В связи с этим при планировании бизнес- проекта необходимо учитывать вероятность допущения непредвиденных обстоятельств. Анализ выполнения общего плана проекта организации включает в себя тактический и оперативный аспекты прикладного анализа на стадии составления плановых сценариев и в процессе контроля по ходу исполнения предполагаемых событий в практике хозяйствующего субъекта[16,с.121].

Необходимость применения метода планирования непредвиденных событий показателей плана, может быть вызвана действием объективных факторов, ведет к необходимости изменения целевых значений показателей и последующим пересмотром запланированных мероприятий, а в крайних случаях и стратегических целей[12,с.72].

Составляющие метода планирования непредвиденных обстоятельств Непредвиденные обстоятельства по планируемому проекту определяются для каждой стадии отдельно. Вся совокупность аспектов непредвиденных обстоятельств, которые должны учитываться при планировании, представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Аспекты риска возникновения непредвиденных обстоятельств[15,с.437].

На основе, совокупности аспектов риска возникновения непредвиденных обстоятельств можно говорить, что опасности при реализации проекта могут возникнуть в довольно большом спектре составляющих экономической деятельности предприятия[17,с.102].

Управленческие решения, которые принимаются относительно сценария при планировании, должны приниматься на основании предварительных исследований рыночной ситуации, с учетом вероятных изменений внешней и внутренней среды организации[7,с.121].

Процесс планирования непредвиденных обстоятельств будет эффективным при наличии следующих аспектов: анализ стратегии предприятия и выработка его рисковой стратегии; идентификация стратегических целей и рисков; построение причинно-следственной цепочки и количественное измерение рисков; выбор показателей (индикаторов); планирование рисков и постановка целей; разработка мероприятий (проектов); составление отчетности; интенсификация.

При планировании непредвиденные обстоятельств могут возникнуть следующие негативные для компании последствия:

- противоречивые действия отдельных подразделений;

- угроза для успешного завершения проектов (речь идет и о стратегически важных);

- субъективная оценка менеджмента предприятия и неправильное распределение активов предприятия, которое основывается на неверной оценке возможных непредвиденных обстоятельств;


- потеря конкурентного преимущества и доли рынка предприятием в дальнейшем[9,с.62].

Стратегия предприятия и успешная реализация запланированных событий оптимально функционируют при использовании системы гибкого трехуровневого планирования, в основе которой лежит составление долгосрочных планов с разбивкой по годам.

На базе этих планов происходит разработка локальных, краткосрочных проектов на следующий бюджетный период. При этом функции долгосрочных планов заключаются в следующем: в формулировке целевых и контрольных показателей; в определении необходимых подразделениям ресурсов; в установке лимитов и нормативов для дальнейшего формирования бюджета[2.с.74].

Метод планирования непредвиденных обстоятельств соответствует современным запросам системы управления и позволяет регулировать процесс формирования ключевых сценариев развития организации в условиях жесткой конкуренции и внешней нестабильности.

Недостаточное внимание к непредвиденным обстоятельствам при планировании может привести к недополучению потенциальной прибыли, вследствие чего финансовые вложения в планируемый проект могут не принести ожидаемых прибылей или обернуться убытками компании.

1.3 Риски бизнес-планирования

Риск – это вероятность наступления неблагоприятного события, действие которого может привести к утрате некоторой части ресурсов, получению прибыли не в полном объеме или же появлению дополнительной статьи расходов. Инвестиционные проекты всегда сопровождаются различными видами рисков[3,с.142].

Наличие вероятности рисков становится причиной тщательного анализа фирмами всех инвестиционных проектов. Оценка инвестиционных рисков – это обязательная составная часть всех бизнес- проектов и бизнес-планов. Глубина анализа наступления рисков зависит от конкретной деятельности компании и масштабов проекта[6,с.139].

При крупных проектах осуществляется тщательное исследование рисков при помощи специального математического инструментария теории вероятностей. В более простых проектах оценка рисков проводится при помощи экспертных оценок. Существует множество видов рисков, и поэтому предпринимателям следует оценивать те риски, которые являются наиболее вероятными. Для этого нужно:

- Определить все возможные риски;

- Оценить вероятность наступления каждого;

- Вычислить ожидаемые убытки при их появлении;