Файл: Аналитические регистры налогового учета (на примере ООО «СНОУ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) корректировка прибыли, полученной по данным бухгалтерского учета, для целей налогообложения – для мелких организаций. Регистры налогового учета могут состоять из регистров бухгалтерского учета и единственного дополнительного регистра – регистра корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения;

4) налоговый учет ведется в обособленном налоговом Плане счетов – к бухгалтерскому Плану счетов дополнительно вводятся «налоговые» счета, записи на них производятся по правилам для забалансовых счетов. Так бухгалтер может при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета. Возможность осуществлять одновременные записи уже внедряется в компьютерные программы для ведения учета[5].

Каждая организация выбирает наиболее рациональный способ ведения учетов, исходя из особенностей своей деятельности. Однако на практике это все равно приводит к тому, что  организации ведут бухгалтерский учет, законодательно утвержденный на территории РФ, налоговый учет – для целей налогообложения, но помимо этого, еще составляет отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Применение МСФО обусловлено ростом финансовой грамотности отечественных инвесторов, а так же участием российских компаний в международном бизнесе, улучшением инвестиционной среды.

Исчисление всех налогов осуществляется на основе информации об отдельных фактах хозяйственной деятельности, которая содержится в первичных учетных документах бухгалтерского учета. Данная информация в различных видах бухгалтерских и налоговых регистров группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета.

Каждый налог, сбор и взнос имеет самостоятельные элементы: субъект и объект налогообложения, налоговую базу, ставку, период налогообложения, которые определены в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ и другими федеральными законами.

Для целей налогообложения важным этапом является определение налогооблагаемой базы. В практике отечественных организаций существует три модели формирования налогооблагаемых баз, которые различаются по степени самостоятельности по отношению к бухгалтерскому учету.

В качестве основы первой модели используется бухгалтерская информация, которую не корректируют для целей налогового учета. Примером такой информации для формирования налогооблагаемой базы может служить налог на имущество организации. Объектом налогообложения при данном налоге служит остаточная стоимость основных средств, которая отражается в данных бухгалтерского учета.


Согласно второй модели формирование показателей налогового учета происходит путем корректировки бухгалтерской информации показателей. К данной модели взаимодействия бухгалтерского и налогового учета относится единый налог при упрощенной системе налогообложения. За основу расчета налоговой базы по единому налогу принимаются данные поступлений денежных средств (в кассе, на счетах в банках). Далее эти данные корректируются в соответствии в требования Налогового кодекса РФ.

В соответствии с третьей моделью предполагается расчет налоговой базы без применения показателей бухгалтерского учета. Такой налоговый учет организован по НДФЛ, для которого предусмотрено составление специального налогового аналитического регистра по каждому налогоплательщику, в которых кроме данных о выплаченных налогоплательщику доходов, отражаемых в бухгалтерском учете, приводятся суммы стандартных налоговых вычетов, которые в системе бухгалтерского учета не отражаются. Аналогичная система применяется для НДС. Его исчисление производится на основе данных специальных первичных учетных документов (счетов-фактур), которые обобщаются в специальных налоговых регистрах (книги покупок и книги продаж)[6].

Согласно нормативному регулированию бухгалтерской отчетности установлены следующие требования к ведению и учету документов. Данные правила применимы и к налоговой отчетности:

1. Учет ведется на русском языке. Если первичные учетные документы были составлены на ином языке, к ним необходимо приложить подстрочный перевод.

2. Учет осуществляется строго в национальной валюте – рублях. Если расчеты были произведены в иной валюте, необходимо сделать пересчет, учитывая данные Центрального банка России.

3. Учет затрат на производство продукции (услуг или работ) или расходов ведется отдельно от учета затрат на капитальные и финансовые вложения.

4. Все хозяйственные операции подлежат обязательному документированию, первичные учетные документы составляются на месте либо сразу же после свершения операции.

5. Регистры налогового учета и отчетности ведутся по установленным Министерством финансов и иными органами формам. Разработанные экономическими субъектами самостоятельно формы регистров налогового учета должны содержать определенные НК РФ реквизиты. Сведения, содержащиеся в регистрах, должны составлять коммерческую тайну предприятия.

7. Все объекты налогового учета подлежат денежной оценке. Если, например, какое-либо имущество было приобретено за плату, его оценка состоит из фактически произведенных на его покупку затрат. Имущество, которое получено безвозмездно, оценивается по своей рыночной стоимости на текущий момент; имущество, которое производит само предприятие, оценивается исходя из суммы затрат на его изготовление.


8. Активы и обязательства предприятия в обязательном порядке необходимо с определенной периодичностью инвентаризировать. Порядок и периодичность инвентаризации устанавливает руководство предприятия.

9. На предприятии обязательно должна быть сформирована и утверждена учетная политика по ведению налогового учета. В этой политике необходимо учесть все установленные допущения и требования. Руководитель предприятия должен также разработать и утвердить правила ведения документооборота и технологию обработки учетной информации[7].

Отчетность представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Существует два варианта представления налоговой и бухгалтерской отчетности:

  • на бумажном носителе;
  • в электронной форме.

Налогоплательщик может сдать отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя. Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя). Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях. 

Налоговую отчетность можно направить по почте. Направляя отчетность почтовым отправлением, налогоплательщик прикладывает опись вложения. При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление отчетности в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота или через сайт ФНС России.

ТКС – это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде. Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Преимущества электронного способа представления:

  • нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат);
  • не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях;
  • сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности);
  • оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде);
  • гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки);
  • защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами;
  • возможность получения в электронном виде справки о состоянии расчетов с бюджетом, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС России по налоговому законодательству а также направить запрос информационного характера в налоговые органы.

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

1) если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

2) если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников превышающая 100 человек;

3) если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу. С 01.01.2014 года данная норма действовует в отношении налога на добавленную стоимость.

Таким образом, налоговая отчетность представлена документами налогоплательщика, включающий в себя расчеты по авансовым платежам и сборам и налоговые декларации по всем видам налогов и обязательным платежам или по уплаченным доходам. В нее также входят приложения к расчетам и налоговым декларациям. В Налоговом кодексе РФ установлен порядок формирования и подачи налоговой отчетности, которая составляется и подается в государственные органы налоговой службы. Налоговая отчётность отражает не только финансовую и экономическую отчётность, но также выражает хозяйственную деятельность предприятия. Эта отчётность обеспечивает контроль за уплатой налогов в положенное время, фиксирует все исчисления.

2. Налоговые регистры современного предприятия (на примере ООО «СНОУ»)

2.1. ООО «СНОУ» как субъект налогообложения

Организация зарегистрирована 16 апреля 2007 года. Полное название – Общество с ограниченной ответственностью «СНОУ». ОГРН: 5077746639317, ИНН: 7727144897, ОКПО 47427450. Организация расположена по адресу: 113447, Москва, улица Черемушкинская Б., дом 10, строение 1. ООО «СНОУ» была поставлена на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве.

Основной вид деятельности организации: оптовая торговля автотранспортными средствами и мотоциклами.

Сведения о видах экономической деятельности ООО «СНОУ» по данным ЕГРЮЛ представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Сведения о видах экономической деятельности ООО «СНОУ»

Код по ОКВЭД

Тип

Наименование вида деятельности

50.30.1

Основной вид деятельности

Оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями

50.10

Дополнительный вид деятельности

Торговля автотранспортными средствами

50.40.1

Оптовая торговля мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями

51.70

Прочая оптовая торговля

52.48.23

Розничная торговля спортивными товарами, рыболовными принадлежностями, туристским снаряжением, лодками и велосипедами

63.11

Транспортная обработка грузов

74.13.1

Маркетинговые исследования

74.14

Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления


Организационная структура (рис. 2.1) оптовой компании представляет собой систему управленческих звеньев, которые расположены в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами организации.

Задача организационной структуры – распределение между отдельными подразделениями организации прав и обязанностей. Руководство текущей деятельностью организации осуществляется единоличным исполнительным органом – Директором.

Директор

Заведующий складом

Заместитель директора по коммерческим вопросам

Главный бухгалтер

Склад

Отдел продаж

Рисунок. 2.1. Организационная структура ООО «СНОУ» в 2016 г.

Организационная структура ООО «СНОУ» постоянно совершенствуется адекватно развитию организации. В ООО «СНОУ» на конец 2014 г. зафиксировано 12 штатных сотрудников. Все сотрудники имеют надлежащее профессиональное образование, подготовку и опыт работы.

Проведем анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности. Информацией для анализа послужила финансовая отчетность организации: «Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2016 г.» (Приложение 1) и «Отчет о финансовых результатах за 2016 г.» (Приложение 2).

Составим табл. 2.2, в которой проанализируем основные финансовые результаты деятельности ООО «СНОУ».

В 2015 г. наблюдается снижение выручки по сравнению с 2014 г. на 29409 тыс. рублей или 31,13% за счет сокращения объемов реализации. В 2016 г. по сравнению с 2015 г. выручка увеличилась на 3897 тыс. рублей или на 6% за счет роста объемов реализации. В целом за 3 года выручка снизилась на 25512 тыс. рублей или на 27%.

Себестоимость при этом в 2015 г. снижается на 24838 тыс. рублей или 32%, в 2016 г. – на 1267 тыс. рублей или 2,4% . За 3 года происходит снижение себестоимости на 26105 тыс. рублей или 34% (против снижения выручки на 27%).

Коммерческие расходы снижаются на 27612 тыс. рублей или 16%. Управленческие расходы в организации учитываются в составе себестоимости и в от

Таблица 2.2

Основные финансовые показатели ООО «СНОУ» в 2014-2016 гг.

Показатель

Годы

Абсол. изменения

Темпы прироста, %

2014

2015

2016

2015/
2014

2016/
2015

2016/
2014

2015/
2014

2016/
2015

2016/
2014

Выручка от реализации, тыс. руб.

94461

65052

68949

-29409

3897

-25512

-31,13

6

-27

Себестоимость, тыс. руб.

76710

51872

50605

-24838

-1267

-26105

-32,38

-2,4

-34

Коммерческие расходы, тыс. руб.

14437

11663

12163

-2774

500

-2274

-19,21

4,3

-15,8

Коммерческая себестоимость, тыс. руб.

91147

63535

62768

-27612

-767

-28379

-30,29

-1,2

-31,1

Прибыль от продаж, тыс. руб.

3314

1517

6181

-1797

4664

2867

-54,22

307,5

86,5

Прочие доходы, тыс. руб.

710

709

0

-1

-709

-710

-0,14

-

-

Прочие расходы, тыс. руб.

1838

1228

1055

-610

-173

-783

-33,19

-14,1

-42,6

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

2186

998

5126

-1188

4128

2940

-54,35

413,6

134,5

Текущий налог на прибыль, тыс. руб.

437

200

319

-237

119

-118

-54,23

59,5

-27

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

1749

798

4807

-951

4009

3058

-54,37

502,4

174,8

Рентабельность деятельности, %

3,64

2,39

9,85

-1,25

7,46

6,21

-

-

-