Файл: Международный опыт развития школьного и студенческого спорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Наивысшей человеческой ценностью является здоровье – физическое, психическое и духовное. Во многом состояние нашего здоровья зависит от образа жизни, который мы ведем. Как считает Р. А. Абзалов, «здоровый образ жизни это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья»[1]. Мы придерживаемся определения З.Ф. Дудченко, который объясняет здоровый образ жизни как «достижение максимальной работоспособности, хорошего самочувствия, настроения, ощущения комфорта, благополучия, хорошего внешнего вида, долгой жизни»[2].

Как отмечает Т.Н. Леван, «функция саморазвития в области здоровья отражена в Федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, где в качестве требований к инфраструктуре образовательного учреждения обозначена сформированность культуры здоровья педагогических работников: наличие у них знаний и умений по вопросам использования здоровье сберегающих методов и технологий, здоровье сберегающий стиль общения, образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью. Соответственно каждый учитель, управляя своим профессиональным развитием, должен уделять внимание сохранению и развитию своего здоровья, поскольку это перестало быть его личным делом и стало законодательно закрепленной частью его профессиональной компетенции»[3]. Таким образом, одним из основных направлений деятельности педагога является формированием навыков здорового образа жизни и мотивации на созидающее поведение у учащихся, в образовательном процессе через свой личный пример. Причем, это актуально как для всех уровней системы образования – от школы до университета.

Цель работы – изучение международного опыта развития школьного и студенческого спорта.

Задачи:

1. Охарактеризовать спорт как условие развития гармоничной личности;

2. Рассмотреть спорт в школе как основу здорового образа жизни;

3. Изучить историю развития российского спортивного студенческого движения;

4. Провести сравнительный анализ студенческого спорта в России и США;

5. Провести сравнительный анализ физкультурного образования в России и Европе.

Объект исследования – школьный и студенческий спорт.


Предмет исследования – особенности развития студенческого и школьного спорта в России и за рубежом.

Краткая характеристика источников. Для решения поставленных перед нами задач мы обратились к трудам ведущих исследователей в области педагогики, психологии, физиологии и так далее.

Рассматривая вопрос влияния спорта на формирование личности, мы изучили работы В.Л. Абушенко, О.И. Вапнярской, В.В. Константинова, И.А. Чернова, Ю.В. Щербатых и других исследователей личности, процесса ее формирования и особенностей влияния спорта на этот процесс.

Роль школьного спорта в формировании здорового образа жизни раскрыта в работах В.К. Бальсевич, Е.В. Витун, С.Р. Гилазиевой, Ф.Д. Мухамитяновой и других исследователей.

История и перспективы развития студенческого спортивного движения в нашей стране отражены в работах И.Л. Димитрова, И.А. Журовой, Ф.Д. Мухамитянова.

Проводя сравнительный анализ развития студенческого спорта в России и США, в качестве источников мы использовали труды В. Дзвоника, С.В. Майбородина, А.В. Починкина, К.С. Хуснутдинова и других.

Для сравнительного анализа физкультурного образования в России и Европе кроме источников на русском языке нами были также использованы иностранные источники.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические основы изучения международного опыта развития школьного и студенческого спорта

1.1. Спорт как условие развития гармоничной личности

Здоровье является главным условием гармоничного развития и функционирования личности. Оно характеризуется как естественное состояние личности, отражение степени гармоничности ее развития и функционирования в социуме. Таким образом, понятие здоровье нельзя интерпретировать только с точки зрения физического состояния индивида.

Здоровье человека является предметом изучения целого ряда дисциплин: медицины, биологии, психологии, социологии, философии и так далее. Во многом такой подход определяет само понятие личности человека. В психологии функционируют несколько подходов к определению понятия личности. Часть исследователей определяют личность человека исключительно как социальную. Так, Абушенко В.Л. определяет личность, как «понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности»[4]. Иными словами, личностью не рождаются, а становятся под влиянием социального окружения. Другие исследователи отмечают ведущую роль в процессе формирования личности ее биологическому началу. Например, З. Фрейд пишет: «Биологическое начало в человеке – это основополагающий фактор развития личности»[5]. Третья группа исследователей обращается к личности человека исключительно как к психологической категории. Щербатых Ю.В. пишет: «Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом»[6].


Все три подхода являются верными, хотя и отражают суть личности только с одной, определенной стороны. Сочетание в человеке биологического начала, социального опыта и спектра психологических черт определяет и то, что многие характеристики его личности не могут интерпретироваться однозначно. К таким характеристикам относится и здоровье.

На современном этапе развития человечества мы можем говорить о структуре здоровья человека. Ее основными элементами являются: физическое здоровье, социальное здоровье и психическое здоровье.

Физическое здоровье человека является прямым отражением физиологических свойств организма. В данном случае двумя важнейшими факторами, позволяющими судить об уровне физического здоровья, являются образ жизни индивида и наследственность. Сразу стоит сделать оговорку, что здоровый образ жизни на современном этапе воспринимается гораздо шире, чем мы привыкли воспринимать, а именно: «Здоровый образ жизни основан не только на вербальной реакции и рефлексии граждан на состояние общества, но и на их саморефлексии, самооценке, самоидентификации, которая постоянно проявляется в реальном поведении, в отношении к здоровью»[7].

Социальное здоровье определяется ролью человека в обществе, его возможностью найти свое место. Отчасти социальное и физическое здоровье определяется психическим состоянием человека. Например, отклонения в психологической структуре личности способны породить вредные привычки, которые самым пагубным способом сказываются на физическом состоянии человека.

Федеральный закон о «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет массовый спорт как часть спорта, направленную на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях[8]. Массовый спорт выполняет в настоящее время ряд важных социальных функций, являясь важным элементом процесса социализации личности молодого человека, совершенно справедливо рассматривающимся специалистами в качестве важного средства сохранения индивидуального здоровья, организации содержательного досуга, подготовки к трудовой деятельности, предотвращения асоциального поведения. Во многих научных публикациях, посвященных физической культуре и спорту, подчеркивается, что именно развитие массового спорта, наряду с профессиональным спортом и спортом высших достижений, призвано способствовать решению наиболее актуальных для современного общества проблем социально-экономического характера, содействуя объединению общества, отвлечению представителей молодежи от вредных привычек, в частности, алкоголизма и наркомании, профилактики различных заболеваний, а также увеличению качества жизни, ее средней продолжительности[9].


Опыт развитых капиталистических государств мира свидетельствует о значимости массового спорта или спорта для всех (термины «массовый спорт» и «спорт для всех» в настоящее время используются во многих зарубежных странах как синонимы), в то же время организация и управление массовым спортом, его финансирование в данных странах осуществляется по-разному. Если для США, к примеру, характерно отсутствие прямой поддержки спорта из государственного бюджета и физкультурно-спортивное движение здесь в значительной степени финансируется частным сектором, стимулируемым большим количеством налоговых льгот и преференций, то в странах Западной Европы, напротив, имеет место смешанное финансирование массового спорта с преобладанием средств из государственного бюджета. Привлечение граждан различных возрастных групп и, в том числе, молодежи в развитых капиталистических государствах Запада осуществляется преимущественно через систему спортивных клубов, действующих как самостоятельно, так и в структуре физкультурно-спортивных организаций, что предполагает развитие коммерческого сектора физической культуры и массового спорта.

Необходимо отметить, что европейской системе организации функционирования массового спорта при всех ее несомненных преимуществах присущи и некоторые недостатки. Так, современные западные исследователи Б. Ванройзель и М. Такс, проанализировав итоги развития «спорта для всех» в странах Европейского Союза в течение нескольких последних десятилетий, пришли к следующим выводам: с одной стороны, по данным указанных исследователей, благодаря спорту для всех увеличилось число занимающихся спортом, однако, с другой стороны, среди занимающихся относительно невелика доля молодежи и пожилых людей. Несмотря на поддержку массового спорта со стороны спортивных организаций, включая клубы и федерации, в целом она, по мнению Б. Ванройзеля и М. Такса, является довольно слабой. Наряду с указанными недостатками, системе организации массового спорта в европейских странах присущи и другие негативные черты: по-прежнему неодинаковыми здесь, несмотря на демократизацию спорта, остаются возможности для участия в спортивном движении представителей различных социально-демографических групп, этнических и других меньшинств, достаточно ущемленными чувствуют себя местные традиционные виды спорта и народные игры. Помимо этого, массовый спорт и его законодательная база становятся все более зависимыми от экономики рассматриваемых стран[10].


Очевидно, что данные особенности необходимо учитывать в рамках организации системы массового спорта и в современной России. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в 2018 году[11], доля россиян, занимающихся спортом с той или иной периодичностью составляет 50%. Примечательно, что 38% из этого числа занимаются спортом не реже, чем несколько дней в неделю. Наиболее популярными среди россиян видами спорта является легкая атлетика, в то время как лыжи, хоккей, боевые искусства не пользуются особенной популярностью. Примечательно также, что за пять лет, с 2013 по 2018 год, упал интерес к фитнесу на 50% -с 43% до 22%.

Исследователи отметили и гендерные особенности спортивных пристрастий россиян, например в такой характеристике, как систематичность. 20% мужчин занимаются спортом регулярно, в то время как этим могут похвастаться только 15% женщин.

Было уделено внимание и возрастной составляющей россиян, занимающихся спортом. И здесь прослеживается интересная тенденция. 23% молодых людей в возрасте 18-24 лет и 21% пенсионеров в возрасте старше 60 лет занимаются спортом каждый или почти каждый день. Таким образом, из этого показателя выпадает средняя возрастная группа. Вероятной причиной этого является тот факт, что этой группе соответствуют люди, активно занимающиеся развитием своей карьеры, созданием семьи, воспитанием детей и так далее. В то же время спортивная активность молодежи до 24 лет и пенсионеров старше 60 лет объясняется наличием большего свободного времени, лучшей организацией занятий спортом (в частности, студенческий команды, спортивные клубы для старшего поколения и так далее).

Безусловно, данные социологического опроса обнадеживают, ведь в 2006 году доля россиян, занимающихся спортом с разной периодичностью, составляла всего 38%. Иными словами, за последние 13 лет этот показатель вырос на 22%. Однако, на наш взгляд, на государственном уровне необходимо обратить внимание комплекс причин того, что значительная часть населения нашей страны остается в стороне от спорта и физкультуры.

Особенного внимания заслуживает возрастная категория, о которой мы уже говорили – от 25 до 60 лет. Примечательно, что именно россияне в возрасте от 35 до 44 лет главной причиной отсутствия спорта в их жизни называют нехватку времени (66%, из них мужчин 49%). 16% россиян сетуют на нехватку денег для посещения фитнес-клубов, приобретения спортивного инвентаря, формы и так далее. Как отмечает М.И. Хайбуллин, в настоящее время спорт превращается для молодежи в своеобразный социальный фильтр или социальный маркер, поскольку позволить затраты на спортивные услуги могут не все молодые люди. По справедливому замечанию данного исследователя, многие популярные виды спорта, включая гольф, теннис, фигурное катание, фристайл и т.д. являются недоступными для молодежи из базисного слоя населения различных типов поселений в российском социуме[12].