Файл: Международный опыт развития школьного и студенческого спорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Польше система физического воспитания носит здоровьеформирующую направленность и готовит молодежь к осознанному ведению здорового образа жизни.

В Германии в качестве основных задач рассматриваются:

1) регулярность занятий физической подготовкой;

2) теоретическая подготовка;

3) методико-практическая подготовка;

4) интенсивность учебного процесса, направленного на повышение уровня физической подготовки;

5) профессионально-прикладные навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности, службы в армии;

6) углубленные тренировки и участие в соревнованиях как средство для привлечения к самостоятельным занятиям спортом[21].

В Германии давно и эффективно применяется спортизированный подход на занятиях физической культурой. Содержание учебных программ разработанных ведущими специалистам страны К. Ауэрбах, К. Концер, П. Фосс, Ф. Шуберт, А. Цойнер и др., также предусматривает и спортивно-оздоровительную направленность физического воспитания[22].

В странах Скандинавии, в программах предусматривается выделение трех часов в неделю с соответствующей дифференциацией материала для различных типов школ. Основные задачи, которые решаются программами этих стран это повышение уровня физической подготовленности и спортивных достижений учащейся молодежи, повышению их эмоционального, эстетического, социального и этического развития. Как у многих зарубежных стран главным является закрепление навыков активного образа жизни и оздоровительной физкультуры на всю последующую жизнь.

Становится очевидным, что «мода на здоровье» осознано или просто «за компанию», но привлекает молодежь к занятиям физической культурой, которая начинает осознавать ценности физической культуры.

Из всего рассмотренного можно сделать следующие выводы: физкультурное образование включает в себя физическое обучение и физическое воспитание, физическое развитие и физическое здоровьесбережение, обеспечивающие высокий уровень физической культуры личности. Рассмотренные выше приоритеты относятся к личностно ориентированной модели образовательного процесса, и связаны с созданием условий для проявления и развития особенностей личности каждого студента, его индивидуальности, и свободы выбора траектории развития каждого студента в образовательном процессе.

Таким образом, анализируя программы зарубежных стран можно выделить общее во всех программах. Во всех странах уделяется большое внимание физической культуре. Единственное различие это личностная заинтересованность граждан и как уже было сказано поощрение или спрос правительства с граждан (учет физической подготовки при приеме на работу). Возможно, если в нашей стране будет предъявляться больше требований к старшему (работающему населению), то и молодежь будет зная, что эти требования будут предъявлены и ей, будет придерживаться этих требований и, осознав необходимость вынужденных занятий, будет тянуться к занятиям физической культурой самостоятельно.


1.3. История развития российского спортивного студенческого движения

Студенческий спорт в России имеет более чем вековую историю развития. Его зарождение происходило в начале XX века. В своем становлении отечественный студенческий спорт прошел несколько этапов. Современный этап, начавшийся в связи с периодом реформирования общественных устоев и переходом экономики страны к рыночным отношениям, характеризуется появлением новых задач физического воспитания в высшей школе, направленных не только на развитие физических способностей студентов, но и стимулирование их интереса к занятиям физической культурой и спортом, формирование ценностей здорового образа жизни, в которых двигательная активность является необходимым условием.

В октябре 1993 года по инициативе Минобразования России, Госкомспорта России и Олимпийского комитета России был образован Российский студенческий спортивный союз, который продолжил деятельность в Российской Федерации упраздненного в 1987 году Всесоюзного добровольного спортивного общества «Буревестник». Президент РССС – Матыцин Олег Васильевич, Президент Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, Президент Ассоциации вузов физической культуры и спорта Российской Федерации, член Исполкома Международной федерации студенческого спорта.

Основной целью деятельности РССС является содействие государству в реализации стратегии молодежной политики посредством эффективной организации системы студенческого спорта в Российской Федерации и развития международного сотрудничества в данной области.

Главными партнерами РССС являются Росспорт, Министерство образования и науки Российской Федерации, Рособразование, Олимпийский Комитет России, национальные федерации (союзы) по видам спорта, Российский Союз Ректоров, Российский союз студентов[23].

Российский студенческий спортивный союз, являющийся официально признанной организацией по руководству студенческим спортом в нашей стране, организует свою деятельность в тесном взаимодействии с государственными, общественными и спортивными организациями, с органами управления вузов, средних специальных учебных заведений, администрацией, кафедрами и руководителями подразделений физического воспитания, спортивными клубами учебных заведений, профсоюзными и другими организациями. Он содействует консолидации усилий всех заинтересованных учреждений и организаций в развитии физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, студенческого спорта, гармонизации физического и духовного воспитания, укрепления здоровья студенческой молодежи в высших и средних специальных учебных заведениях и подготовке студентов-спортсменов - членов Союза для участия в спортивных соревнованиях различного уровня.


Укрепление деловых связей РССС с федеральными и территориальными организациями, студенческими объединениями и непосредственно с вузами и ссузами позволило в значительной мере повысить эффективность спортивно-массовой работы. Ведется активная деятельность по созданию в округах и регионах России отделений РССС. Сейчас межрегиональные отделения Союза созданы во всех федеральных округах.

РССС объединяет спортивные клубы и физкультурные организации более чем 700 высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны. На данный момент с Союзом сотрудничают 15 студенческих лиг и федераций по видам спорта. Около 10 тысяч специалистов ведут регулярные занятия по физической культуре и спорту со студентами[24].

В высших учебных заведениях России культивируется более 60 видов спорта, наиболее массовыми из них являются бадминтон, баскетбол, бокс, гимнастика, лыжный спорт, легкая атлетика, плавание, отдельные виды спортивных единоборств, фехтование, футбол, настольных теннис, шахматы. Именно по этим и многим другим видам спорта с 1994 года Российский студенческий спортивный союз проводит массовые соревнования для студенческой и учащейся молодежи - Чемпионаты России среди студентов.

В современных условиях актуализируется проблема вовлечения широких масс населения в сферу физической культуры. Увеличивается значимость пропаганды здорового образа жизни и физической культуры. Важнейшим моментом является так же то, что роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а так же ее военной и политической мощи.

Учитывая социальную значимость физической культуры в современных условиях, в Государственном образовательном стандарте особо выделена учебная дисциплина «Физическая культура», которая вне зависимости от регионов, специфики учебных заведений и прочих обстоятельств является обязательной для всех учебных заведений, и программа по данному курсу не может быть сокращена, в то время как объем других учебных дисциплин (кроме иностранного языка) может уменьшаться в объеме по решению Ученых советов или деканатов.

Спорт и физическая культура рассматриваются на современном этапе как средства воспитания личности. В данном контексте особенно важным является развитие индустрии физического воспитания, начиная со школы. Система преподавания физической культуры в современной российской школе направлена не только на физическое развитие учащихся, но и на формирование компетенций в данной сфере. Более того, включенная в учебный план физическая культура призвана выполнять роль связующего компонента в образовательном процессе. Исследователи уверены, что такой инновационный подход позволит в будущем расширить возможности студенческого спортивного движения.


Для нашей страны это особенно актуально, ведь студенческий спорт в России имеет долгую и богатую историю. На современном этапе большое значение приобрело законодательное закрепление понятия «студенческий спорт». Это оправдано тем, что такое явление как студенческий спорт является связующим звеном в целой системе, начиная с кафедр ВУЗов и заканчивая национальными федерациями.

2. Практический аспект изучения международного опыта развития школьного и студенческого спорта

2.1. Сравнительный анализ развития студенческого спорта в России и США: проблемы и перспективы

На сегодняшний день разница между уровнями развития студенческого спорта в России и США очевидна. Студенческий спорт в США занимает лидирующие позиции по выпуску спортивных кадров для профессионального спорта, национальных и олимпийских сборных. 

В 1993 году был основан  Российский студенческий спортивный союз и возрождена единая студенческая спортивная организация. Более чем 700 высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны входят в объединение РССС. На сегодняшний день существует  15 студенческих лиг и федераций по видам спорта, которые на постоянной основе сотрудничают с РССС. Еще  в  2007 году была основана Ассоциация студенческого баскетбола. Создание такой лиги, как  АСБ является огромным сдвигом  в развитии студенческого спорта России. На данный момент в этом чемпионате принимают участие 800 женских и мужских команд, 450 ВУЗов и ССУЗов, общее число участников  лиги  превышает 10 000. Всего за несколько лет АСБ добилась того, что стала  крупнейшей студенческой спортивной лигой в Европе и второй в мире. Она уступает только NCAA (США, 1 700 команд). Однако АСБ существует всего 10 лет, в то время как NCAA продолжает свою деятельность уже более века. Это сравнение доказывает, что студенческий спорт в России активно развивается[25].


Исследуя американскую модель студенческого спорта, необходимо сказать, что развитие спорта в ВУЗах США началось намного раньше, чем в других странах. Еще в 1906 году в  США была основана национальная ассоциация студенческого спорта (NCAA), в которую входят более тысячи разных организаций, которые несут ответственность за проведение спортивных соревнований в колледжах и университетах. Сегодня ежегодная выручка NCAA составляет примерно 1 миллиард  долларов. Однако доход всей системы студенческого спорта приблизительно составляет 12 миллиардов долларов[26].

Именно реализация телевизионных и коммерческих прав приносит самую крупную долю доходов NCAA. Полный масштаб деятельности данной организации можно оценить благодаря тому, что американские  студенческие соревнования по баскетболу и американскому футболу показывают  по телевизору во многих странах мира. Очевидно, что в России не только студенческий, но даже и профессиональный спорт пока не могут генерировать столь высокие доходы.  В Америке есть своя, отличная от других стран, система распределения доходов среди всех  членов организации. Львиная доля выручки (более 90 %) направляется в университеты, которые в начале сезона оплатили членский взнос,  также из этой доли  покрываются  расходы для организации и проведения самих турниров. Деньги, поступившие в бюджеты образовательных учреждений, в первую очередь идут на финансирование индивидуальных программ по  подготовке  спортсменов, также оплачивается работа тренера и администрации, определенная часть выделяется на стипендии для студентов. Неотъемлемой частью расходов также являются расходы на закупку нового инвентаря и на поддержание спортивной инфраструктуры  в целом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что государству не нужно выделять деньги на студенческий спорт. Он сам финансирует свое развитие, и чем больше получается выручка, тем больше вкладывается обратно в спорт, что в конечном итоге повышает профессионализм спортсменов, зрелищность соревнований и престижность студенческого спорта в целом. В России же студенческий спорт пока не может похвастаться финансовой независимостью. Ведь уже в 1980-х студенческая спортивная организация США получала больше за свои телевизионные трансляции, чем сейчас на них зарабатывает Российская футбольная премьер-лига[27].

Самой удивительной вещью в студенческом спорте США является его  популярность. В некоторых видах спорта университетские соревнования пользуются большей популярностью у зрителей, чем профессиональные турниры, следовательно, и зрительская аудитория собирается больше. Например, профессиональная лига NFL обгоняет самую популярную студенческую лигу по американскому футболу в среднем всего на 5 тысяч зрителей. В России же посещаемость студенческих соревнований достигает пока 3 тысяч зрителей (АСБ). Проводя аналогию с американским футболом, в 2016 году большее количество болельщиков посетило Матч Звезд студенческого баскетбола в России, чем матч Единой Лиги ВТБ, которые проводились друг за другом  на одном стадионе. Пока количество зрителей в России далеко от 20 тысяч, которые регулярно посещают турнир NCAA по баскетболу, но все же прогресс очевиден[28].