Файл: Международный опыт развития школьного и студенческого спорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные причины постоянно высокой посещаемости соревнований в Америке:

  • построено огромное количество спортивных арен и сооружений, которые различаются уровнем и пропускной способностью;
  • профессиональное анонсирование и  яркая, праздничная организация всех соревнований, из-за чего вырастает их зрелищность; (методами повышения интереса зрителей являются  разнообразные мини-концерты незадолго до начала матчей; организуются встречи спортсменов с жителями микрорайонов, обладатель выигранного лотерейного билета, имеет право вбросить мяч или шайбу в игру и так далее);
  • привлечение внимания к команде через средства массовой информации посредством возвышения «звезд» даже в слабых клубах;
  • высокоразвитая система гэмблинга - заключение пари на результаты матчей даже местного масштаба;
  • главной целью спортивного бизнеса является продажа зрелища, нежели просто просмотр игры;
  • зрители окружены всеми необходимыми условиями для комфортного отдыха прямо на спортивных сооружениях.

Престижность спорта также является фактором, влияющим на посещаемость спортивных мероприятий. Спорт в Америке уже давно считается национальной идеей, и даже люди, не занимающиеся спортом, в большинстве случаев посещают спортивные соревнования в качестве болельщиков. Такой подход привел к тому, что многие фирмы и компании начали приобретать билеты на различные спортивные соревнования для своих гостей и клиентов по статье «деловые встречи», т.е. за счет общего бюджета этих фирм и корпораций. Продажа абонементов компаниям на полный сезон составляет огромную часть доходов от общей продажи билетов.

Определяющим фактором высокой популярности команды является ее профессионализм и высокие спортивные достижения. Ведь  чем больше спортивных побед у команды, тем более зрелищными получаются игры, что в конечном итоге приводит к увеличению зрителей на трибунах. 

Самым главным отличием российского и американского студенческого спорта является сама система подготовки спортсменов. В России с советских времен спортсменов готовят на базе детских и юношеских спортивных школ. Практически  у всех  спортивных клубов существуют  спортшколы по подготовке «спортивных резервов». В Соединенных Штатах Америки все гораздо проще, там нет никаких  аффилированных структур, которые воспитывают подрастающее поколение. Там есть четкая и наипростейшая  система: подготовка в школе, затем в колледже, после чего лучшие игроки получают возможность попасть  в профессиональный спорт. Благодаря  именно данной системе  функция подготовки спортсменов полностью лежит на образовательных учреждениях всех уровней. Перед началом игровых сезонов, во время драфта игроков, во всех  лигах США профессиональные клубы выбирают себе игроков как раз таки из университетских и даже школьных команд. В России же школьный и университетский спорт рассматривается как второстепенная, сопутствующая обучению деятельность, а на первом месте стоят именитые школы олимпийского резерва. Если сравнить число воспитанников в российских детско-юношеских спортивных школах и число учеников всех обычных школ в Америке, становится понятно, где больше  детей занимается спортом. В США именно  школы и ВУЗы являются основой, на которой построен национальный спорт страны, не только любительский, но и профессиональный.  В то время как в нашей стране этим занимается ограниченное количество специализированных школ[29].


Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в основном российский студенческий спорт идет по своему пути развития, хотя  и некоторый опыт мы перенимаем у зарубежных стран. У него есть свои особенности, проблемы, однако есть и перспективы. Возможно, в ближайшем будущем российский студенческий спорт выйдет на новый уровень, однако для этого необходимо сделать спорт национальной идеей.

  

2.2. Сравнительный анализ физкультурного образования в России и Европе

Первостепенную роль в приобщении людей к систематическим занятиям физическими упражнениями, использованию, усвоению, передаче и умножению многообразных ценностей в сфере физического совершенствования человека играет система физической культуры. Она представляет собой относительно самостоятельное, целостное, сложноорганизованное образование динамического характера. Как в любой другой социальной системе (науке, экономике, политике и др.), в системе физической культуры можно выделить составные части (элементы) и их определенные взаимосвязи, взаимоотношения (структуру)[30].

Внедрение системы физической культуры в общественную жизнь происходит главным образом через систему физического воспитания, охватывающую в первую очередь подрастающее поколение и функционирующую в большинстве случаев под патронажем государственных структур. Под системой физического воспитания подразумевают совокупность социальных и педагогических подсистем, функционирование которых основано на общих закономерностях и направлено на достижение цели физического воспитания. В свою очередь, функционирование подсистемы физического воспитания осуществляется через совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, которые не только организуют, но и контролируют процесс физического воспитания. Помимо этого, в данном процессе используются средства, методы и способы организации, нормативные основы, цели и принципы, способствующие достижению конечного результата физического воспитания[31].

Организация физического воспитания в общеобразовательной школе является достаточно сложным социально-психологическим процессом и управленческой задачей, поскольку организаторам этого процесса предстоит решить целый комплекс масштабных и разноуровневых задач. Физическое воспитание в школе не может быть сведено только к улучшению физических способностей, но еще должно быть направлено на улучшение личной гигиены, профилактики травм, повышение уровня информированности и знаний о рисках и мерах безопасности в процессе двигательной активности. Кроме того, физическое воспитание должно способствовать освоению навыков поведения в случае чрезвычайной ситуации. Таким образом, большинство стран мира основываются на физическом, личном и социальном развитии молодежи в качестве основных задач системы физического воспитания в школе[32].


В России, равно как и за рубежом, центральные государственные образовательные учреждения используют различные способы для определения результатов обучения физическому воспитанию в школе. Большинство из них отдают приоритет общим и качественным целям. Обращает на себя внимание, что такие страны, как Россия, Германия, Португалия, Великобритания и скандинавские страны, для глубокого подхода к этому вопросу выбирают пути постановки собственных задач физического воспитания и связывают их с другими предметами. Таким образом, школьники имеют возможность открыть для себя дополнительные аспекты физического воспитания (естественные и социальные науки) и изучить интересные практические звенья, существующие между этими науками[33].

В странах Северной Европы школьники, например, учатся, как использовать карты и другие средства для перемещения в природных условиях. В Чехии, Германии и Норвегии правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов являются частью программы по физическому воспитанию. Также в большинстве стран изучают оказание первой медицинской помощи. Неудивительно, что в Греции, Чехии и Польше отмечают важность приобщения учащихся к идеалам и символам Олимпийских игр. Наконец, Россия, Латвия, Австрия, Словения и Финляндия ввели меры, призывающие всех учителей включить физическую активность на занятиях по различным предметам [34].

Центральные государственные образовательные учреждения многих стран Европы включают основные виды физической деятельности, такие как ходьба, бег и прыжки в программы начальных классов. Программы основываются на этих основных видах физической деятельности и постепенно расширяют сферы применения двигательных навыков детей, чтобы в последующем вовлечь их в спорт. Наиболее распространенные виды физической деятельности четко разделены между обязательными и факультативными направлениями. Не менее чем на одну треть среди образовательных систем отдается право принимать решение, какие обязательные виды физической деятельности требуются начальным и средним образовательным учреждениям[35].

Несмотря на то, что школы в некоторых странах имеют высокую степень автономии, существуют также обязательные виды физической деятельности, которые включены в рекомендуемые программы и стандарты. Это касается таких стран, как Дания, Испания, Литва, Австрия, Румыния, Швеция и Исландия. В других странах все обязательные виды физической деятельности, введенные в программы, подготовлены государственными образовательными учреждениями[36]. При этом среди обязательных видов физической деятельности в школах игры являются наиболее распространенными, затем идут такие виды, как гимнастика, легкая атлетика и танец. В других же странах уделяют большее внимание единоборствам и водным видам спорта.


Обобщение и систематизация отечественного и зарубежного опыта показывают, что во всех странах мира дополнительно проводится различного рода спортивная работа после уроков. В таких странах, как Австрия, Германия, Россия, Франция, Италия и другие все чаще проводятся школьные спортивные соревнования. Более того, в этих странах создаются специальные организации, реализующие одну из задач школьной государственной программы – развитие физических способностей и отбор спортивных талантов, организация спортивных тренировок и проведение спортивных соревнований. К примеру, в Италии это школьные спортивные группы (ассоциации), в России - детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы (ДЮСАШ), во Франции – спортивные ассоциации и так далее[37].

В настоящее время принципиально важно сосредоточиться на решении проблем школьного физического воспитания, нахождении приемлемых путей его развития. Разработка и теоретическое обоснование структуры и содержания спортивного образования, основанного не на «перетягивании» физического воспитания с образования на тренинг физических качеств и наоборот, а на сбалансированном воздействии как на двигательный, так и на интеллектуальный компоненты физической культуры.

Как показало проведенное исследование, в ближайшее время физическое воспитание должно занять достойное место в системе знаний о преобразовании физического и духовного потенциала человека и стать надежной базой вовлечения в занятия спортом, прежде всего, детей, подростков и молодежи.

Исходя из анализа развития студенческого спорта в России и США, можно сделать вывод, что в основном российский студенческий спорт идет по своему пути развития, хотя  и некоторый опыт мы перенимаем у зарубежных стран. У него есть свои особенности, проблемы, однако есть и перспективы. Возможно, в ближайшем будущем российский студенческий спорт выйдет на новый уровень, однако для этого необходимо сделать спорт национальной идеей.

Опираясь на сравнительный анализ физкультурного образования в России и Европе, можно сделать вывод, что в настоящее время принципиально важно сосредоточиться на решении проблем школьного физического воспитания, нахождении приемлемых путей его развития. Разработка и теоретическое обоснование структуры и содержания спортивного образования, основанного не на «перетягивании» физического воспитания с образования на тренинг физических качеств и наоборот, а на сбалансированном воздействии как на двигательный, так и на интеллектуальный компоненты физической культуры.


Как показало проведенное исследование, в ближайшее время физическое воспитание должно занять достойное место в системе знаний о преобразовании физического и духовного потенциала человека и стать надежной базой вовлечения в занятия спортом, прежде всего, детей, подростков и молодежи.




 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данного исследования перед нами стоял ряд задач.

Рассматривая спорт как условие развития гармоничной личности, мы обратились к работам ведущих специалистов в области психологии и педагогики. Современные требования к здоровой личности принимаются гораздо шире, чем простые представление о физическом здоровье. Сегодня здоровье человека, индивида, личности рассматривается в нескольких ипостасях: физическое, психическое, психологическое, социальное. Исследователи в области педагогики и психологии отмечают роль спорта и физической культуры в процессе развития личности как одну из ведущих. Недаром говорят «В здоровом теле – здоровый дух». Занятия спортом воспитывают такие качества как собранность, ответственность, дисциплинированность, сила воли. Более того, отношения, возникающие во время занятий какими-либо видами спорта, способствуют формированию духовно-нравственной и этической основ личности.

Особенное внимание педагоги обращают на необходимость приобщения к спорту, формирования физической культуры с детства. В этой связи большое значение приобретает модернизация системы преподавания физической культуры в школах. Уроки физкультуры в современной российской школе призваны не только развивать учащихся физически. Важной целью таких занятий является формирование у учащихся системы компетенция в сфере спорта и физической культуры. Более того, обращается внимание на то, что в рамках учебного процесса физическая культура приобретает роль связующего звена, условия, способствующего усвоению учащимися других дисциплин. На наш взгляд, модернизация системы преподавания физкультуры в школе, внедрение инновационных методов и подходов в будущем позволит поставить на более высокий уровень студенческий спорт.

Для нашей страны развитие студенческого спорта имеет особенную актуальность. В нашей стране индустрия студенческого спорта имеет долгую и богатую историю. На сегодняшний день намечается тенденция расширения сети отделений Российского студенческого спортивного союза. Таким образом, студенческий спорт становится тем явлением, которое объединяет многие элементы системы образования, спорта, начиная с кафедр ВУЗов и заканчивая федерациями.