Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность(Понятие содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
1.2. Задачи и значение содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
1.4. Формы и условия содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
2.1. Оформление сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Содержание:
Введение
Несмотря на то, что в первое десятилетие XXI века были достигнуты значительные успехи в борьбе с преступностью, сломлена тенденция к её росту, сложившаяся в сложные годы социально-экономических преобразований конца века XX-го, кризисные условия последних лет обусловили усложнение криминальной ситуации, в связи с тем, что вновь появилась почва для роста таких видов преступности, как организованная и профессиональная.
В таких условиях выполнение правоохранительными органами поставленных перед ними задач, связанных с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, немыслимо без использования широкого арсенала средств оперативно-розыскной деятельности.
Активности преступности, в особенности организованной, должен быть противопоставлен хорошо спланированный комплекс оперативно-розыскных мероприятий, а также уголовно-процессуальных действий. Однако обеспечить формирование такого комплекса невозможно без данных, полученных от граждан, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также внедрённых агентов. Разумеется, другие оперативно-розыскные мероприятия также могут позволить получить нужную информацию, однако и их невозможно спланировать и осуществить без привлечения лиц, на гласной или негласной основе сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
На основе изложенного выше следует сделать вывод, что исследование проблем правового регулирования, связанных с осуществлением содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также с защитой лиц, осуществляющих такое содействие, прав и свобод человека и гражданина в целом, в настоящее время является актуальным и вряд ли утратит актуальность и в будущем.
Целью работы является исследование теоретических и практических проблем, связанных с осуществлением гражданами гласного и негласного содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Указанная цель позволяет поставить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, её задачи, значение и принципы.
2. Изучить нормативно-правовую базу оказания гражданами содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, формы и условия такого содействия.
3. Исследовать вопросы документального оформления сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
4. Осветить проблемные вопросы социальной и иной защиты граждан, осуществляющих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, порядок придания гласности сведениям о них.
Предметом курсовой работы являются совокупность процессов, явлений, отношений, закономерностей, связей, присущих особенностям использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации в процессе доказывания по уголовным делам и представляющих интерес с точки зрения цели исследования.
В работе использованы нормативно-правовые акты (Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»), акты опубликованной судебной практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также научные статьи за авторством различных специалистов в области теории и практики оперативно-розыскной деятельности, опубликованные в вестниках высших учебных заведений и иных изданиях, имеющих устойчивый авторитет в научном сообществе, что позволяет обеспечить достоверность результатов работы. В частности, наиболее заметное внимание вопросам рассматриваемой темы уделили такие авторы, как А. В. Кудрявцев, А. И. Тамбовцев, А. П. Киселев, О. А. Васильев, Ю. В. Белянинова.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, вторая из которых делится на 3 параграфа, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Общие положения о содействии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
1.1. Понятие содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
Ст. 17 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД), предусмотрена возможность привлечения на добровольной основе отдельных лиц с возможным сохранением в тайне их личности и факта содействия органам, ведущим оперативно-розыскную деятельность, в том числе на контрактной основе.
В соответствии со ст. 15 того же закона, оперативным подразделениям соответствующих органов предоставлено корреспондирующее право привлечения к сотрудничеству лиц, желающих оказывать им содействие, как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
Как можно заметить, в законе при характеристике привлечения к осуществлению субъектами ОРД своих функций не входящих в число их штатных сотрудников граждан использовано два разных понятия: «содействие» и «сотрудничество»[1]. Для точного толкования текста закона необходимо установить их содержание.
Термин «содействие» означает поддержку, помощь в каком-либо начинании, деле[2]. Сотрудничество предполагает совместную работу, участие в деле, результат которого является общим для сотрудников. Однако оно может включать и любую совместную деятельность[3].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что понятие «содействие» является более объёмным по своему содержанию, чем понятие «сотрудничество». Сотрудничество (в узком понимании) — это лишь один из видов содействия, наиболее тесный, при котором оказываемая помощь уже переходит в совместную работу для достижения общих целей[4].
На основании установленного содержания данных понятий можно уяснить и смысл п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД «Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»: указанным органам предоставляется право использовать содействие различных категорий лиц, однако лишь с некоторыми из них устанавливаются конфиденциальные отношения сотрудничества.
Законодательством не предполагается ограничений на установление сотруднических отношений с лицами, не имеющими гражданства РФ, в том числе иностранцами и лицами без гражданства, однако вести оперативно-розыскную деятельность соответствующие органы могут только на территории Российской Федерации[5].
Предоставление отдельным органам правомочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и, соответственно, сотруднических отношений с физическими лицами, отнесено к исключительной компетенции федерального законодателя[6]. Все остальные государственные органы, а уж тем более частные лица и коммерческие организации (частные детективы, охранные агентства) не имеют правомочий по проведению оперативно-розыскных мероприятий и, соответственно, по привлечению граждан к содействию и конфиденциальному сотрудничеству. Более того, такие действия лиц, не уполномоченных на то в законодательном порядке могут рассматриваться как правонарушение, а в отдельных случаях — и как преступление, что может повлечь привлечение виновных лиц к уголовной ответственности[7]. Именно с этих позиций следует оценивать действия по «вербовке агентуры», описанные в ряде пособий для частных служб безопасности, детективных и охранных предприятий.
В то же время необходимо учитывать, что при занятии частной сыскной деятельностью допускается использование частными детективами содействия отдельных лиц, но это содействие может выражаться в оказании помощи по осуществлению лишь таких действий, которые по своей сущности не соответствуют оперативно-розыскным мероприятиям.
Ст. 17 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД), предусмотрена возможность привлечения на добровольной основе отдельных лиц с возможным сохранением в тайне их личности и факта содействия органам, ведущим оперативно-розыскную деятельность, в том числе на контрактной основе.
В соответствии со ст. 15 того же закона, оперативным подразделениям соответствующих органов предоставлено корреспондирующее право привлечения к сотрудничеству лиц, желающих оказывать им содействие, как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
Как можно заметить, в законе при характеристике привлечения к осуществлению субъектами ОРД своих функций не входящих в число их штатных сотрудников граждан использовано два разных понятия: «содействие» и «сотрудничество». Для точного толкования текста закона необходимо установить их содержание.
Термин «содействие» означает поддержку, помощь в каком-либо начинании, деле. Сотрудничество предполагает совместную работу, участие в деле, результат которого является общим для сотрудников. Однако оно может включать и любую совместную деятельность.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что понятие «содействие» является более объёмным по своему содержанию, чем понятие «сотрудничество». Сотрудничество (в узком понимании) — это лишь один из видов содействия, наиболее тесный, при котором оказываемая помощь уже переходит в совместную работу для достижения общих целей.
На основании установленного содержания данных понятий можно уяснить и смысл п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД «Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность»: указанным органам предоставляется право использовать содействие различных категорий лиц, однако лишь с некоторыми из них устанавливаются конфиденциальные отношения сотрудничества.
Законодательством не предполагается ограничений на установление сотруднических отношений с лицами, не имеющими гражданства РФ, в том числе иностранцами и лицами без гражданства, однако вести оперативно-розыскную деятельность соответствующие органы могут только на территории Российской Федерации.
Предоставление отдельным органам правомочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и, соответственно, сотруднических отношений с физическими лицами, отнесено к исключительной компетенции федерального законодателя. Все остальные государственные органы, а уж тем более частные лица и коммерческие организации (частные детективы, охранные агентства) не имеют правомочий по проведению оперативно-розыскных мероприятий и, соответственно, по привлечению граждан к содействию и конфиденциальному сотрудничеству. Более того, такие действия лиц, не уполномоченных на то в законодательном порядке могут рассматриваться как правонарушение, а в отдельных случаях — и как преступление, что может повлечь
Например, в частной детективной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц с их согласия и изучение предметов и документов с письменного согласия их владельцев. Получение указанного согласия может рассматриваться как определенное содействие частному детективу. При изучении предметов и документов частные детективы имеют право использовать помощь отдельных лиц-специалистов, что также может рассматриваться как содействие частному детективу в проведении сыскной деятельности[8].
Могут использовать содействие отдельных лиц в сборе информации и журналисты. Причем Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» не только предоставляет журналистам право использовать содействие граждан, но и оговаривает возможность придания этим отношениям конфиденциального характера. Так, ст. 41 названного Закона предусмотрено, что редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.
Из изложенного следует, что частные детективы и журналисты, а в ряде случаев и другие лица, могут использовать содействие граждан как бесплатно, так и с выплатой им вознаграждения. В то же время имеется запрет на использование ими содействия граждан для совершения преступлений, для собирания охраняемой законом информации, содержащей личную, семейную, коммерческую, банковскую и государственную тайны, а также на использование ими специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
При этом указанные виды содействия имеют иные характер и правовую регламентацию, чем содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность[9].