Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность(Понятие содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общие положения о содействии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.1. Понятие содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.2. Задачи и значение содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.3. Принципы осуществления содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.4. Формы и условия содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Глава 2. Проблемные вопросы, касающиеся содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

2.1. Оформление сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

2.2. Социальная и иная защита граждан, осуществляющих сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

2.3. Предание гласности сведений о лицах, на конфиденциальной основе оказывавших содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Заключение

Библиография

1.3. Принципы осуществления содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Использование органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, содействия отдельных лиц полностью соответствует принципам, закрепленным в ст. 3 Закона об ОРД. Согласно этой статье оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств.

Работа с лицами, оказывающими содействие, должна строиться в полном соответствии с этими принципами[23].

При этом принцип законности находит свое выражение в том, что работа с указанными лицами ведется на основании положений Закона об ОРД исключительно уполномоченными на ее проведение органами и их должностными лицами для достижения целей и решения задач, перечисленных в данном законе. Кроме того, сами лица, оказывающие содействие, должны действовать в строгом соответствии с российским законодательством.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности раскрыт в ст. 5 Закона об ОРД и предусматривает добровольный характер содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Соблюдение принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина гарантируется осуществлением надзора и контроля за оперативно-розыскной деятельностью (ст. 20–22 Закона об ОРД), а также возможностью лица, полагающего, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору и в суд[24].

При решении определенных Законом об ОРД задач органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, обязаны принимать в пределах своих полномочий меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В случае нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов лиц, оказывающих им содействие, вышестоящий орган, прокурор или судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда[25].


Нарушения при осуществлении оперативно-розыскной деятельности требований Закона об ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств в работе с лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обусловлены самой природой (сущностью) такого содействия. Так, в соответствии со ст. 14 Закона об ОРД при решении определенных этим законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны соблюдать правила конспирации.

В целях обеспечения конфиденциальности органы, осуществляющие ОРД, имеют право использовать так называемые документы прикрытия, т. е. документы, зашифровывающие граждан, сотрудничающих с этими органами[26].

Отдельные ученые выделяют и другие, помимо непосредственно перечисленных в ст. 3 Закона об ОРД, принципы оперативно-розыскной деятельности, в том числе считают опору на осведомителей и других информаторов принципом деятельности правоохранительных органов.

1.4. Формы и условия содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Существуют и законодательно выделены и закреплены два вида содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: первый – привлечение к подготовке оперативно-розыскных мероприятий и второй – привлечение к проведению оперативно-розыскных мероприятий (непосредственное участие в оперативно-розыскных мероприятиях).

Характерным примером использования содействия отдельных граждан является их оперативное внедрение в преступные группы.

В юридической литературе справедливо отмечается, что определенный эффект участия граждан в таких мероприятиях может быть лишь в тех случаях, когда их действия проводятся зашифрованно от лиц, представляющих оперативный интерес[27]. Поэтому для участия в оперативно-розыскных мероприятиях подбираются надежные помощники, которые бы преждевременно не разгласили факт подготовки и проведения таких мероприятий. Им сообщается необходимая информация о задачах, требующих решения с их участием, содержание предстоящих мероприятий, время и место их проведения, точная координация действий и связь с оперативными работниками, проводится тщательный инструктаж по выполнению каждым участником конкретных действий при условии обеспечения их безопасности. Полнота и пределы информирования зависят от специфики преступления, причастных к нему лиц и конкретной помощи, ожидаемой от граждан. Оперативный работник несет ответственность за обоснованность и целесообразность привлечения граждан к соответствующим оперативно-розыскным мероприятиям. Он должен строго соизмерять предстоящие действия всех участников в конкретных ситуациях с требованиями законности. При этом следует особо отметить, что категорически запрещается привлекать граждан к участию в мероприятиях по предупреждению и раскрытию преступлений, в ходе проведения которых их жизни и здоровью может угрожать опасность[28].


При этом в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий с участием лиц, оказывающих помощь осуществляющим оперативно-розыскную деятельность органам, могут использоваться информационные системы, видео– и аудиозапись, кино– и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде[29].

Анализ и обобщение практического опыта деятельности органов внутренних дел показывают, что привлечение граждан к негласному сотрудничеству должно отвечать требованиям целеустремленности, целесообразности и добровольности. Выдвигаемые цели должны быть актуальными, достаточно сложными по характеру и, как правило, долгосрочными. Например, необходимость оперативного внедрения в глубоко законспирированную преступную группу, совершающую тяжкие, замаскированные преступления (кражи, грабежи, разбойные нападения, преступления в сфере экономики и т. д.). Каждое привлечение должно осуществляться только в случаях острой необходимости, когда это целесообразно.

В связи с этим принятию решения о привлечении должна предшествовать разносторонняя информационно-аналитическая работа[30]:

— получение информации, ее анализ и оценка состояния оперативной обстановки (состояние преступности: ее динамика, структура, степень общественной опасности, контингент лиц, совершающих преступления, их преступный опыт, социальное положение и т. д.);

— формулирование задач, которые необходимо решить в сфере борьбы с преступностью;

— сбор и анализ данных о криминальной среде, в которой предстоит проводить разведывательно-поисковую деятельность;

— получение сведений, характеризующих личность привлекаемого (социальные и психофизиологические качества, наличие реальных возможностей оказывать негласную помощь – профессия, должностное положение, знание образа жизни преступников, их привычек, жаргона, роль в криминальной среде, наличие судимости и т. д.)

Таким образом, подводя итог изложенному в данной главе, можно сделать следующие выводы.

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, это специфический вид оказания помощи, поддержки в их работе. Выделяется также понятие сотрудничества, которое представляет собой разновидность содействия, предполагающий не просто помощь, а участие в совместной работе. Специфической особенностью рассматриваемого в работе содействия граждан является следующее: возможность установления отношений сотрудничества только органами, уполномоченными в соответствии с федеральным законодательством осуществлять оперативно-розыскную деятельность, для производства оперативно-розыскных мероприятий. Другие лица, например, частные детективы и журналисты, также имеют право использовать содействие граждан в своей деятельности, но такое использование выражается в иных правовых формах и значительно более ограничено, чем содействие органам, осуществляющим ОРД.


Органы, осуществляющие ОРД, имеют право привлекать к содействию граждан только для решения задач, предусмотренных законодательством об оперативно-розыскной деятельности, и только в пределах компетенции соответствующего органа. Сотрудничество осуществляется исключительно на добровольной основе (хотя мотивы лица при этом могут быть любыми) и может быть гласным или негласным (конфиденциальным), а также осуществляться разово или на постоянной основе (по контракту)[31]. Для последнего устанавливаются ограничения: ряд категорий лиц к сотрудничеству по контракту привлекаться не может (например, священнослужители и адвокаты). В то же время, представляется, что необходимо абсолютное установление ограничений на сотрудничество с органами, осуществляющими ОРД для некоторых категорий граждан (в частности, для упомянутых выше), так как и в случае временного сотрудничества возникает неустранимый этический конфликт.

На бесконтрактной основе к содействию могут привлекаться любые категории лиц, в том числе несовершеннолетние (Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 № 1323-О).

Привлечение граждан к сотрудничеству с органами, осуществляющими ОРД, должно основываться на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на отраслевых принципах конспирации, а также сочетания гласных и негласных методов и средств. Кроме того, привлечение граждан к подготовке оперативно-розыскных мероприятий и к участию в них должно осуществляться целенаправленно и с учётом целесообразности использования содействия граждан. Ему должна предшествовать серьёзная информационно-аналитическая работа.

Глава 2. Проблемные вопросы, касающиеся содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность


2.1. Оформление сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Негласное сотрудничество граждан с оперативными подразделениями государственных органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, возможно лишь на добровольной основе после получения согласия на их участие в оперативно-розыскных мероприятиях, в устной или письменной форме[32].

Практикой оперативно-розыскной деятельности выработано три способа оформления содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Во-первых, это устная договорённость, которая применяется в ситуациях, когда обстановка исключает или делает неуместным получение письменного согласия. Во-вторых, это получаемая с гражданина расписка или подписка о сотрудничестве, в которой он в одностороннем порядке выражает своё согласие с условиями сотрудничества. Наконец, третьей формой является контракт.

Современная теория оперативно-розыскной деятельности исходит из того, что именно третья, контрактная письменная форма является основной, так как позволяет наиболее точно определить условия и пределы сотрудничества[33].

Закон об ОРД устанавливает, что заключить контракт органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность могут с лицами, достигшими 18-летнего возраста, которые являются дееспособными. При этом не имеет значения, являются ли они гражданами Российской Федерации, какой они национальности, пола, к какому имущественному и социальному слою, религии относятся, каких политических убеждений придерживаются. Ограничения касаются лишь отдельных категорий (таких, как депутаты, судьи, прокуроры, адвокаты, священники и иные представители религиозных организаций) и установлены по морально-этическим соображениям.

По своей сущности контракт представляет собой договор, который заключается, с одной стороны, между органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а с другой стороны — с лицом, которое берёт на себя обязательство оказывать ему и государству в целом в его лице содействие. В свою очередь, государство также берёт на себя обязательства перед этим лицом. Содержание контракта довольно богато: это срок и цель сотрудничества, условия прекращения контракта, либо, напротив, его продления, характер и порядок предоставления вознаграждения, порядок обеспечения конфиденциальности, гарантии безопасности, которые предоставляются лицу, с которым заключается договор, ответственность его за неисполнение обязательств по сотрудничеству и так далее[34]. В целом, значение контракта заключается в том, что в нём можно крайне детально оговорить все существенные условия, касающиеся сотрудничества гражданина с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность[35].