Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность(Понятие содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общие положения о содействии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.1. Понятие содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.2. Задачи и значение содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.3. Принципы осуществления содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.4. Формы и условия содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Глава 2. Проблемные вопросы, касающиеся содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

2.1. Оформление сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

2.2. Социальная и иная защита граждан, осуществляющих сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

2.3. Предание гласности сведений о лицах, на конфиденциальной основе оказывавших содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Заключение

Библиография

1.2. Задачи и значение содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Содействие отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может использоваться только для решения задач, сформулированных в ст. 2 Закона об ОРД, а именно для[10]:

— выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

— осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

— добывания информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

— установления имущества, подлежащего конфискации.

При этом, исходя из обязанностей и полномочий конкретного органа – субъекта оперативно-розыскной деятельности, такое сотрудничество может иметь место лишь при решении вопросов, отнесенных к их компетенции[11].

Например, к компетенции (обязанностям и правам, при реализации которых возможно использование конфиденциального содействия) органов внутренних дел, в частности, отнесены: предотвращение и пресечение преступлений, выявление обстоятельств, способствовавших их совершению, и принятие в пределах своих прав мер к устранению данных обстоятельств; выявление и раскрытие преступлений; розыск лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, а также розыск похищенного имущества.

Возможность использования содействия отдельных граждан в решении задач оперативно-розыскной деятельности непосредственно оговорена в ст. 6 Закона об ОРД, согласно которой должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе[12].


Закрепляя за конкретными лицами возможность реализовывать свое право на оказание помощи осуществляющим оперативно-розыскную деятельность органам в решении стоящих перед ними задач, закон в то же время не устанавливает для указанных органов обязанность установления с этими лицами отношений сотрудничества[13].

Таким образом, необходимо волеизъявление двух сторон, их обоюдное согласие на установление отношений сотрудничества.

Сотрудничество отдельных лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, может быть гласным и негласным (конфиденциальным).

Привлечение на гласной основе отдельных лиц в добровольном порядке к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий, перечисленных в ст. 6 Закона об ОРД, которые в дальнейшем могут быть преданы гласности, а лица, участвовавшие в их проведении, стать свидетелями по уголовному делу.

В оперативно-розыскной практике нашли отражение следующие виды гласного содействия граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности[14]:

1. Оказание консультативной помощи, т.е. оказание помощи сотрудникам оперативных подразделений путем объяснения, разъяснения сложных (спорных) вопросов, возникающих в ходе предупреждения (в т.ч. и профилактики) и раскрытия конкретных преступлений, например, разъяснение отдельных положений норм различных отраслей права, которые необходимо учитывать в процессе предварительной квалификации преступного деяния и его последующего документирования.

2. Непосредственное участие в подготовке или проведении конкретного оперативно-розыскного мероприятия или их комплекса. Оперативно-розыскной закон предусматривает возможность участия граждан как в подготовке оперативно-розыскного мероприятия, так и в проведении последнего, например, в качестве специалиста. Определенный интерес представляет вопрос об участии граждан в подготовке оперативно-розыскных мероприятий, которое, к примеру, может сводиться к осуществлению гражданином сбора и предоставления оперативному сотруднику различных сведений (из открытых источников), позволяющих выбрать наиболее оптимальную тактику проведения конкретного оперативно-розыскного мероприятия, либо решить отдельные вопросы организационного характера[15].


3. Оказание помощи оперативным подразделениям органов внутренних дел в предоставлении какого-либо имущества, принадлежащего конкретному лицу (например, личного автотранспорта, инструментов, приборов и т.д.), для решения общих и частных задач оперативно- розыскной деятельности. Возможность оказания такого вида гласного содействия вытекает из положений п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», но при условии добровольности предоставления гражданином данного имущества.

3. Участие лица в качестве открытого источника информации, представляющей оперативный интерес. Действительно, одной из важных организационных задач, стоящих перед сотрудниками оперативных подразделений, является формирование эффективной системы поступления оперативной информации, где граждане, добровольно сообщающие ставшие им известными сведения, например, в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей (без нарушения установленных законодательством запретов и ограничений, норм корпоративной этики, из чувства «гражданского долга»), проведения досуга (случайного стечения обстоятельств), играют важную роль.

4. Участие граждан в осуществлении профилактической работы оперативных подразделений органов внутренних дел. Характеризуя данный вид гласного содействия, необходимо отметить, что осуществление каких-либо профилактических мероприятий гражданами в рамках общей или индивидуальной профилактики преступлений возможно только во взаимодействии и под контролем сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел. Представляется, что к осуществлению содействия подобного рода целесообразно привлекать внештатных сотрудников полиции, например, в процессе проведения мероприятий виктимологического характера, разъясняя гражданам как возможные способы преступных посягательств, так и методы противодействия последним (реагирования на совершение преступлений).

Конфиденциальное (негласное) содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть, как и гласное содействие, только добровольным. Отношения конфиденциального содействия устанавливаются лишь по желанию лица, привлекаемого к сотрудничеству[16].

На добровольной основе гласное и негласное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, могут оказывать любые лица. Закон об ОРД не содержит в этой части каких-либо ограничений. Ограничения имеются лишь в части договорного оформления отношений сотрудничества на конфиденциальной основе (конфиденциального содействия по контракту)[17].


Согласно ст. 17 Закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

В то же время в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона об ОРД органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Буквальное толкование этой статьи позволяет сделать вывод, что нет запрещения использовать конфиденциальное содействие депутатов, прокуроров, судей и других, указанных в ч. 3 ст. 17 Закона об ОРД лиц, если оно осуществляется не по контракту. Кроме того, закон запрещает использовать конфиденциальное содействие по контракту прокуроров и ничего не говорит о других работниках органов прокуратуры, например, следователях[18].

Сотрудничество лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как уже отмечалось, носит исключительно добровольный характер. При этом мотивация такого сотрудничества может быть самой разной. Мотивами сотрудничества могут являться[19]:

— добровольное желание безвозмездно помочь правоохранительным органам, основанное на идеологических и моральных убеждениях, чувстве долга;

— предусмотренная законом возможность освобождения от уголовной ответственности в случае сотрудничества, активного способствования раскрытию преступлений, возмещения нанесенного ущерба;

— стремление улучшить условия своего содержания в учреждениях, исполняющих наказания, обмен информации на обещание правоохранительных органов «закрыть глаза» на сравнительно незначительные правонарушения (например, азартные игры), а впоследствии – страх разоблачения в преступной среде;

— месть, зависть, конкуренция в преступной среде, личные симпатии и чувство благодарности по отношению к конкретному работнику правоохранительных органов, тяга к риску;

— материальная заинтересованность;

— иные мотивы.

Согласие на оказание содействия может выражаться как в письменной, так и в устной формах.

Лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам[20].


Представление оперативному подразделению органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, заведомо ложной информации о событии преступления и лицах, его совершивших, может образовывать состав преступления, предусмотренного ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации (заведомо ложный донос).

При этом не может рассматриваться как заведомо ложный донос информация конфидента, полностью или частично не соответствующая действительности, если факт предоставления такого рода сведений не отвечает определенным квалифицирующим признакам. Например, добросовестное заблуждение граждан в силу субъективного восприятия отдельных признаков подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений исключает уголовную ответственность по ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Содействие отдельных лиц оперативным подразделениям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, позволяет эффективно решать стоящие перед ними задачи[21].

Так, привлечение отдельных лиц к содействию работе оперативных подразделений органов внутренних дел дает возможность получить дополнительную и более обширную информацию о состоянии оперативной обстановки на конкретной территории. Например, многие из лиц, занимающихся преступной деятельностью, бежавших из мест лишения свободы, живут на нелегальном положении и не всегда попадают в поле зрения оперативных работников, поэтому привлечение граждан к выявлению таких лиц, мест их обитания оказывает большую помощь органам внутренних дел в предупреждении преступлений. Граждане оказывают помощь в изучении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, помогают получить сведения о преступных связях лиц, состоящих на учете, информацию о подготовке или совершении преступлений, о соучастниках, об орудиях и оружии, использованных при совершении преступления, и т. д. Активная деятельность лиц, оказывающих содействие, умножает силы оперативных подразделений, позволяет им разнообразить тактические средства и приемы в борьбе с преступностью, открывает возможность проводить мероприятия одновременно в нескольких направлениях и на многих объектах[22].