Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность(Понятие содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общие положения о содействии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.1. Понятие содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.2. Задачи и значение содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.3. Принципы осуществления содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.4. Формы и условия содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Глава 2. Проблемные вопросы, касающиеся содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

2.1. Оформление сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

2.2. Социальная и иная защита граждан, осуществляющих сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

2.3. Предание гласности сведений о лицах, на конфиденциальной основе оказывавших содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Заключение

Библиография

— умышленное предоставление заведомо ложной информации;

— сокрытие оперативно значимой информации или ее умышленное искажение;

— уклонение от сотрудничества в различной форме;

— грубое нарушение требований конспирации, чреватое расшифровкой конфиденциального сотрудничества;

—другие нарушения условий контракта о конфиденциальном сотрудничестве.

В контракте можно конкретно оговорить и иные условия его расторжения, порядок уведомления одной из сторон о намерениях досрочно прекратить контракт.

Контракт содержит как общие (обязательные для всех контрактов), так и индивидуальные (по согласованию с конкретными конфидентами) условия сотрудничества.

Например, контракт может оговаривать условия безопасности лица, оказывающего содействие, и членов его семьи, включая как общие условия (установленные Законом об ОРД для всех случаев сотрудничества), так и индивидуальные условия (изменение внешности; выдача новых документов, удостоверяющих личность; переезд в другую местность и т. п.) [40].

Контракт о содействии лица органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, нельзя рассматривать как трудовое соглашение, ибо в таком случае конфидента необходимо рассматривать как субъекта не только оперативно-розыскных, но и трудовых отношений. Однако это не так. Между конфидентом, оказывающим содействие по контракту, и органом внутренних дел не возникает трудовых правоотношений и складывающиеся в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности отношения сотрудничества не могут регулироваться трудовым правом[41].

Не являются такие отношения и гражданско-правовыми. Отношения, вытекающие из заключения контрактов (договоров) между государственным органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и лицом, привлекаемым к содействию в ее проведении, носят административный характер и «лишь испытывают влияние метода гражданского права».

Соответственно, разрешение вопросов, касающихся выполнения условий контрактов, возможно лишь по правилам производства по делам, вытекающим из административных отношений.

Однако в специальной литературе по этому вопросу высказаны и иные мнения. Так, например, некоторые ученые считают, что контракт об оказании содействия является по своему характеру трудовым соглашением. Однако суды такой договор не признают трудовым (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10 ноября 2014 г. № 80-АПГ14-8).


2.2. Социальная и иная защита граждан, осуществляющих сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Согласно ст. 18 Закона об ОРД лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства.

Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей[42]. В то же время, А. В. Кудрявцев и И. А. Смирнов указывают, что опросы оперативных сотрудников органов внутренних дел показывают, что 76,4 % респондентов отмечают недостаточную эффективность применения правовых норм, предусматривающих защиту лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям[43]. Ввиду этого необходимо дополнительное исследование данных механизмов защиты.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких, эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации[44].

Кроме того, в ст. 14 Закона об ОРД особо оговорено, что при решении определенных этим Законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества лиц, оказывающих содействие, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Однако реализация этого положения возможна лишь по основаниям, предусмотренным в уголовном законе, и в пределах существующих уголовно-процессуальных процедур.

Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступления или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются[45].

Виды, размеры и порядок выдачи денежных вознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативными актами органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Указанные органы в зависимости от характера и вида оказываемого им содействия могут устанавливать таким лицам выплату ежемесячного денежного содержания, разовых вознаграждений и иных поощрительных выплат. Размер вознаграждения может дифференцироваться с учетом региональных особенностей и предусматривать соответствующие надбавки.

Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в качестве основного рода занятий, включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом оформление трудового стажа и пенсии не должно предавать гласности факт конфиденциальности сотрудничества граждан с ОВД. Порядок подготовки необходимых для органов социального обеспечения документов определяется ведомственными нормативными актами МВД России.

В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации[46].

Такие меры, в частности, могут предусматривать физическую охрану, предоставление квартир-убежищ, смену места жительства, замену паспортов с изменением фамилий[47].

В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.


При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности[48].

Единовременное пособие и пенсия лицу (в случае гибели этого лица его семье), оказывающему содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в случае травм, ранения, контузии и увечья, пособие и пенсия его семье выплачиваются:

— во-первых, если конфиденциальное сотрудничество осуществлялось на контрактной основе;

— во-вторых, если гибель, травма, ранение, контузия или увечье наступили в связи с участием лица в проведении оперативно-розыскного мероприятия или других действий, выполняемых по заданию органа внутренних дел;

— в-третьих, если между гибелью лица или его ранением, травмированием, контузией, увечьем и проводимыми с его участием оперативно-розыскным мероприятием, указанным в статье 6 Закона об ОРД, или другими его действиями, выполняемыми по заданию органов внутренних дел, существует причинно-следственная связь.

Инициатива в оформлении указанных выплат и пенсий лежит на органе внутренних дел, с которым конфиденциально сотрудничал пострадавший или погибший.

Порядок оформления выплат и пенсий определяется ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Ведомственные нормативные акты субъектов оперативно-розыскной деятельности предусматривают и другие – дополнительные гарантии для отдельных категорий лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, в частности, для лиц, участвующих в оперативном внедрении[49].

Так, например, согласно этим актам лица, подготавливаемые для долговременного внедрения в организованные преступные группы, а также в окружение к лицам, подозреваемым в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, могут направляться в лечебно-профилактические учреждения ведомств для обследования. Если в процессе выполнения специальных заданий внедрявшиеся лица испытали стресс или большие психологические перегрузки, они направляются в вышеуказанные учреждения для медико-психологической реабилитации на срок от 10 до 30 суток. При необходимости санаторно-курортного лечения путевки таким лицам при наличии соответствующих медицинских рекомендаций на санаторно-оздоровительное лечение могут в ряде случаев приобретаться и выдаваться бесплатно[50].


Следует учитывать, что согласно ст. 18 Закона об ОРД определенные гарантии по социальной и правовой защите граждан государство несет не только в отношении лиц, сотрудничающих по контракту, но и в отношении других лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

2.3. Предание гласности сведений о лицах, на конфиденциальной основе оказывавших содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Нормы Закона об ОРД, регулирующие вопросы привлечения отдельных граждан к содействию органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, затрагивают интересы как лиц, оказывающих такое содействие в настоящее время, так и лиц, оказывавших его в прошлом.

Например, в соответствии со ст. 12 Закона об ОРД предание гласности сведений о лицах, оказывавших содействие на конфиденциальной основе оперативным подразделениям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается лишь с согласия этих лиц в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

При этом указанные сведения подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Положения, касающиеся специального порядка представления сведений о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, распространяются и на прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, на случаи представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору и суду[51].

Так, согласно совместному указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 215/69 и МВД России № 1/7818 от 29 сентября 2008 г. «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"» сведения о тех, кто оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной основе оперативным подразделениям органов внутренних дел, предоставляются осуществляющим надзор прокурорам только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев их привлечения к уголовной ответственности.