Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность(Понятие содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общие положения о содействии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.1. Понятие содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.2. Задачи и значение содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.3. Принципы осуществления содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.4. Формы и условия содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Глава 2. Проблемные вопросы, касающиеся содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

2.1. Оформление сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

2.2. Социальная и иная защита граждан, осуществляющих сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

2.3. Предание гласности сведений о лицах, на конфиденциальной основе оказывавших содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Заключение

Библиография

В соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 15 сентября 2011 г. № 33, законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверяется исключительно при наличии жалоб граждан.

Аналогично решается вопрос и в случаях представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю и суду[52].

Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору и суду, утвержденной совместным приказом МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, Федеральной таможенной службы № 1820, Службы внешней разведки России № 42, ФСИН № 535, ФСКН № 398, Следственного комитета России № 68 от 27 сентября 2013 г., определено, что в случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

Можно констатировать, что под защиту государства берутся все лица, оказывающие или оказывавшие в прошлом содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, независимо от того, каким по продолжительности было это содействие (разовым или на долговременной основе) и в какой форме оно осуществлялось (гласно или негласно)[53].

Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

Таким образом, Закон об ОРД предусматривает правовую и социальную защиту значительного числа лиц. Судя по сведениям из имеющихся открытых источников – нескольких миллионов граждан. Так, согласно данным об агентуре в СССР накануне его распада только участковым инспекторам милиции оказывало содействие примерно 1 340 000 осведомителей.


При этом в специальной литературе обоснованно ставится вопрос о необходимости более детального, в том числе на законодательном уровне, регулирования вопросов защиты указанных лиц в целом и их отдельных категорий, включая вопросы расширения мер правовой стимуляции (поощрения) в отношении лиц, содействующих субъектам оперативно-розыскной деятельности, адекватно значимости их содействия[54].

Таким образом, подводя итог изложенному в данной главе, можно сделать следующие выводы.

Сотрудничество граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, подлежит оформлению в той или иной форме. Хотя закон не исключает устной или односторонней письменной формы оформления, наиболее надёжной и отвечающей потребностям практики следует признать письменную контрактную форму. Контракт о сотрудничестве может быть заключён с совершеннолетними дееспособными гражданами и представляет собой двусторонний договор, детализирующий права и обязанности сторон, а также вознаграждение, подлежащее предоставлению гражданину в случае добросовестного сотрудничества. Оно может носить материальный характер, в том числе выражаясь в виде регулярных или разовых денежных выплат, либо представлять собой предоставление определённых льгот в рамках уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального и иного законодательства (например, освобождение от уголовной ответственности на основании деятельного раскаяния, предоставление льгот в период пребывания в пенитенциарных учреждениях), либо совершение государственными органами иных действий в интересах сотрудничающего лица (устройство на работу, изменение внешности и т.п.).

Спорным является вопрос относительно правовой природы такого договора. Он имеет определённое сходство как с трудовым договором, заключаемым с работником, выполняющим определённые трудовые обязанности (особенно если речь идёт о сотрудничестве на постоянной основе, которое выступает для гражданина основной деятельностью), так и с гражданско-правовыми договорами. Однако, поскольку заключение, содержание и исполнение данного договора регулируется нормами публичного права, скорее, следует говорить о его административно-правовом характере.

Следует также отметить, что законодательство предусматривает в отношении лиц, осуществляющих сотрудничество с органами, осуществляющими ОРД, предоставление мер социальной и иной защиты. В частности, это право на пенсионное обеспечение, охрану, предоставление убежища, замену паспортов и так далее. В случае гибели лица, на постоянной основе сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими ОРД, в ходе производства оперативно-розыскных мероприятий, либо его увечья могут назначаться пенсии по инвалидности и в связи с потерей кормильца.


Сведения о лицах, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, составляют государственную тайну. Их предоставление каким-либо органами и должностным лицам возможно только при условии соблюдения режима секретности, а предание гласности сведений о таких лицах возможно лишь с их письменного согласия. В необходимых случаях их показания могут приобщаться к уголовным делам с сокрытием сведений, указывающих на личность данных субъектов. Секретность должна соблюдаться и при получении такими гражданами права на пенсионное обеспечение.

Заключение

По итогам работы можно сделать следующие выводы.

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, это специфический вид оказания помощи, поддержки в их работе. Выделяется также понятие сотрудничества, которое представляет собой разновидность содействия, предполагающий не просто помощь, а участие в совместной работе. Специфической особенностью рассматриваемого в работе содействия граждан является следующее: возможность установления отношений сотрудничества только органами, уполномоченными в соответствии с федеральным законодательством осуществлять оперативно-розыскную деятельность, для производства оперативно-розыскных мероприятий. Другие лица, например, частные детективы и журналисты, также имеют право использовать содействие граждан в своей деятельности, но такое использование выражается в иных правовых формах и значительно более ограничено, чем содействие органам, осуществляющим ОРД.

Органы, осуществляющие ОРД, имеют право привлекать к содействию граждан только для решения задач, предусмотренных законодательством об оперативно-розыскной деятельности, и только в пределах компетенции соответствующего органа. Сотрудничество осуществляется исключительно на добровольной основе (хотя мотивы лица при этом могут быть любыми) и может быть гласным или негласным (конфиденциальным), а также осуществляться разово или на постоянной основе (по контракту). Для последнего устанавливаются ограничения: ряд категорий лиц к сотрудничеству по контракту привлекаться не может (например, священнослужители и адвокаты). В то же время, представляется, что необходимо абсолютное установление ограничений на сотрудничество с органами, осуществляющими ОРД для некоторых категорий граждан (в частности, для упомянутых выше), так как и в случае временного сотрудничества возникает неустранимый этический конфликт.


Привлечение граждан к сотрудничеству с органами, осуществляющими ОРД, должно основываться на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на отраслевых принципах конспирации, а также сочетания гласных и негласных методов и средств. Кроме того, привлечение граждан к подготовке оперативно-розыскных мероприятий и к участию в них должно осуществляться целенаправленно и с учётом целесообразности использования содействия граждан. Ему должна предшествовать серьёзная информационно-аналитическая работа.

Сотрудничество граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, подлежит оформлению в той или иной форме. Хотя закон не исключает устной или односторонней письменной формы оформления, наиболее надёжной и отвечающей потребностям практики следует признать письменную контрактную форму. Контракт о сотрудничестве может быть заключён с совершеннолетними дееспособными гражданами и представляет собой двусторонний договор, детализирующий права и обязанности сторон, а также вознаграждение, подлежащее предоставлению гражданину в случае добросовестного сотрудничества. Оно может носить материальный характер, в том числе выражаясь в виде регулярных или разовых денежных выплат, либо представлять собой предоставление определённых льгот в рамках уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального и иного законодательства (например, освобождение от уголовной ответственности на основании деятельного раскаяния, предоставление льгот в период пребывания в пенитенциарных учреждениях), либо совершение государственныими органами иных действий в интересах сотрудничающего лица (устройство на работу, изменение внешности и т.п.).

Спорным является вопрос относительно правовой природы такого договора. Он имеет определённое сходство как с трудовым договором, заключаемым с работником, выполняющим определённые трудовые обязанности (особенно если речь идёт о сотрудничестве на постоянной основе, которое выступает для гражданина основной деятельностью), так и с гражданско-правовыми договорами. Однако, поскольку заключение, содержание и исполнение данного договора регулируется нормами публичного права, скорее, следует говорить о его административно-правовом характере.

Следует также отметить, что законодательство предусматривает в отношении лиц, осуществляющих сотрудничество с органами, осуществляющими ОРД, предоставление мер социальной и иной защиты. В частности, это право на пенсионное обеспечение, охрану, предоставление убежища, замену паспортов и так далее. В случае гибели лица, на постоянной основе сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими ОРД, в ходе производства оперативно-розыскных мероприятий, либо его увечья могут назначаться пенсии по инвалидности и в связи с потерей кормильца.


Сведения о лицах, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, составляют государственную тайну. Их предоставление каким-либо органами и должностным лицам возможно только при условии соблюдения режима секретности, а предание гласности сведений о таких лицах возможно лишь с их письменного согласия. В необходимых случаях их показания могут приобщаться к уголовным делам с сокрытием сведений, указывающих на личность данных субъектов. Секретность должна соблюдаться и при получении такими гражданами права на пенсионное обеспечение.

В целом по итогам исследования можно сделать вывод, что использование содействия граждан органами, осуществляющими ОРД, имеет важное значение в выполнении ими задач, которые поставлены перед ними законодателем, и должно осуществляться на основе строгого соблюдения принципов законности и защиты прав и свобод граждан, в том числе с предоставлением должной защиты лицам, осуществляющим такое сотрудничество.

Библиография

I. Нормативно-правовые акты

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Роcсийской Федерации: по состоянию на 25 октября 2016 с таблицей изменений. — М.: Проспект, 2016. — 288 с.
  2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.
  3. Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // Российская газета. — 2013. — № 282.
  4. Указание Генпрокуратуры РФ № 215/69, МВД РФ № 1/7818 от 29 сентября 2008 г. «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"» // Документ официально опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
  5. Приказ Генпрокуратуры России от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» // Законность. — 2011. — № 5.

II. Научная и учебная литература

  1. Калягин Ю.С., Тверитинова Е.Н., Есипов А.Г. Правосознание в контексте психологии содействия граждан субъектам оперативно-розыскной деятельности / Ю. С. Калягин, Е. Н. Тверитинова, А. Г. Есипов // Юридическая психология. — 2014. — № 1. — С. 36-40.
  2. Киселев А. П., Васильев О. А., Белянинова Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» / А. П. Киселев, О. А. Васильев, Ю. В. Белянинова. — М., 2016. — Доступ из справ.-правовой системы Гарант.
  3. Крипулевич А. Ю., Новиков А. В. К вопросу о юридической природе контракта о содействии лиц оперативным подразделениям уголовно-исполнительной системы / А. Ю. Крипулевич, А. В. Новиков // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2-2. — С. 728.
  4. Кудрявцев А. В., Смирнов И. А. Роль и место института содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в борьбе с преступностью / А. В. Кудрявцев, И. А. Смирнов // Вестник Владимирского юридического института. — 2014. — № 4. — С. 91-94.
  5. Кудрявцев А. В., Шиков А. А. Институт содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в уголовно-исполнительной системе России / А. В. Кудрявцев, А. А. Шиков // Вестник Владимирского юридического института. — 2016. — № 3. — С. 36-38.
  6. Макарова О.В. Обеспечение безопасности лиц, способствующих предупреждению и раскрытию коррупционных преступлений / О. В. Макарова // Журнал российского права. — 2015. — № 7. — С. 97-105.
  7. Маслов А. А. К вопросу о содействии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и сотрудничестве с ними на конфиденциальной основе / А. А. Маслов // Научный портал МВД России. — 2014. — № 2. — С. 43-47.
  8. Мещерин А. И., Лапунова Ю. А. К вопросу об институте гласного содействия в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / А. И. Мещерин, Ю. А. Лапунова // Вестник СевКавГТИ. — 2016. — № 2. — С. 115-117.
  9. Павличенко Н. В. Проблемы взаимодействия оперативно-розыскных органов и населения: теоретические и прикладные проблемы / Н. В. Павличенко // Общество и право. — 2016. — № 3. — С. 148-151.
  10. Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции: научно-практическое пособие / В.Ю. Артемов, Н.А. Голованова, А.Ю. Заксон и др.; отв. ред. А.М. Цирин, Е.И. Спектор. — М.: ИЗиСП, 2016. — 144 с.
  11. Рудой А. В. Нормативное правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность / А. В. Рудой // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — № 7. — С. 132-135.
  12. Середнев В. А. К вопросу о целях, задачах, содержании и необходимости оказания конфиденциального содействия субъектам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность / В. А. Середнев // Вопросы современной юриспруденции. — 2016. — № 58. — С. 114-126.
  13. Смирнов И. А., Королев Ю. Ф. Проблемы и перспективы института содействия граждан оперативным подразделениям / И. А. Смирнов, Ю. Ф. Королев // Закон и право. — 2016. — № 7. — С. 150-156.
  14. Тамбовцев А. И. Законодательный запрет на конфиденциальное содействие по контракту: вопросы и... вопросы / А. И. Тамбовцев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2016. — № 3. — С. 134-137.
  15. Тамбовцев А. И. Коллизии законодательного регулирования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность / А. И. Тамбовцев // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2016. — № 3. — С. 29-30.