Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты логистического подхода к управлению запасами
1.1 Понятие и виды запасов в логистической системе предприятия
1.2 Модели логистического управления запасами
2 Анализ логистического подхода к управлению запасами в ООО «Промт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ логистического управления запасами на предприятии
Динамика объема производства продукции представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Анализ динамики объема производства продукции, тыс. руб.
Ассортимент |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение 2018/2016, +/- |
Темп роста, 2018/2016, % |
Костюмы |
7581 |
8197 |
8952 |
1371 |
118,1 |
Куртки |
6482 |
7036 |
7338 |
856 |
113,2 |
Комбинезоны |
4591 |
4912 |
5264 |
673 |
114,7 |
Халаты |
2204 |
2622 |
2564 |
360 |
116,3 |
Жилеты |
2034 |
2157 |
2036 |
2 |
100,1 |
Фартуки |
1745 |
1825 |
2379 |
634 |
136,3 |
Головные уборы |
2174 |
2323 |
2817 |
643 |
129,6 |
Брюки/юбки |
3563 |
3617 |
4130 |
567 |
115,9 |
Аксессуары |
435 |
498 |
448 |
13 |
103,0 |
Итого |
30809 |
33187 |
35928 |
5119 |
116,6 |
- Таблица составлена по: [18]
Таким образом, объем производства продукции ООО «Промт» увеличился за исследуемый период на 5119 тыс. руб. или 16,6%. В наибольшей степени увеличился объем производства фартуков – на 36,2%. Наименьший прирост за исследуемый период наблюдается в производстве жилетов – 0,1%.
- Представим анализ ассортимента продукции ООО «Промт» в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Анализ ассортимента ООО «Промт», тыс. руб.
Ассортимент |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Отклон., +/- |
Темп роста, % |
Костюмы |
5588 |
6761 |
7129 |
1541 |
127,6 |
Куртки |
4804 |
5812 |
5843 |
1039 |
121,6 |
Комбинезоны |
3355 |
4059 |
4192 |
837 |
124,9 |
Халаты |
1804 |
2183 |
2043 |
239 |
113,2 |
Жилеты |
1476 |
1786 |
1623 |
147 |
110,0 |
Фартуки |
1251 |
1514 |
1893 |
642 |
151,3 |
Головные уборы |
1588 |
1921 |
2243 |
655 |
141,2 |
Брюки/юбки |
2469 |
2987 |
3291 |
822 |
133,3 |
Аксессуары |
331 |
399 |
357 |
26 |
107,9 |
Итого |
22666 |
27422 |
28614 |
5948 |
126,2 |
- Таблица составлена по: [18]
Таким образом, в 2018 году по сравнению с 2016 годом в наибольшей степени в процентном отношении увеличилась реализация фартуков (на 642 тыс. руб. или 51,3%) и головных уборов (на 655 тыс. руб. или 41,2%). В наименьшей степени в процентном отношении увеличилась реализация жилетов (на 147 тыс. руб. или 10%) и аксессуаров (на 26 тыс. руб. или 7,9%).
Анализ структуры ассортимента ООО «Промт» представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Анализ структуры ассортимента, %
Ассортимент |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Отклон., +/- |
Костюмы |
22,7 |
24,7 |
24,9 |
2,2 |
Куртки |
21,5 |
21,2 |
20,4 |
-1,1 |
Комбинезоны |
14,2 |
14,8 |
14,7 |
0,5 |
Халаты |
8,6 |
7,9 |
7,1 |
-1,5 |
Жилеты |
6,4 |
6,5 |
5,7 |
-0,7 |
Фартуки |
5,7 |
5,5 |
6,6 |
0,9 |
Головные уборы |
7,2 |
7,0 |
7,8 |
0,6 |
Брюки/юбки |
11,2 |
10,9 |
11,5 |
0,3 |
Аксессуары |
2,5 |
1,5 |
1,3 |
-1,2 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
0,0 |
- Таблица составлена по: [18]
Таким образом, наибольший удельный вес в структуре ассортимента продукции занимают костюмы (24,9%), на втором месте – куртки (20,4%). За исследуемый период в структуре ассортимента предприятия увеличилась доля костюмов (на 2,2 п.п.), комбинезонов (на 0,5 п.п.), фартуков (на 0,9 п.п.), головных уборов (на 0,6 п.п.) и брюк/юбок (на 0,3 п.п.). Однако за исследуемый период в структуре ассортимента предприятия наблюдается снижение удельного веса курток (на 1,1 п.п.), халатов (на 1,5 п.п.), жилетов (на 0,7 п.п.), аксессуаров (на 1,2 п.п.).
2.2 Анализ логистического управления запасами на предприятии
Главной целью логистики ООО «Промт» является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе предоставления услуг высокого качества.
Частные задачи логистики ООО «Промт» достаточно разнообразны:
– максимальное повышение эффективности хранения товаров;
– сокращение времени оформления документов;
– рациональное распределение ресурсов;
– быстрая реакция на требования посетителей;
– оперативная обработка и выдача информации и т.п.
Задачи специалистов ООО «Промт» в области логистики:
1. Сбор, обработка и анализ организационной, технической и финансовой информации о деятельности белорусских и зарубежных организаций, работающих в сфере интересов организации.
2. Планирование, организация, контроль и управление материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе производства продукции в соответствии с интересами и требованиями покупателей, а также обработка, анализ и хранение соответствующей информации.
3. Обеспечение выполнения обязательств по заключенным договорам.
4. Разработка рекомендаций и рациональных предложений по организации деятельности соответствующих служб организации с целью оптимизации затрат.
5. Осуществление контроля за товарными и информационными потоками.
При выборе поставщика ООО «Промт» осуществляет его оценку по нескольким критериям.
Приведем пример оценки поставщика ООО «Промт» – ОДО «Диолсо» в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Оценка поставщика ОДО «Диолсо»
Показатель оценки поставщика |
Вес показателя |
Оценка |
Показатель оценки поставщика |
Надежность поставки |
80 |
4 |
320 |
Цена |
75 |
3 |
225 |
Качество материалов |
70 |
5 |
350 |
Условия платежа |
60 |
3 |
180 |
Возможность внеплановых поставок |
50 |
5 |
250 |
Финансовое состояние поставщика |
20 |
4 |
80 |
Итого |
1405 |
- Таблица составлена по: [13]
Оценка поставщика осуществляется, когда ООО «Промт» начинает работать с новыми материалами или принято решение о переориентации на новых поставщиков.
ООО «Промт» стремится к долговременному и взаимовыгодному сотрудничеству с поставщиками, к тому, чтобы партнеры поставляли необходимые и качественные товары. Такая политика позволяет в итоге лучше удовлетворять спрос конечных покупателей, а значит, предлагать услуг больше, в чем заинтересованы и сам ООО «Промт», и его поставщики.
Закупочная деятельность ООО «Промт» планомерно организовывается и экономически обосновывается. Для этого предприятие ведет систематическое изучение источников закупки и поставщиков материалов.
Систематическое изучение рыночной конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяют своевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать производственные возможности расширения ассортимента выпускаемой продукции. Все это дает возможность предъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношении количества, качества, ассортимента товаров.
Поступление товаров от поставщиков производится на основании заключенных между поставщиками и ООО «Промт» хозяйственных договоров.
В договорах, заключаемых между поставщиками и покупателем, оговариваются:
– виды поставляемых материалов;
– коммерческие условия поставки;
– количественные и стоимостные показатели материалов;
– сроки исполнения договоров;
– порядок расчетов;
– ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора [6].
Для получения товаров и тары от поставщиков представителю ООО «Промт» выдается доверенность.
Все доверенности регистрируются в момент выдачи в специальном журнале. Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименованием ценностей, предполагаемых к получению.
На доверенности необходима подпись экспедитора, которая должна быть заверена подписями бухгалтера и руководителя с наложением оттиска предприятия. По доверенности представитель предприятия может получить товар непосредственно от поставщика с выпиской одновременно отгрузочных документов.
Основными документами, на основании которых поступают материалы, являются товарно-транспортная накладная и торгово-закупочные акты. Товарно-транспортные накладные выписываются при поставке товаров автомобильным транспортом.
За нарушение условий договоров поставщики и покупатели несут взаимную материальную ответственность в виде неустойки, штрафование за невыполнение договорных условий, за задержку оплаты расчетных документов и за необоснованный отказ.
Показатели использования запасов ООО «Промт» представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Показатели использования запасов ООО «Промт»
Наименование показателя |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение 2018/2016 |
|
+/- |
% |
||||
1. Выручка, тыс. руб. |
22666 |
27422 |
28614 |
5948 |
126,2 |
2. Запасы, тыс. руб. |
4203 |
4786 |
4795 |
592 |
114,1 |
3. Коэффициент оборачиваемости (стр. 1 / стр. 2) |
5,39 |
5,73 |
5,97 |
0,58 |
110,8 |
4. Длительность оборота, дн. (365 / стр. 3) |
68 |
64 |
61 |
-7 |
89,7 |
5. Коэффициент загрузки (стр. 2 / стр. 1) |
0,19 |
0,17 |
0,17 |
-0,02 |
89,5 |
- Таблица составлена по: [18]
Эффективность использования запасов за рассматриваемый период увеличилась, о чем свидетельствует коэффициент оборачиваемости запасов. В 2018 году он составлял 5,97, что на 0,58 пунктов выше по сравнению с 2016 годом или на 10,8% в относительной величине.
Высвобождение запасов в результате изменения продолжительности одного оборота запасов:
Вз = 28614 * (-7) / 365 = -549 тыс. руб.
Выбор критериев эффективности системы управления запасами включает проведение работ по определению основных направлений оценки и критериев эффективности управления запасами.
Критерии выступают в качестве необходимой предпосылки вынесения решений об уровне эффективности системы. Каждый из них характеризуется с помощью ряда показателей (таблица 2.7).
Таблица 2.7 – Относительная оценка значимости критериев эффективности системы управления запасами
Наименование критерия |
Относительная значимость, баллы |
Оценка значимости |
Ранг |
1. Экономичность |
8 |
0,273 |
2 |
2. Действенность |
9 |
0,320 |
1 |
3. Гибкость |
5 |
0,169 |
3 |
4. Синхронность |
4 |
0,136 |
4 |
5. Оперативность в принятии решений |
3 |
0,102 |
5 |
Итого |
29 |
1,00 |
15 |