Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОВРЕМEННЫЙ ТУРИЗМ В РEГИОНАХ РФ

1.1. Туристическая отрасль в экономике регионов сегодня

1.2. Причины необходимости актуализации стратегий развития регионов

1.3. Экотуризм и деловой туризм как основные виды туриндустрии

1.4. Роль государства и органов местного самоуправления в развитии туризма на территории РФ

1.5. Программы по развитию туризма на территории РФ

ГЛАВА 2. ТУРИЗМ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

2.1. Туристические объекты в Ульяновской области

2.2. Статистика турфирм области и современные проблемы в развитии туриндустрии

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2014-2018 ГОДЫ

3.1. Характеристика проблем, на решение которых направлена государственная программа

3.2. Цель, задачи и целевые индикаторы государственной программы

3.3. Сроки реализации и система мероприятий государственной программы

3.4. Ресурсное обеспечение государственной программы

3.5. Ожидаемый эффект от реализации мероприятий государственной программы

3.6. Организация управления государственной программой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Активную динамику сохраняет и внутренний межрегиональный туризм. Наибольшее количество обслуженных туристов отправлено по России - 79,4%, в том числе по Ульяновской области - 1631 чел. (18,3%), в Самарскую область - 679 чел. (7,6%), в республику Татарстан -1258 чел. (14,1%), в г. Санкт-Петербург - 971 чел. (10,9%), в Краснодарский край - 2336 чел. (26,2%). География туризма по представительности стран беспрестанно расширяется (самыми посещаемыми являются Турция, Египет, страны СНГ и Финляндия) [Морозова: 11].

Современные проблемы в развитии индустрии туризма Ульяновской области связаны с многими факторами. Например, с падением интереса к историко-культурным местам г. Ульяновска, неполноценной информированностью населения о рекреационных возможностях территории. Среди других причин - низкий уровень подготовленности менеджеров туристических компаний, нехватка информации об особенностях спроса среди разных групп потребителей, высокие цены средств размещения при их низкой комфортабельности и т.д. [Летярина, Федоров: 75].

В сфере организации отдыха и санаторно-курортного лечения наблюдается увеличение интенсивности работы санаторно-курортных организаций, а также организаций отдыха, рост количества турфирм и числа обслуженных граждан [Летярина, Федоров: 75].

В настоящее время лидеры в организации туризма - акционерные туристско-экскурсионные фирмы «Волга - Тур», «Ульяновск - Турист», «ТА Ульяновский спутник», ГО УДОД «Областной центр детско-юношеского туризма и краеведения» и др. Они динамично осваивают ближнее и дальнее зарубежье [Морозова: 12].

Государственное регулирование регионального туризма выполняют Департамент инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности аппарата правительства Ульяновской области и Управление внешнеэкономических связей администрации Ульяновской области. В рамках их политики действует областная целевая программа развития туризма. Ее большая часть направлена на реставрацию памятников культуры, улучшение материально-технической базы музеев, привлечение внимания к местным санаторно-курортным зонам, развитие детского, школьного туризма, а также создание тематических парков. Запланировано проведение в Ульяновской области ежегодных выставок-ярмарок «Культура-Бизнес-Туризм», создание каталога «Добро пожаловать в Ульяновск!» и информационного сайта о туристических ресурсах области, ее потенциале [Летярина, Федоров: 75].

Таким образом, в Ульяновской области активно развивается оздоровительный, экологический, внутренний межрегиональный, событийный и спортивный туризм, действует большое количество музеев, заповедников, спортивных комплексов, санаториев, имеется много природных ресурсов, работают десятки организаций и учреждений, предоставляющие городу и области разнообразные виды туристско-экскурсионных услуги. Государственное регулирование регионального туризма осуществляют Департамент инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности аппарата правительства Ульяновской области и Управление внешнеэкономических связей администрации Ульяновской области. Действует областная целевая программа развития туризма.


ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2014-2018 ГОДЫ

Глава всецело посвящена изучению государственной программы развития туризма в Ульяновской области, действующей до 2018 года включительно, результатом которой должно стать повышение конкурентоспособности регионального туристского рынка региона. В данном документе описываются проблемы туриндустрии региона и возможные негативные последствия, для решения которых принята программа, а также перечислены основные факторы, сдерживающие рост внутреннего и въездного туристских потоков в Ульяновской области. В программе определены цель и задачи, выстроена система мероприятий и ожидаемый эффект от их реализации, указано ресурсное обеспечение ее реализации и организация управления.

3.1. Характеристика проблем, на решение которых направлена государственная программа

Туризм выполняет важную роль в социально-экономическом развитии Ульяновской области, обеспечивает дополнительные рабочие места, рост занятости экономически активного населения и повышение материального благополучия населения. Сейчас туризм является одним из значимых направлений оживления экономики. Он оказывает стимулирующее влияние на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги средств размещения для временного проживания туристов, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, а также действует в качестве катализатора социально-экономического развития муниципальных образований Ульяновской области и региона в целом.

Развитие туризма соответствует основным положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, где определена важность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны. Этот принцип также является основой принятой Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 № 522-пр «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года» [Правительство Ульяновской области: http://docs.cntd.ru/document/463704287].


В Ульяновской области существуют перечень проблем, характерный для современного состояния отрасли туризма в целом в Российской Федерации:

- недостаточно активное развитие туристского потенциала Ульяновской области на мировых и региональных туристских рынках;

- недостаточное многообразие туристских продуктов, продвигаемых на территории Ульяновской области;

- недостаточная конкурентоспособность туристских продуктов, продаваемых на территории Ульяновской области (соотношение цена - качество не соответствует принятым стандартам);

- провосходство культурно-познавательного туризма, в то время как общемировые тенденции свидетельствуют о популярности специализированных видов туризма, при которых знакомство с достопримечательностями является частью разнообразной программы пребывания туристов;

- неполное использование фестивального, ярмарочного, выставочного потенциала в туристских целях (событийный туризм);

- недостаточная информированность жителей региона о туристском потенциале региона, отсутствие специальной информации на улицах, объектах сервиса и объектах показа;

- недостаточное развитие государственно-частного партнерства в сфере туристской деятельности [Правительство Ульяновской области: http://docs.cntd.ru/document/463704287].

Наряду с этим в Ульяновской области высокий туристский потенциал. Здесь сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, организуют важные экономические, спортивные и культурные мероприятия. Во многих муниципальных образованиях Ульяновской области представлен широкий ряд потенциально привлекательных туристских объектов, продвижение которых возможно только с созданием всех видов базовой инфраструктуры и поддержанием должного уровня предпринимательской активности.

Благодаря разнообразию туристских ресурсов Ульяновской области развиваются практически все виды туризма. В регионе сложились традиционные туристские центры со специализацией на определенном виде туризма (г. Ульяновск, г. Димитровград, Ульяновский район, Старомайнский район, Чердаклинский район, Карсунский район, Сенгилеевский район, Сурский район, Тереньгульский район, Радищевский район) и признанные межрегиональные туристские продукты и маршруты (проект «Большая Волга», круизы по реке Волге).

Среди первейших причин посещения Ульяновской области туристами выделяются деловой туризм (30-33%), оздоровительный туризм (30-34%) и культурно-познавательный туризм (28-30%).


Уникальные природные ресурсы и объекты культурного наследия, находящиеся на территории Ульяновской области, нельзя рассматривать в качестве единственного и достаточного условия обеспечения удачного развития въездного и внутреннего туризма. Требуются комплексные решения по комбинированию ресурсов с предпринимательским потенциалом в создаваемых экономико-правовых условиях, поддерживающих устойчивое развитие туризма в Ульяновской области [Правительство Ульяновской области: http://docs.cntd.ru/document/463704287].

Сейчас идет работа по созданию в Ульяновской области туристского кластера, который обеспечит устойчивое развитие отрасли и увеличение конкурентоспособности областного туристского рынка в средне- и долгосрочной перспективе.

В настоящее время существуют основные факторы, которые сдерживают рост внутреннего и въездного туристских потоков в Ульяновской области:

- не в полной мере развитая инженерная инфраструктура либо ее отсутствие в некоторых муниципальных образованиях Ульяновской области (включая отсутствие сетей энергоснабжения, водоснабжения, транспортных сетей, очистных сооружений, причалов, пристаней и подобных объектов), что является затруднением для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;

- низкий уровень продвижения туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде муниципальных образований Ульяновской области отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, плохое состояние многих объектов туристского показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры почти на всех автомобильных дорогах общего пользования в Ульяновской области, дефицит туристических автобусов);

- недостаток доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, предоставляющими возможность окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;

- низкое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии по причине недостатка профессиональных работников;

- отсутствие механизма и опыта коммерциализации объектов природы и культурного наследия через реализацию туристских продуктов;

- недостаток систем и механизмов внедрения политики менеджмента качества в сфере услуг;

- неполноценное продвижение Ульяновской области как привлекательного направления для туристов, что обусловлено низким уровнем бюджетного финансирования отрасли туризма [Правительство Ульяновской области: http://docs.cntd.ru/document/463704287].


Решение указанных отраслевых ограничений невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего участия со стороны государства, которое в настоящее время носит фрагментарный характер и не оказывает ключевого влияния на позитивное изменение ситуации. Это может привести к определенным негативным последствиям:

- дальнейшему упадку конкурентоспособности туристских продуктов, реализуемых на территории Ульяновской области, на международном и внутреннем туристском рынке (в том числе по причине износа объектов туристской инфраструктуры и невысокого качества предоставляемых туристских услуг);

- падению объема внутренних и въездных туристских потоков и, вследствие, сокращению налоговых и других доходов областного бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области;

- низкому уровню занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, а также убыли доходов населения [Правительство Ульяновской области: http://docs.cntd.ru/document/463704287].

Проанализировав данные факторы, можно сделать заключение об актуальности и обоснованной важности и необходимости активизации роли исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в достижении сформулированной в государственной программе цели, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства.

Государственную программу можно описать следующими принципиальными особенностями, отраженными в соответствующих разделах:

- системный характер задач государственной программы, а также комплексный и единый методологический подход к их решению с учетом взаимосвязи с другими актуальными и планируемыми задачами органов государственной власти Ульяновской области по развитию муниципальных образований Ульяновской области;

- ориентация целей государственной программы на результаты, которые будут оценены в соответствии с целевыми индикаторами;

- запланированное использование новейших технологий, инновационных методов, а также мирового опыта в области создания и продвижения туристского кластера и межрегиональной туристской инфраструктуры, а также турпродуктов, реализуемых на территории Ульяновской области;

- проектный подход в проведении мероприятий, предполагаемых к реализации в рамках государственной программы, с учетом значимых для отрасли критериев отбора проектов, в том числе соответствия кластерному принципу развития экономики Ульяновской области;