Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОВРЕМEННЫЙ ТУРИЗМ В РEГИОНАХ РФ

1.1. Туристическая отрасль в экономике регионов сегодня

1.2. Причины необходимости актуализации стратегий развития регионов

1.3. Экотуризм и деловой туризм как основные виды туриндустрии

1.4. Роль государства и органов местного самоуправления в развитии туризма на территории РФ

1.5. Программы по развитию туризма на территории РФ

ГЛАВА 2. ТУРИЗМ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

2.1. Туристические объекты в Ульяновской области

2.2. Статистика турфирм области и современные проблемы в развитии туриндустрии

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2014-2018 ГОДЫ

3.1. Характеристика проблем, на решение которых направлена государственная программа

3.2. Цель, задачи и целевые индикаторы государственной программы

3.3. Сроки реализации и система мероприятий государственной программы

3.4. Ресурсное обеспечение государственной программы

3.5. Ожидаемый эффект от реализации мероприятий государственной программы

3.6. Организация управления государственной программой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

1.4. Роль государства и органов местного самоуправления в развитии туризма на территории РФ

Автор статьи А.А. Дроздецкая упоминает и о важной роли государства в развитии туризма на территории Российской Федерации, установке приоритетов и рамок развития регионов. Также неоценима роль органов местного самоуправления - муниципалитетов и частных инвесторов. Задача государства - это создать привлекательные инвестиционные условия, при которых бизнес выбрал интересным развивать туротрасль именно в этих регионах [Дроздецкая 2013: 7].

Органы государства разрабатывают концепции развития данной отрасли, программы, которые могут быть целевыми, адресными, инвестиционными. По территориальному охвату всей страны и уровню власти они также могут делиться на: федеральные и региональные программы развития туризма. Любая программа развития имеет свой срок (краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (3–5 лет), долгосрочные (10–15 лет)) и составляющие в виде: обоснований разработки, целей, задач, сроков реализаций, систем программных мероприятий, механизмов контроля и реализации ожидаемых социально-экономических результатов и ресурсного обеспечения. Органы государственной власти подготавливают и оказывают поддержку развития отрасли через бюджетные инвестиции, установление налоговых, визовых, таможенных, инвестиционных льгот и друг льгот, которые являются стимулом для развития туризма на территории Российской Федерации [Дроздецкая 2013: 8].

1.5. Программы по развитию туризма на территории РФ

На сегодняшний день существует Федеральная целевая программ (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» (2011–2018 годы) от 19 июля 2010 года № 1230-р. Главным конечным итогом реализации Программы должно быть создание в различных субъектах Российской Федерации сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, которые должны стать «точками роста и развития» регионов и межрегиональных связей. Кластерный подход по Программе подразумевает расположение на ограниченной площади предприятий и организаций, занимающихся плнировкой, производством, развитием и продажей туристского продукта, а также деятельность, смежную с туризмом и рекреационными услугами. Кластеры создаются с помощью инструмента, при использовании которого применяются механизмы государственно-частного сотрудничества. Такие механизмы образуют подходящие условия для продвижения туристской инфраструктуры и сферы сопутствующих услуг. Кроме того, активизация вокруг сети малого и среднего бизнеса (инвестиции в средства размещения, как гостиницы и места временного проживания) может увеличиться в 1,9 раза по сравнению с прошлыми годами. В связи с созданием дополнительных рабочих мест в сфере туризма увеличится уровень занятости населения [Дроздецкая 2013: 9].


Также одним из важных направлений Программы автор отмечает развитие инфраструктуры туризма. В последние годы автопарк России растет на 2,2–2,8 млн автомобилей в год, а придорожная инфраструктура развивается с большим отставанием. Улучшение придорожной инфраструктуры туристской направленности (к примеру, гостиницы, кемпинги, стоянки) будет способствовать привлечению дополнительно более 4 млн туристов, в том числе из-за рубежа [Дроздецкая 2013: 9].

Одна из задач Программы - «Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации». Решение задачи заключается в реализации пилотных проектов по созданию туристских и автотуристских кластеров и тиражировании апробированных и отлаженных решений и механизмов [Дроздецкая 2013: 9].

Важно отметить структурообразующие функциональные элементы программы - это туристско-рекреационные и автотуристские кластеры. Планируется создать на отдельных площадях регионов перспективные туристские направления России. Кроме того, будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры. Она обеспечивает интенсивный рост и подъем внутреннего и въездного туристских потоков и оказывает мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей национальной экономики [Дроздецкая 2013: 10].

Также в Программе особое внимание уделено Северо-Западной части России (главным образом, Ленинградской области и Республике Карелия), ее географическому положению, уникальному историко-культурному наследию и богатству природных ресурсов, которые обладают огромным туристским потенциалом. Традиционными для северо-запада нашей страны видами туризма являются культурно-познавательный, событийный, деловой и активный туризм. Они обеспечивают большую часть внутреннего и въездного туристских потоков. Наряду с этим, богатство и разнообразие природно-климатических ресурсов являются важным и достаточным потенциалом для развития оздоровительного, экологического, круизного и сельского видов туризма [Дроздецкая 2013: 10].

А.А.Дроздецкая в своей статье также рассматривает государственную программу развития туризма, которая была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р, О государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. Эта программа включает в себя целую систему мероприятий и инструментов государственной политики. Их реализация оснащает ключевые государственные функции достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере культуры и туризма, и еще имеет одну из подпрограмм «Туризм». Государственная программа содержит федеральные целевые программы «Культура России (2012-2018 годы)» и «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию является одной из целей государственной программы [Дроздецкая 2013: 11].


По определенным прогнозам ВТО, к 2020 году Россия войдет в десятку стран как по приему туристов (2,9% мирового потока туристов), так и по выезду туристов за пределы государства (1,9% мирового потока туристов). Отмечается, что в России будут самые высокие темпы развития туризма при условиях постоянной и грамотной государственной поддержки. Итогом программы в данной области должно стать: совершенствование и диверсификация турпродукта, продвижение новых видов туризма, количественное и качественное развитие туристских кластеров. Главным показателем будет туристский кластер в качестве локомотива социально-экономического развития (генератора увеличения количества рабочих мест, плательщика налогов в бюджет и катализатора развития малого и среднего бизнеса) [Дроздецкая 2013: 11].

Таким образом, в заключение главы хотелось бы добавить, что туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на повышение качества жизни населения. В настоящее время совершаются первые теоретические и практические шаги планирования развития регионов, а российские ученые активно пытаются описать данный опыт на примере ряда субъектов РФ в туристском секторе экономики. Органы государства разрабатывают концепции развития, программы, которые могут быть целевыми, адресными, инвестиционными.

В последнее время экологический туризм и бизнес-туризм становятся одной из высокодоходных отраслей туриндустрии в России. У людей пробуждается желание общаться с живой природой, знакомиться с местными обычаями и культурой. В целях развития въездного делового туризма строятся огромное множество бизнес-отелей, бизнес-центров, организуются форумы, конгрессы и деловые мероприятия в больших мегаполисах.

ГЛАВА 2. ТУРИЗМ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Вторая глава посвящена изучению сферы туризма в Ульяновской области, насколько активно продвигаются местные туристические продукты и эффективно развивается туриндустрия, рассмотрены существующие проблемы в развитии туризма области. Кроме того, в работе представлена информация о природных ресурсах региона, используемых в целях оздоровления и лечения, а также о различных историко-культурных объектах, заповедниках и музеях, фестивалях, спортивных комплексах, перечислены действующие организации отдыха и лидирующие турфирмы.


2.1. Туристические объекты в Ульяновской области

Туризм в современном мире понимается как социально-экономическое явление, оказывающее влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры. Современный туризм основывается на высоком уровне развития социальной сферы. Таким образом, он постепенно превращается в высокодоходный вид экономики. Ульяновская область активно продвигает свои туристические продукты, эффективно развивает туристическую индустрию, улучшая инфраструктуру, реконструируя гостиницы, реставрируя памятники архитектуры, открывая новые музеи, запуская новые исторические и культурно-просветительские программы [Летярина, Федоров: 73].

Главными факторами и условиями, влияющими на развитие индустрии туризма в Ульяновской области, являются природные, культурно-исторические, социально-экономические факторы. Оздоровительный туризм развивается благодаря наличию в области разнообразных природных ресурсов (климатических, бальнеологических, водных, лесных и др.), используемых для оздоровления и лечения. Это Ундоровская зона, район Белого озера (Николаевский район), места, прилегающие к селу Белый Яр, Старомайнский залив и др. Работает большое число курортно-оздоровительных учреждений, таких как санатории им. В.И. Ленина, «Дубки», «Прибрежный», «Белое озеро», «Белый Яр». Всего сейчас действуют 135 учреждений подобного комплекса, в том числе, богатые лечебно-оздоровительным потенциалом и дающие возможность отдыхающим получить почти все виды оздоровительных и лечебных услуг. Для развития экологического, познавательного и спортивного туризма используются природный потенциал находящихся на территории Ульяновской области 134 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), водных объектов (Куйбышевского водохранилища, рек, озер, прудов), лесных массивов. На территории спортивного регионального парка «Симбирский» располагается центр плавания, комплекс активных и экстремальных видов спорта «МаксиПарк», спортивный комплекс «Автодром» с трассами для картинга, шоссейно-кольцевых автомобильных и мотоциклетных гонок, дрэг-рейсинга, кросса и других экстремальных видов спорта. Горнолыжные трассы открыты в комплексе «Ленинские горки». Центром археологического туризма должен стать заповедник в селе Ундоры [Летярина, Федоров: 73].


Из историко-культурных объектов больше всего известен государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина» (площадь 174 га), представляющий собой музей под открытым небом. В состав комплекса входят более 60 зданий и сооружений, которые воссоздают исторический облик старого Симбирска. Заповедник включает в себя 14 музеев. Здесь, в его охранной зоне располагаются памятные места и объекты, связанные с жизнью и деятельностью многих выдающихся исторических деятелей, писателей, поэтов, ученых, художников Симбирского края. Наиболее посещаемым является музей-мемориал В.И. Ленина. Каждый год его посещают более 150 тысяч туристов. В экспозиции музея свыше 3500 экспонатов, из которых 70% - подлинники. Кроме того, планируется открытие еще трех музеев, которые войдут в состав заповедника: «Симбирская почта», «Музей пожарной охраны» и «Музей археологии». В городе открыт областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова, художественный музей, музей современного изобразительного искусства им. А.А. Пластова, музей Гражданской авиации и др. Достаточно много интересных историко-культурных объектов расположено и на территории области [Летярина, Федоров: 74].

Важно отметить, что в Ульяновской области активно развивается и событийный туризм. Каждый год здесь проводятся фестиваляи славянской культуры «Дикий пион» и «Обломовский», «Пушкинский праздник» в поселке Языково, «Аксаковский праздник» в родовом имении деда писателя С. Т. Аксакова, фестиваль кузнечного искусства «Поющий металл» и др. [Летярина, Федоров: 74].

2.2. Статистика турфирм области и современные проблемы в развитии туриндустрии

В сфере индустрии туризма работают десятки организаций и учреждений, обеспечивающие город и область разнообразными видами туристско-экскурсионных услуг. По данным Федеральной службы государственной статистики на территории области на начало 2017 г. действовали 21 санаторно-курортное учреждение и 28 организаций отдыха [Сведения о деятельности гостиниц, санаторно-курортных организаций и организаций отдыха Ульяновской области в 2016 году: 2].

В 2016 г. они оказали свои услуги 74,5 тыс. российским гражданам, что на 3,9% больше, чем в 2015 г. В 2017 г. были зарегистрированы 31 туристическая фирма, против 12 в 2012 г. Практически все турфирмы (97%) имеют частную форму собственности. Большинство турфирм (84%) занимаются формированием, продвижением и продажей туров. Так в 2016 г. они продали 6295 путёвок, из них непосредственно населению - 6077, гражданам России по территории России - 4577 (75,3%), гражданам России по зарубежным странам - 1500 (24,7%), из них по странам СНГ - 201 (3,3%). К услугам турфирм прибегли 11244 чел. - граждан России (из них туры по зарубежным странам выбрали 2329 чел.) и 29 граждан других стран (из Германии - 20 чел., из Китая - 9 чел.). Для 8,1 тыс. чел. (из них почти 2 тыс. чел. - иностранцы) были организованы однодневные экскурсии [Сведения о деятельности гостиниц, санаторно-курортных организаций и организаций отдыха Ульяновской области в 2016 году: 3].