Файл: Теоретические подходы к организации досуга и труда в семье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные результаты позволили подтвердить соответствующую гипотезу о том, что родители в целом испытывают затруднения в организации трудового воспитания и плодотворного семейного досуга. Все это предопределяет необходимость проведения специальной работы.

В работе был приведен ряд рекомендаций по оптимизации процесса трудового воспитания в семье и семейного досуга, основанной на специальной работе по взаимодействию образовательного учреждения с семьей. Система по взаимодействию с семьей в вопросах организации труда и досуга может включать три блока: 1) диагностический; 2) теоретический; 3) практический.

Диагностический блок позволяет выявить запросы родителей по теме, выявить их мотивацию, определить уровень компетентности. Теоретический блок способствует повышению компетентности родителей в вопросах организации труда и досуга. Практический блок помогает приобщить родителей к образовательному процессу. Здесь можно использовать следующие формы совместной деятельности: родительские собрания и круглые столы, организация фотовыставок и выставок, совместных с детьми творческих работ, участие родителей в проектной деятельности, проведение и организация совместных экскурсий в музеи, библиотеку, к памятным местам, на природу; беседы и викторины, анкетирование и тестирование; организация совместных с детьми праздников, развлечений, театральных представлений; консультации, рекомендации, наглядная агитация; изготовление подарков; организация вечеров-встреч с интересными людьми; интерактивное общение в сети Интернет по вопросам семейного воспитания; совместная работа с художественной литературой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над темой «Труд и досуг в семейном воспитании» была достигнута цель и решены все задачи исследования. В теоретическом разделе работы было изучено значение труда и досуга в семейном воспитании, рассмотрены средства трудового воспитания, основные характеристики досуга и пути его организации в семье. В практической части работы излагаются результаты исследования особенностей трудового воспитания в семье и организации семейного досуга в современных семьях. В исследовании принимали участие 20 родителей учащихся младших классов.

Нами была разработана анкета, включающая себя ряд вопросов о представлениях родителей о средствах трудового воспитания, об организации этого воспитания в домашних условиях, об удовлетворенности результатами трудового воспитания, об особенностях организации и удовлетворенности родителей семейным досугом.


Проведенное исследование показало, что большинство родителей не испытывают удовлетворенности результатами трудового воспитания и организации семейного досуга. Родители имеют смутное представление о методах трудового воспитания, только в половине семей дети имеют четкие обязанности по дому, степень развития трудолюбия у своих детей 40% родителей оценили как низкую. В большинстве случаев организация досуга детей нерациональна, семейный досуг нельзя назвать организованным, времени на его проведение выделяется недостаточно. В структуре совместного семейного досуга общение уступает место просмотру телевизора, также было отмечено незначительное место, отводимое в семейном досуге спортивно-оздоровительной деятельности.

Данные результаты позволили подтвердить соответствующую гипотезу о том, что родители в целом испытывают затруднения в организации трудового воспитания и плодотворного семейного досуга. Все это предопределяет необходимость проведения специальной работы.

В работе был приведен ряд рекомендаций по оптимизации процесса трудового воспитания в семье и семейного досуга, основанной на специальной работе по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, включающей диагностический, теоретический и практический блоки.

В завершение следует подчеркнуть, что совместная работа образовательного учреждения и семьи по вопросам организации труда и досуга будет способствовать не только выработке потребности в труде и плодотворном использовании досуга, но и укреплению семьи на основе доверия и взаимопонимания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие /Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004.

2. Ариарский, М. А. Прикладная культурология /М.А. Ариарский. – СПб.: Ун. культуры и искусств, 2004.

3. Артемов, В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования /В.А. Артемов. - Новосибирск, 1987

4. Бикунова, Е.В.Роль семьи в организации учебного труда и досуга детей /Е.В. Бикунова [Электронный ресурс] . – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/rol-siem-i-v-orghanizatsii-uchiebnogho-truda-i-dosugha-dietiei.html

5. Болотова, М.И. Организация семейное досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей: Автореф. Дис. Канд. пед. Наук /М.И.Болотова. – Оренбург, 2001.

6. Большая советская энциклопедия / Под ред. А. М. Прохоренко. —М.: Сов. энцикл., 1976. – С. 244.


7. Вашнева, В.И. Роль семейного досуга в социализации подростков /В.И. Вашнева //Байдаров Е.У. и др. Семья и женщина в современном мире: социальные и культурные аспекты: Материалы международной научной конференции. – Минск: Право и экономика, 2012. 

8. Воспитание дошкольника в труде /Под ред. В. Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1974.

9. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. в 6 т. /Л.С. Выготский. – М., 1983. Т. 4.

10. Ганишина, И.С.Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних /И.С.Ганишина, А.И.Ушатиков. – М.-Воронеж, 2006.

11. Глущенко, А.Г. Трудовое воспитание младших школьников /А.Г.Глущенко. - М.: Просвещение, 1985.

12. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности /Е.И.Григорьева.- Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002.

13. Дзинтере, Д.О. Игра и труд в детском саду /Д.О.Дзинтере. – Рига, 1984.

14. Дунаева, С. Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/vzaimodeistvie-dou-i-semi-v-duhovno-nravstvenom-vospitani-detei-doshkolnogo-vozrasta-624373.html

15. Киселева, Т.Г.Социально – культурная деятельность: учебник /Т.Г. Киселева, Ю.Д.Красильникова. – М.:МГУКИ, 2004

16. Кон, И.С. Психология ранней юности /И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1989.

17. Кононенко,  Е.А. Трудовое воспитание детей в семье /Е.А.Кононенко.- Киев, 1988.

18. Корчагина, О.М. Роль труда в семейном воспитании /О.М.Корчагина. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/529686/

19. Куликова, Г.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание /Г.А.Куликова. – М., 2000. 

20. Кухаркина, К.С. Проект организации семейного досуга в городе Шуя /К.С.Кухаркина. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/236/3436

21. Макаренко, А.С. Трудовое воспитание /А.С.Макаренко. – Минск, 1977. 

22. Нуриева, И. Трудовое воспитание детей в семье /И.Нуриева. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/statja-na-temu-trudovoe-vospitanie-detei-v-seme.html

23. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник,1999.

24. Островская, Л.Ф. Педагогические знания родителям /Л.Ф.Островская. – М.,1993. 

25. Патрушев, В.Д. Изучение бюджетов времени в России XX в. /В.Д.Патрушев, В.А.Артемов, О.В.Новохацкая // Социс. -2001. - №4. – С. 112-120.

26. Пинт, А.О. Это вам родителям /А.О.Пинт. - М., 1971.

27. Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения): Сб. тез. междунар. конф. — М.: Нов. отсчет, 2001.

28. Пую, Н.Н. Семейный досуг «Труд — лучший воспитатель» /Н.Н. Пую. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/semeinyi-dosug-trud-luchshii-vospitatel.html

29. Реан, А.А. Социальная психология /А.А. Реан, Я.Л.Коломинский. - СПб, 1999.


30. Сикорская, В.А. Роль семьи в организации учебного труда и досуга детей /В.А.Сикорская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2011/07/29/rol-semi-v-organizatsii-uchebnogo-truda-i

31. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.

32. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга /Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУКИ, 2003.

33. Суворов-Черкесский П. Трудовое воспитание детей в семье /П.Суворов-Черкесский. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/314/57720.php

34. Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга /Б.А. Титов. – СПб., 1996.

35. Чижиков, В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник /В.М.Чижиков. - М.:МГУКИ, 2008. 

36. Ушинский, К.Д.Собрание сочинений. Т.2/К.Д.Ушинский. – М., 1986.