Файл: Теоретические подходы к организации досуга и труда в семье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К сожалению, во многих современных семьях имеются проблемы со взаимопониманием и доверием. Очень часто члены семьи оказываются оторванными друг от друга не только в рабочее, но и в свободное время и даже не стремятся проводить его совместно, ориентируясь только на индивидуальные интересы.

Чаше всего проблема организации плодотворного досуга связана с занятостью родителей (отсутствием времени) и педагогической неграмотностью.

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и с учетом. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют культурно-досуговые учреждения, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу [35].

При организации досуга необходимо учитывать интересы и потребности всех членов семьи – в этом случае досуг будет активным и содержательным. Необходимо искать точки соприкосновения в интересах всех членов семьи, иметь общесемейные увлечения. Досуг должен быть коллективным, вызывать радость у всех членов семьи.  

Как правило, чаще всего досуг современной семьи предполагает хождение в гости и прием гостей, а также просмотр телевизора. Сами эти формы проведения досуга достаточно нейтральны, их роль в воспитании зависит от конкретного содержания (простое застолье или выставка детских поделок, семейное чтение, домашний театр, концерт, конкурс, загородные походы, рукоделие, рисование).

Ответственность за правильно организованный досуг ребенка ложится на родителей.

Существуют определенные правила организации подобного досуга. Чтобы ребенок не испытывал нехватки чувства любви и привязанности к своим родителям, им нужно хотя бы два часа в день посвящать время непосредственно ребенку.

По утверждениям психологов, дети и их родители, вместе проводящие досуг (прослушивание музыки, совместные игры, просмотр телевизора), поддаются чувству всепоглощающей любви и семейственности. В итоге внутрисемейные отношения укрепляются, а взаимопонимание младшего и старшего поколения увеличивается. Организация правильного досуга для ребенка начинается именно тогда, когда родители находят для своего ребенка достаточное количество времени. Если ребенок будет проводить все свое свободное время за компьютером, это совсем неправильно. И это не есть показатель домашности ребенка, а скорее всего, показатель того, что у родителей совсем нет времени заниматься своим собственным ребенком.


 Для того, чтобы как-то отвлечь ребенка от компьютера или телевизора, нужно заинтересовать его более интересным и полезным занятием. Это не значит, что нужно предлагать ребенку заниматься коллекционированием фантиков или марок. Современным детям такие устаревшие занятия могут быть неинтересны, а вот занятия каким-то видом спорта может быть и полезно и интересно. Любого ребенка наверняка заинтересует какой-либо вид спорта с интересным названием и времяпровождением. Это может быть, к примеру, айкидо. Такая борьба успешно подойдет и для мальчиков и для девочек. Это, наверное, один из всех видов борьбы, в котором любой ребенок может достичь самовыражения и достойного результата, так как основное обучающее направление айкидо – умение постоять за себя и в итоге достичь внутренней гармонии.

 Можно сделать досуг ребенка более красивым и предложить заняться ему, например, бальными танцами. Это яркое и необычайно красивое занятие научит вашего малыша чувствовать музыку, хорошо двигаться и держать правильную осанку.

Это всего лишь немногие примеры тех полезных и правильных занятий, которые можно предложить своему ребенку, но учтите, что, выбирая тот или иной вид занятия, вы должны все согласовать со своим ребенком. Только полное соответствие вкусам ребенка и желание заниматься тем или другим видом спорта сможет создать именно правильный досуг. В раннем возрасте ребенок еще не может конкретно сказать о том, чем он хочет заниматься, поэтому его занятия в основном определяются интересами и желаниями родителей. Но все равно стоит обязательно прислушиваться к желаниям ребенка и пытаться как-то определить его предпочтения. Это поможет избежать разногласий с ребенком в дальнейшем и организовать правильный, полезный и интересный его отдых [30].

 Что касается досуга ребенка в интеллектуальном плане, то стоит заметить, что умственный досуг служит базисом для всестороннего развития и получения дальнейших знаний. Такими занятиями могут быть шашки, шахматы (развивают стратегическое мышление и математические наклонности), игра монополия, собирание мозаики (развивает логическое мышление, внимание и моторику пальцев).  Для организации окончательно правильного досуга нужно распределять все занятия по определенным промежуткам времени. Так, для досуга в интеллектуальном плане лучше выделить время с 15 до 17 часов. Именно в это время по наблюдениям специалистов у детей наблюдается самая высокая концентрация внимания и способность к умственному развитию. А вечер – самое подходящее время для занятий спортом. Вот главные аспекты организации правильного активного и пассивного отдыха ребенка, следование которым помогут ребенку всесторонне развиться в умственном и физическом плане [4].


Для успешной реализации функций семейного досуга, необходимо, чтобы его организация отвечала следующим принципам:

- принцип интереса. Интерес к развлечениям есть у каждого человека вне зависимости от его возраста, образования, социального положения. Неизменный интерес вызывают зрелища – художественного, спортивного, игрового характера. Интерес люди питают к тем формам досуговой деятельности, которые способствуют тому, чтобы они могли выступить в необычной для себя роли, изменить на время свою социальную роль, стать другим;

- принцип единства рекреации и познания. Этот принцип может быть реализован в формах, представляющих собой источники массового распространения информации (СМИ, лекции, встречи);

- принцип совместной деятельности. Совместная деятельность способствует формированию ценностно-ориентационного единства группы, рождению традиции, организационной структуры, эмоциональной идентификации и определяет повышение уровня досуговой деятельности благодаря реализации заложенного в ней воспитательного потенциала.

Средствами целенаправленного развития и социализации личности выступают такие процессуально-содержательные характеристики досуговой деятельности, как:

- свобода в выборе видов и форм занятий;

- наличие радости от удовлетворение потребностей и интересов;

- переживание ситуации успеха в результате проявления своих сил и возможностей, благодаря мобильности в формах, содержании, интенсивности занятий;

- приобретение уверенности в свих способностях;

- признание каждого результата как ценностного личностного достижения[7].

Итак, в семье благодаря наглядности, доступности разнообразного домашнего труда и ощутимости его результатов складываются самые благоприятные условия для развития трудолюбия. Труд позволяет ребенку ощутить причастность к жизни семьи, формировать необходимые личностные качества, создает психологическую подготовку для самостоятельной жизни, содействует умственному и нравственному развитию.

Также именно в семье могут быть созданы все условия для умелой организации досуга, преследующего цели восстановления и поддержания здоровья, удовлетворения духовных потребностей.

Существует целый ряд правил вовлечения детей в трудовую деятельность (соответствие содержания труда возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям, общественное признание, отсутствие системы поощрения и наказания в сфере трудовой деятельности, использование просьбы и соревнования как способов инициирования трудовой деятельности, принцип постепенного усложнения работы и др.).


Также существует ряд правил организации досуга (наличие общесемейных увлечений, определение предпочтений ребенка, использование потенциала культурно-досуговых учреждений, распределение занятий по определенным промежуткам времени и др.).

2. Эмпирическое исследование особенностей трудового воспитания в семье и семейного досуга

2.1. Организация и результаты исследования

Цель исследования – изучить особенности трудового воспитания в семье и организации семейного досуга в современных семьях.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

- изучить степень информированности родителей о необходимости и средствах процесса трудового воспитания;

- изучить особенности процесса трудового воспитания в семье;

- изучить особенности организации досуга в семье;

- оценить удовлетворенность родителей процессом трудового воспитания и организации досуга в семье.

Гипотеза исследования: родители в целом испытывают затруднения в организации трудового воспитания и плодотворного семейного досуга.

База исследования – 20 родителей учащихся младших классов.

Метод исследования – анкетирование.

Ниже приводится содержание разработанной нами анкеты.

    Уважаемые родители!

В целях совершенствования системы воспитания детей предлагаем вам ответить на вопросы, касающиеся трудового воспитания и семейного досуга. Заранее благодарны вам за помощь в исследовании.

1. Имеете ли Вы четкое представление, что такое трудовое воспитание ребенка: а)  да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

2. Имеете ли Вы достаточно полное представление о средствах трудового воспитания детей младшего школьного возраста: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

3. Имеете ли Вы представление о значении трудового воспитания для личностного развития ребенка младшего школьного возраста: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

4. Считаете ли Вы необходимым целенаправленно воспитывать в ребенке в трудолюбие: а)   да; б) нет; в)  затрудняюсь ответить.


5. Есть ли у Вашего ребенка четкие обязанности по дому: а) да; б) нет.

6. Часто ли Вы даете своему ребенку трудовые поручения: а) да; б) нет.

7. Охотно ли Ваш ребенок выполняет трудовые поручения: а) да; б) нет; в) по-разному.

8. Пытаетесь ли Вы дополнительно стимулировать ребенка на выполнение трудовых поручений: а) да; б) нет; в) иногда.

9. Наказываете ли Вы ребенка за невыполнение трудовых поручений: а) да; б) нет; в) иногда.

10. Всегда ли Вам удается убедить ребенка закончить начатое дело: а) да; б) нет; в) по-разному.

11. Проранжируйте (присвойте ранг от 12 до 1 в порядке убывания значимости) основные формы совместного досуга Вашей семьи: общение; чтение; просмотр телевизора; поход в кино; посещение театра, музеев, выставок; поход в гости; прогулки; спортивно-оздоровительная деятельность (игры); походы и отдых на природе; семейные праздники; любительская деятельность прикладного характера (шитье, вязание, технические, плотницкие работы и пр.); творчество.

12. Удовлетворены ли Вы результатами трудового воспитания: а) да; б) не совсем; в) нет.

13. Как в целом Вы можете оценить степень развития трудолюбия у Вашего ребенка: а) высокая; б) средняя; в) низкая.

14. Как Вы считаете, рационально ли организован досуг Вашего ребенка: а) да; б) не совсем; в) нет.

15. Сколько времени Вы тратите на совместный досуг с семьей: а) много; б) средне; в) мало.

16. Ваш семейный досуг по большей части организован: а) да; б) не совсем; в) нет.

17. Вы довольны тем, как проводит досуг Ваша семья: а) да; б) не совсем; в) нет.

18. Хотели бы Вы проводить с ребенком больше свободного времени: а) да; б) нет.

Анализ данных табл. 1 позволяет сделать вывод о низком уровне знаний родителей в области трудового воспитания. Только 45% родителей имеют четкие представления о том, что такое трудовое воспитание. 20% родителей признались, что ничего не знают о средствах трудового воспитания в младшем школьном возрасте, 30% - затруднились с ответом. В то же время большинство родителей (70%) согласились с необходимостью целенаправленного воспитания трудолюбия.

В табл. 2 представлены данные об уровне организации практической деятельности в области трудового воспитания в семье.

Таблица 1

Оценка уровня знаний родителей в области трудового воспитания

Параметр

да

Нет

Затруднения с ответом

Наличие четких представлений о том, что такое трудовое воспитание

45%

15%

40%

Наличие представлений о средствах трудового воспитания

50%

20%

30%

Оценка необходимости целенаправленного воспитания трудолюбия

70%

10%

20%