Файл: Теоретические подходы к организации досуга и труда в семье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Только 50% родителей сказали, что у ребенка имеются четкие обязанности по дому, 30% детей не имеют таких обязанностей. 40% родителей заявили, что дают ребенку трудовые поручения достаточно часто, 60% - что редко. Однако только 20% детей выполняют эти поручения охотно, 50% - не охотно, еще 30% - по-разному, в зависимости от определенных обстоятельств. При этом 60% родителей признались в том, что им приходится дополнительно стимулировать своего ребенка к тому, чтобы он выполнил поручение, 30% прибегают к таким мерам иногда.

Таблица 2

Анализ опыта организации процесса трудового воспитания в семье

Параметр

Да

Нет

По-разному /иногда

Наличие у ребенка четких обязанностей по дому

50%

50%

-

Частота трудовых поручений

40%

60%

-

Охотно ли ребенок выполняет трудовые поручения

20%

50%

30%

Наличие мер дополнительной стимуляции к выполнению поручений

60%

10%

30%

Использование наказаний за невыполненные трудовые поручения

30%

20%

50%

Удается ли убедить ребенка закончить начатое дело

20%

40%

40%

За невыполнение трудовых поручений 30% родителей наказывают ребенка, 50% наказывают иногда.

Только 20% родителей удается убедить ребенка закончить начатое дело, 40% могут это сделать не всегда, еще 40% не могут решить эту проблему.

Данные об удовлетворенности родителей результатами трудового воспитания приведены на рис. 1.

Рис. 1. Данные об удовлетворенности родителями результатами трудового воспитания в семье

Из рис. 1 следует, что только 30% родителей удовлетворены результатами своего трудового воспитания, еще 30% не совсем удовлетворены, а 40% не удовлетворены.

На рис. 2 представлена оценка родителями степени развития трудолюбия у их детей.

Рис. 2. Оценка родителями степени развития трудолюбия у детей

Следующая группа ответов посвящена организации семейного досуга.

Таблица 3

Анализ опыта организации семейного досуга

Параметр

Да

Не совсем

Нет

Оценка рациональности организации досуга ребенка

30%

50%

20%

Оценка времени, затрачиваемого на совместный досуг с семьей

40% (много)

30% (средне)

30% (мало)

Оценка организованности семейного досуга

30%

50%

20%

Наличие желания проводить с ребенком больше свободного времени

90%

-

10%


Только 30% родителей оценили организацию досуга ребенка как рациональную, 50% оценили ее как не совсем рациональную, 20% - как нерациональную.

Только 40% родителей заявили, что тратят много времени на совместный досуг с семьей. Еще 30% это время оценили как среднее и 30% - как недостаточное (малое).

Следующий вопрос касался организованности семейного досуга. 50% родителей ответили, что их семейный досуг недостаточно организован, 30% - что организован, 20% - не организован.

Абсолютное большинство родителей (90%) заявили о том, что хотели бы проводить со своим ребенком больше времени.

Структура совместного семейного досуга выглядит следующим образом (см. табл. 4).

Первое место занимает просмотр телевизора, далее следуют прогулки, общение, любительская деятельность прикладного характера, чтение, походы и отдых на природе, посещение театра, музея, выставок, творчество, семейные праздники, поход в гости, спортивно-оздоровительная деятельность. Обращает на себя внимание, что общение уступает место просмотру телевизора, и незначительное место, отводимое в семейном досуге спортивно-оздоровительной деятельности.

На рис. 3 приведены ответы родителей на вопрос о том, довольны ли родители тем, как проводит досуг их семья.

Рис. 3. Удовлетворенность родителей организацией досуга в своей семье

50% родителей не удовлетворены организацией досуга в своей семье, 20% - не совсем удовлетворены.

Таблица 4

Структура совместного досуга в опрошенных семьях

Ранг

Просмотр телевизора

11,3

Прогулки

10,8

Общение

9,6

Любительская деятельность прикладного характера

8,9

Чтение

7,8

Походы и отдых на природе

6,5

Поход в кино

5,3

Посещение театра, музея, выставок

4,2

Творчество

3,6

Семейные праздники

2,8

Поход в гости

2,1

Спортивно-оздоровительная деятельность

1,4

В целом результаты исследования позволяют подтвердить гипотезу о том, что родители в целом испытывают затруднения в организации трудового воспитания и плодотворного семейного досуга, что и предопределяет необходимость проведения специальной работы.


2.2. Практические рекомендации по оптимизации процесса трудового воспитания в семье и семейного досуга

Система по взаимодействию с семьей в вопросах трудового воспитания и организации полноценного досуга может включать три блока: 1) диагностический; 2) теоретический; 3) практический.

Диагностический блок помогает выявить запросы родителей по трудовому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывается через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями.

Как правило, большинство родителей плохо осведомлены в вопросах трудового воспитания школьников.

Цель теоретического блока - повышение компетентности родителей в вопросах трудового воспитания школьников и организации семейного досуга. На теоретическом этапе следует разработать план работы.

На сегодняшний день есть готовые разработки педагогов-практиков, посвященные вопросам проведения родительских собраний по данной теме; существуют памятки для родителей, посвященные вопросам организации трудового воспитания в семье и досуговой деятельности.

В качестве примера можно привести следующую памятку:

-Создайте условия для самообслуживания, подготовьте оборудование: щетки для одежды и обуви, небольшой веничек для сметания снега с шубы и валенок, вешалки для одежды ребенка установите на уровне роста ребенка.

-Приобретите для труда в природе детские лейку, грабли, лопатку, для ручного труда – молоток, ножницы. Приучайте после работы чистить и вытирать их.

-Систематически привлекайте детей к бытовому труду: уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток)

-Привлекайте детей к уходу за младшими братьями и сестрами.

-Давайте трудовые поручения, которые не всегда им интересны, добивайтесь, чтобы они их старательно выполняли.

-Поддерживайте своим отношением, положительной оценкой радостное настроение у ребенка во время труда, вызывайте чувство уверенности в своих силах, желание заслужить еще более высокую оценку.

-На ошибки и недостатки указывать детям доброжелательно, одновременно советуя, как можно сделать работу лучше.

-Добивайтесь, чтобы работу ребенок доводил до конца.

-Относитесь к детскому труду, как серьезному делу. Не превращайте его в игру. В то же время нужно использовать игровые формы организации труда.


-Никогда не использовать труд как средство наказания [28].

В рамках практического блока с целью приобщения родителей к целенаправленному процессу трудового воспитания и организации полноценного досуга можно использовать следующие формы деятельности: родительские собрания и круглые столы, организация фотовыставок и выставок, совместных с детьми творческих работ, участие родителей в проектной деятельности, проведение и организация совместных экскурсий в музеи, библиотеку, к памятным местам, на природу; беседы и викторины, анкетирование и тестирование; организация совместных с детьми праздников, развлечений, театральных представлений; консультации, рекомендации, наглядная агитация; изготовление подарков; организация вечеров-встреч с интересными людьми; интерактивное общение в сети Интернет по вопросам семейного воспитания; совместная работа с художественной литературой.

Родительские собрания, диспуты, мастер-классы для родителей являются эффективной формой общения и обучения, и проходят в дружеской обстановке.

Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, поэтому необходимо с самого детства учить детей чтить историю, изучать с ними особенности культурной жизни предков.  Лучшее средство для этого – праздники и развлечения. Они являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания каждого человека, знакомят с народными обычаями и обрядами, связанными с ними.

Дети с удовольствием готовятся к предстоящим праздникам: вместе с педагогами просматривают различные иллюстрации, альбомы, знакомятся с произведениями художественной литературы, заучивают стихи, поговорки, пословицы, песни.

Большой интерес у родителей и детей вызывают организованные совместные выставки.

Изготовление работ не только содействуют обогащению семейного досуга, но и объединению детей и взрослых в общих делах.

Как известно одной из задач образования на сегодняшний день является применение новых технологий в работе с детьми и родителями. Для

ознакомления детей с историческим и героическим прошлым города, с народными традициями и культурой, можно использовать такую инновационную технологию, как проектная деятельность.  

Эта форма работы увлекательна, занимает немного времени и позволяет сразу видеть результат собственного участия.

В качестве примера можно назвать акцию «Мамина колыбельная», где родители вместе с детьми записывают свои колыбельные песенки. В итоге получается музыкальный альбом, включающий колыбельные песни.


Еще пример - акция «Солнце семейных традиций», где родители вместе с детьми представляют традиции своей семьи в виде коротких фоторассказов. В классе может быть оформлен стенд в виде солнышка, лучами которого являются повествования о семейных традициях. Эта акция помогает в формировании ценностного отношения к своим близким, традициям каждой семьи.

Акция «Герб моей семьи». Каждая семья работает над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого герба, с учетом семейных особенностей.

Очень увлекательным и полезным может быть проект «Генеалогическое древо», итогом которого является выставка совместных работ в классе.

Возможна организация долговременного проекта «Музейная педагогика», который включает в себя как посещение и знакомство с музеями города, так и создание мини–музеев в школе, задача которых состоит в формировании образа, как хранителя предметов культурного наследия – развитие интереса детей к экспонатам музеев, историческому прошлому.

Не стоит забывать о благодарности родителям за участие в устной, а еще лучше, в письменной форме. В семье остается некое свидетельство о произошедшем позитивном событии, повод для общих воспоминаний и бесед, начинающихся со слов: «А помнишь, мама, МЫ…?» - формируется позиция МЫ.

Все эти формы помогают активизировать родителей в совместной деятельности по рациональной организации труда и досуга [14].

Итак, в ходе проведенного исследования выяснилось, что родители учащихся младших классов испытывают определенные трудности в организации трудового воспитания в семье и обеспечении плодотворного семейного досуга. Большинство родителей не удовлетворены результатами трудового воспитания и организацией досуга в своей семье. Хоть родители и отдают себе отчет в необходимости рационально организованной системы трудового воспитания, они не вполне представляют себе средства трудового воспитания, многим приходится прибегать к дополнительным мерам стимулирования. Только в 50% семей дети имеют четкие обязанности по дому. Большинство детей выполняет поручения не слишком охотно. За невыполнение трудовых поручений 30% родителей наказывают ребенка, 50% наказывают иногда. Только 20% родителей удается убедить ребенка закончить начатое дело, 40% не могут решить данную проблему.

Степень развития трудолюбия у детей 40% родителей оценили как низкую.

Также большинство родителей не смогли оценить организацию досуга своего ребенка как рациональную, а семейный досуг как организованный. Времени на совместный семейный досуг в большинстве семей отводится недостаточно. Первое место занимает просмотр телевизора, далее следуют прогулки, общение, любительская деятельность прикладного характера, чтение, походы и отдых на природе, посещение театра, музея, выставок, творчество, семейные праздники, поход в гости, спортивно-оздоровительная деятельность. Обращает на себя внимание, что общение уступает место просмотру телевизора, и незначительное место, отводимое в семейном досуге спортивно-оздоровительной деятельности.