Файл: Теоретические подходы к организации досуга и труда в семье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязанности детей младшего школьного возраста более расширены: они могут ухаживать за своей одеждой, обувью, убирать постель, участвовать в приготовлении пищи, кормить птиц и т.д. Все это, с одной стороны, реальная основа для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой – закладывать первые «кирпичики» трудолюбия. Дальнейшее развитие этого качества будет зависеть от трудовой атмосферы семьи, от ее трудовых традиций [19].

С сожалением приходится признать, что дети далеко не всегда спешат по собственному побуждению взяться за дело, преодолеть трудности, качественно выполнить начатое.

Нет ли в этом вины взрослых? Конечно, есть. Ведь многие родители даже гордятся тем, что освободили сьна или дочь от домашнего труда. Слово детство для них – синоним, «беззаботность».
Между тем само воспитание, если оно желает человеку счастья должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. К. Ушинский называет труд необходимым условием физического, нравственного и умственного развития, и самое счастье человека ставит в неизбежной зависимости от личного труда.

Труд нельзя понимать упрощенно как простое механическое действие, потому что труд ребенка любого возраста напрямую связан с развитием его интеллекта [17].

В советский период трудовому воспитанию, приобщению детей к труду уделялось самое пристальное внимание, причем включать в трудовую деятельность ребенка рекомендовалось как можно раньше, с младшего дошкольного возраста. Большую роль в просвещении родителей по вопросам трудового воспитания были призваны играть педагогические коллективы – в ДОУ и школе. Воспитатели обязаны были систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста, с требованием детского сада к формированию у ребенка трудовых навыков. Родители малышей, как правило, склонны занижать их возможности. Задача педагога — раскрыть перед родителями важность своевременного приобщения детей к труду, воспитания навыков самостоятельности, роль благоприятных для этого возрастных возможностей ребенка (активность, подражательность, восприимчивость к требованиям взрослого), содержание и методы трудового воспитания младших дошкольников в детском саду и семье [8].

Перейдем теперь к изучению роли досуга в семейном воспитании.

 В первую очередь следует сказать о восстановительной роли самой семьи. Социально-экономические потрясения, нарастание отчужденности, взаимного недоверия в обществе семья является источником стабильности для отдельного человека и страны в целом. При этом жизнеспособность и стойкость семьи определяются настроем ее взрослых членов, целеустремленностью, волевыми чертами характера, которые необходимо целенаправленно воспитывать. Также восстановительная роль семьи зависит от гуманности взаимоотношений, доверительной атмосферы, когда члены семьи высказывают свои сомнения, делятся радостями и горестями, обмениваются советами и наставлениями. Ребенок в семье учится состраданию, участию, отзывчивости.


 Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Организация досуга преследует цель восстановления и поддержания здоровья, удовлетворения духовных потребностей.

Само понятие «досуг» восходит к временам далекой античности. Аристотель рассматривал досуг как явление наивысшего человеческого идеала, сопряженного с внутренним потенциалом человека и совершенствованием личности на основе обучения и воспитания. В русском эквиваленте слово «досуг» происходит от древнерусского «просуг» - возможность, способность, и чаще всего воспринимается как синоним понятий «свободное, незанятое время». А вот у В. Даля: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела» [32,c.12]. Это определение ориентировано, главным образом, на выделение деятельности аспекта досуга. В таком контексте досуг можно понимать как вид человеческой деятельности.

Понятие «досуг» часто рассматривается как синоним понятия «свободное время». Однако так ли это на самом деле, необходимо уточнить.

Свободное время как предмет теоретического и эмпирического изучения лежит в нескольких областях знания. Прежде всего, свободное время является предметом социологии рекреации и прикладной культурологии. В рамках этих дисциплин определяется сущность понятия "свободное время", а также связанных с ним понятий "отдых", "досуг", "рекреация", "рабочее время", "внерабочее время", рассматриваются проблемы распределения времени, изучаются структуры бюджетов времени городского и сельского населения. Обозначим основные этапы и назовем ведущих отечественных исследователей феноменов свободного времени и досуга.

Первые обследования бюджетов времени различных категорий населения были осуществлены в 1920-х годах академиком С.Г. Струмилиным. Наряду с работами С.Г.Струмилина имеют значение работы А.Гастева, Л.Н.Брагинского, В.Михеева.

Значительное число исследований по использованию свободного времени, содержанию досуга разных групп населения, в том числе и молодежи, было проведено в 1960-70-е годы (Б.Грушин, Г.А. Пруденский, В.Д. Патрушев, Л.А. Гордон и Э.В. Клопов). Л.А.Гордон и Э.В.Клопов впервые определили свободное время не через круг занятий, а через субъективное восприятие деятельности индивидом, в соответствии с его рекреационными установками и потребностями [32]. В ходе исследований, проведенных В.А. Артемовым [3], были выявлены особенности досуга и тенденции изменения бюджетов времени городского и сельского населения, влияние различных факторов на объем свободного времени жителей села.


В 90-е годы проблемы свободного времени разных групп населения исследовались В.А.Артемовым, Г.П.Гвоздевой, В.Д. Патрушевым, О.Новохацкой [25,c.112]. Исследователи пришли к выводам о том, что свободное время стало в большей степени использоваться семьей для пассивного отдыха, просмотра телепередач или общения.

Огромное значение сыграл труд М. А. Ариарского, в котором понятия «свободное время», «досуг» и близкое им «отдых» получили разграничения.

Свободное время - часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел, в которой личность выбирает вариант действий с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культуры.

Отдых - обусловленный социальными условиями психофизиологический процесс, снимающий утомление, восстанавливающий и развивающий физические, психические и интеллектуальные силы.

Досуг - часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности [2,c.272].

Таким образом, досуг есть часть свободного времени, которое человек использует в соответствии со своим выбором и усмотрением с целью отдыха и личностного обогащения, для развития способностей и склонностей. Досуг не является синонимом отдыха, поскольку может быть заполнен такими занятиями, которые способствуют не уменьшению, а увеличению усталости от основной работы. Досуг не исчерпывается и развлечениями, поскольку предполагает и использование других форм препровождения свободного времени.

Среди различных дел, выполняемых в свободное время, есть такие, которые выполняют по долгу (общественные, семейные и другие): учеба, общественная работа, домашний труд; и такие, в выборе которых принимает участие сам человек.

В содержательном плане в структуру досуга входит:

-общение;

- спортивно-оздоровительная деятельность, игры и отдых на природе;

- пассивно-репродуктивная или развлекательная деятельность (прогулки, телепередачи, музыка, посещение клубов и дискотек и т.д.);

- художественное, техническое и другое творчество;

- любительская деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.д.);

- социальная полезная деятельность (в рамках общественных объединений, организаций, благотворительная помощь, взаимопомощь) [7].


В структуру современного досуга входят, как правило, чтение, телепередачи, посещение культурно-досуговых учреждений (библиотека, театр, кино), поход в гости, туризм, спорт, семейные праздники.

Главными характеристиками досуга выступают его продолжительность, место и форма проведения, нравственно-эстетический уровень [20].

Функции досуга:

- рекреативная - снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;

- развивающая - вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие художественного, технического и других видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторных возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждения, самореализации своих творческих потенций [2].

По данным современным исследователей (Н.И. Бочаровой, Г.Г. Волощенко, А.В. Даринского, Е.И. Добринского, А.Д.Жаркова, И.А.Новиковой, Б.А. Титова, О.Г. Тихонова), досуг является важнейшим средством социализации и индивидуализации личности, показателем общего уровня культуры.

Культура досуга - качество личности, отражающее потребности и умение конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, удовлетворении и постоянном возвышении духовных интересов и потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию ценностей культуры и развитию своих сущностных сил.

Плодотворное использование досуга человеком важная задача общества, ибо когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески. Причем, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы зависит наполненность всей его дальнейшей жизни, ведь детский возраст представляет собой сензитивный период формирования культурно-досугового потенциала [34,c.57-59].

Именно досуг становится важным средством социализации личности. А правильно составленная программа досуговых мероприятий будет способствовать коррекции социальной адаптации и интеграции подрастающего поколения.

Таким образом, проблема досуга общества существенным образом зависит от того, как она будет решена в родительской семье.

Его содержание и формы определяются уровнем культуры, образования семьи, местом ее жительства, уровнем доходов, национальными традициями, возрастом членов семьи, их индивидуальными склонностями и интересами.


По мнению М.И. Болотовой, семейный досуг – это соцоикультурный и педагогический феномен, имеющий имманентную с вязь с обучением и воспитанием личности и характеризующийся ярко выраженными физиологическими, психологическими, социальными аспектами [5].

Досуг в семье – это вид развивающей деятельности, который позволяет удовлетворить потребность в активном отдыхе, потреблении духовных ценностей и личностном развитии всех членов семьи с учетом индивидуальных интересов и потребностей [7].

Роль семейного досуга заключается в поддержании семьи как целостной системы, обеспечении общения, поддержания гармонии.

Общеизвестно, что ничто так не способствует сплочению семьи, достижению взаимопонимания между ее членами, как совместный активный отдых - это и походы пешком, на байдарке, велосипеде и т.д.

Социально-педагогический смысл организации семейного досуга заключается в целенаправленном приобщении детей и подростков к использованию содержания и способов проведения свободного времени для самосовершенствования, формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, социальной реабилитации и коррекции поведения и общения. Культура использования досуга – признак адекватной социализации, социального взросления, свидетельствует о позитивном отношении к активному досугу как виду социальной деятельности по реализации склонностей, творческой и социальной значимой активности.

Современная жизнь такова, что родители и дети одновременно находятся дома в среднем не более двух часов, не считая сна. А общаются и того меньше, например, работающие матери - примерно около получаса в сутки. Кроме того, общение родителей и детей происходит преимущественно во время просмотра телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно реже - при обсуждении книг и журналов, еще реже - в совместных прогулках на природе, играх и т.п.

И если досуг детей и подростков еще достаточно загружен, то на проведение семейного досуга времени остается недостаточно. В большинстве случаев досуговая деятельность младших школьников и подростков и досуговая деятельность их родителей не пересекаются. Как правило, родители говорят о нехватке времени и средств для занятий детей в досуговое время и проведения совместного досуга. В результате все больше детей становятся детьми «группы риска». Кроме того, во многих семьях невысоки культурные запросы (посещение выставок, музеев, театра).

В результате роста количества городов и численности их населения произошел переворот и в области использования свободного времени. Если раньше основным местом проведения досуга была семья, то теперь и молодежь, и более старшие поколения стали предпочитать общество своих сверстников и те формы времяпрепровождения, которые им предлагает современная культура города.