Файл: Теоретические подходы к организации досуга и труда в семье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Давно известно, что самым важным и влиятельным фактором социализации является родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Именно семья закладывает основы нравственного развития человека, формирует нормы поведения, способствует раскрытию внутреннего мира и личностных качеств. В семье происходит формирование личности, самоутверждение человека, раскрытие его социальной, творческой активности, индивидуальности.

Семейные условия, в том числе социальное положение семьи и вся внутрисемейная атмосфера, сильно воздействуют на ребенка, предопределяя его жизненный путь, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности [16,c.107].

Соответственно, семья может стать фактором, как способствующим развитию ребенка, формированию его характера и личности, так и препятствующим ему.

Важнейшей задачей семьи является рационально организованная система трудового воспитания и досуговой деятельности. Именно трудовая деятельность, основы которой закладываются в семье, прокладывает путь человека в мир науки, искусства, в суть человеческих отношений, к вершинам физических достижений. А от того, как семья сможет организовать досуг ребенка, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни, ведь детский возраст представляет собой сензитивный период формирования культурно-досугового потенциала [34,c.59]. И труд, и досуг в семейном воспитании являются важнейшими средствами социализации личности.

Между тем многие родители с трудом представляют себе, как следует организовывать трудовую и досуговую деятельность ребенка, как учить его трудовым умениям, в каком объеме ребенок может выполнять трудовые обязанности, как обеспечить систематичность в выполнении трудовых обязанностей, как мотивировать ребенка на плодотворное использование досуга.

Характеристика источников. В педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих роль семьи в трудовом воспитании. В первую очередь это труды педагогов-классиков (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А.Сухомлинский), в которых подчеркивалась необходимость раннего включения ребенка в трудовую деятельность с целью его всестороннего развития. Также это издания советского периода, посвященные основам трудового и нравственного воспитания детей в семье и взаимодействию образовательных учреждений с семьей в данном аспекте (В.Г.Нечаева, Д.О. Дзинтере, К.В. Дубовицкий, А.Г. Глущенко, Е.А.Кононенко, А.В.Шестакович и др.) Следует отметить работы, посвященные непосредственно воспитанию детей в семье, там не только раскрывается содержание трудового воспитания, но и пути использования досуга в развитии личности ребенка (Т.В. Андреева, Г.А. Куликова, Л.Ф.Островская, А.О.Пинт). Сущность досуговой деятельности описывается в специализированных работах (В.М.Чижиков, М.А.Ариарский, Ю.А.Стрельцов, Б.А. Титов). В качестве источников также были использованы разработки педагогов-практиков, касающиеся опыта работы с родителями в организации трудовой и досуговой деятельности (И.Нуриева, О.М.Корчагина, Е.В. Бикунова, В.А. Сикорская и др.). Однако исследований, посвященных непосредственно анализу использования потенциала труда и досуга в воспитании в современных семьях, фактически нет.


Таким образом, актуальность исследования заключается в противоречии между пониманием важности целенаправленной работы семьи по организации трудовой и досуговой деятельности для гармоничного развития личности ребенка и низким уровнем компетентности семей в этом вопросе, а также слабой изученностью положения дел в этой сфере на практике.

Цель работы – охарактеризовать особенности использования потенциала трудовой и досуговой деятельности в семейном воспитании.

Объект исследования – семейное воспитание.

Предмет исследования – использование потенциала трудовой и досуговой деятельности в семейном воспитании.

Задачи работы:

- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

- по результатам опроса родителей младшего школьного возраста выявить особенности трудового воспитания в современной семье и организации семейного досуга;

- подготовить ряд рекомендаций по оптимизации процесса трудового воспитания в семье и организации семейного досуга.

Гипотеза исследования: родители в целом испытывают затруднения в организации трудового воспитания и плодотворного семейного досуга.

Теоретическая значимость данной работы состоит в углублении представлений о роли семьи в трудовом воспитании и организации оптимальной досуговой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для работы с родителями школьными педагогами, а также в практике психологической работы в области семейной психологии, возрастной психологии, социальной психологии.

1. Теоретические подходы к организации досуга и труда в семье

1.1. Значение рационально организованной системы труда и досуга в семейном воспитании

Общеизвестно, что формирование высшей психической дея­тельности ребенка происходит в ходе его «культурно-историчес­кого развития» [9,c.112]. В большой мере особенно­сти социального развития ребенка определяет первый и важней­ший социально-педагогический институт — семья. Именно в се­мье определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего развития ребенка [31,c.86].


В современной науке нет единого определения семьи. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова определяет семью как: 1) группу живущих вместе родственников; 2) единство, объединение людей, сплоченных общими интересами [23,c.711]. Большая советская энциклопедия характеризует семью как основанную на браке или кровном родстве малую группу, цели которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [6,c.244].

Здоровая (функциональная) семья выполняет следующие функции: 1) воспитательную; 2) хозяйственно-бытовую; 3) экономическую; 4) эмоциональную; 5) сексуально-эротическую, генеративную функцию; 6) функцию духовного (культурного) общения; 7) функцию социального контроля, первичной социализации; 8) рекреационную и психотерапевтическую функцию [10].

 Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Родители дают ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика человека. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья -50%, СМИ, телевидение -30%, ДОУ-10%, улица- 10%.

Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества. Поэтому очень важно, какие моральные ценности преобладают в семье. Ведь семейные взаимоотношения становятся для ребенка «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям.

Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором социализации в дошкольном возрасте.

Большинство отечественных и зарубежных авторов указывают, что опору семьи создают взаимно солидарные родители. Они обеспечивают чувство безопасности для детей. Здоровая (функциональная) семья отличается сильной родительской позицией с четкими правилами, гибкими, открытыми взаимоотношениями между младшими и взрослыми членами, наличием образцов поведения, эмоционально теплыми связями между поколениями [27].

В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях:

- как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

- как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;

- как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;


- как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются [16,c.108-112].

Формирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи [29]. Ребенок (подросток) воспринимает не только сознательные, но и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к людям и себе.Факторы влияния семьи на социализацию и развитие личности можно представить таким образом:

-         состав семьи;

 -                 позиция ребенка в семье (его роли в семье);

- основные (реальные) воспитатели-социализаторы;

-          стиль воспитания в семье — можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, сиблингов);

 -                 собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи [1].    

По данным различных исследований, именно в семье имеются наиболее благоприятные возможности для воспитания трудолюбия [19,c.49]. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, совершаемого ежедневно взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, направленного на благо всех членов семьи.
Участие в бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к жизни семьи, ощутить себя членом семейного коллектива. При этом создаются возможности для воспитания у него многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности и др. [8]

Труд необходим не только для того, что оказывать помощь родителям по дому, но и для успешной учебы.

Участие ребенка в домашней работе создает хорошую психологическую подготовку для будущей самостоятельной жизни. Уход за домом способствует развитию чувства хозяина, формированию организованности, совершенствованию практического мышления [24,c.356].

Ребенок, принимающий участие в делах семьи, учится беречь труд взрослых, становится более собранным, организованным.

Родители должны поощрять у детей стремление к самостоятельности, желание помочь, воспитывать интерес к труду.

Казалось бы, нет прямой зависимости, между умением мыть посуду, вытирать пыль с мебели и школьными успехами. Но у детей, постоянно выполняющих несложные домашние работы и умеющих себя обслуживать, лучше развита кисть руки, ее мелкие мышцы, а это, как мы знаем, важно для овладения навыками письма, для рисования и других аналогичных работ.


Разнообразная, доступная ребенку по возрасту трудовая деятельность невозможно без физического напряжения. Физический труд, улучшая жизнедеятельность организма, укрепляет его, способствует умственному развитию, так же как и всевозможные действия ребенка, помогающего по хозяйству, развивают сообразительность, тренируют внимание, память.

Если родители в семье научили своего ребенка оказывать посильную помощь, уважать чужой труд, быть опрятным, выполнять свою долю домашних дел, то выработав привычку к выполнению домашних дел он став взрослым, сумеет легче справляться с задачами, стоящими перед ним в жизни.

Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие - хороший показатель их нравственного воспитания [22].

А.С.Макаренко говорил родителям: «Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой культуры и жизни… Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» [21,c.110].

Задачей взрослых является превращение природной активности ребенка в разумную деятельность. Самым прямым и надежным путем воспитания трудолюбия является активизация ребенка уже с первых лет жизни [17].

В условиях семьи трудовые обязанности детей могут быть очень разнообразны, по сравнению с образовательным учреждением. Родители имеют возможность вводить своих детей в обычные домашние дела, как в глубокую и содержательную реальность. Дети охотно ухаживают за посевами, посадками, животными, собирают урожай, учатся вязать, шить, ремонтировать свою одежду, бытовые приборы, готовить еду, наводить и поддерживать порядок в окружающей обстановке и т.п.

Ценно то, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом состоит особенность мотивации детского труда в семье. Начиная уже с 3-4 лет у ребенка дома должны быть постоянные обязанности.

С пяти лет можно привлекать ребенка к выполнению посильных поручений.

В этом возрасте ребенка приобщают к таким делам как: поливка цветов, сервировка стола. Ребенок может убирать игрушки после игр, украшать салаты, раскладывать бутерброды, развешивать мелкие вещи для просушки.

Можно сказать дочери: «Ты уже совсем большая. Многое знаешь и умеешь. Тебе можно доверить ответственное дело – уборку твоей комнаты. Когда и как ты это будешь делать, решай сама. Главное отныне ты отвечаешь за чистоту здесь». 

Ребенок может участвовать во всех трудовых процессах, посильных ему по возрасту.