Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Развитие налогового учета в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Налоговый учет представляет собой тот базис, на основе которого выстраиваются отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками, так как без постановки на налоговый учет, то есть без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, они не имеют реальной вероятности осуществить мероприятия налогового контроля в отношении такого налогоплательщика и, таким образом, привлечь к ответственности этого налогоплательщика.

Следовательно, самым важным видом деятельности налоговых органов есть осуществление налогового учета.

Интересами пользователей информации налогового учета и, определяется цель налогового учета.

Внутренние пользователи по данным налогового учёта анализируют непроизводственные расходы, не учитываемые для целей налогообложения в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Внешние пользователи информации - это, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам.

Налоговые органы, прежде всего, обязаны совершить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, совершить контроль зачисления налогов в бюджет.

Актуальность выбранной темы связана с тем, что посредством налогового учета формируется полная и достоверная информация o суммах доходов и расходов налогоплательщика, которые устанавливают величину налоговой базы отчётного периода. Налоговый учет является основой обеспечения нужной информацией внутренних и внешних пользователей для исполнения контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Налоговый учет позволяет пользователям информации, минимизировать налоговые риски и оптимизировать налоги.

Целью данной работы является рассмотрение развития налогового учета в России и его постановка на предприятии.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- рассмотрены этапы становления налогового учета;

- рассмотрена современная структура налоговой системы РФ;

- рассмотрена основные проблемы налоговой системы РФ;

- рассмотрены нормативно-правовые основы постановки налогового учета на предприятии.

- рассмотрены объекты налогового учета;

-рассмотрена методология налогового учета на предприятии.

Объектом исследования является налоговая система России.


Предметом исследования налоговый учет.

В работе были использованы работы отечественных и зарубежных ученых, в том числе по организации учета и аудита, законодательные и нормативные акты РФ, периодические издания, справочно-нормативные системы.

1. Развитие налогового учета в Российской Федерации

1.1 Этапы становления налогового учета в Российской Федерации

С начала 1992 года, т. е. с момента появления в российском финансовом законодательстве первых элементов налогового учета, и до наших дней данная специализированная система прошла несколько этапов своего становления и развития [23].

1 этап - с 1 января 1992 года по 3 декабря 1994 года;

2 этап - с 3 декабря 1994 года по 1 июля 1995 года;

3 этап - с 1 июля 1995 года по 19 октября 1995 года;

4 этап - с 19 октября 1995 года по 1 января 2001 года;

5 этап - с 1 января 2001 года по настоящее время.

6 этап - с 1 января 1992 года по 3 декабря 1994 года.

С 1 января 1992 года, т.е. с момента введения в действие новой налоговой системы России, стали появляться отдельные элементы налогового учета.

Так, согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. от 27 декабря 1991 г.), было предусмотрено, что «для организаций, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости, под выручкой для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации (в том числе на биржах) аналогичной продукции (работ, услуг), применявшихся на момент исполнения сделки и публикуемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» [18].

Кроме того, уже в этот период для целей бухгалтерской отчетности и для целей налогообложения стали использоваться специализированные показатели. Так, если показатель прибыли, полученной организацией за отчетный период, отражаемый по строке 090 Отчета о финансовых результатах и их использовании (форма № 2), имел наименование «Балансовая прибыль или убыток», то по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли» показатель прибыли уже имел иное наименование — «Валовая прибыль». Согласно Приложению № 4 Инструкции Госналогслужбы РФ от 6 марта 1992 г. № 4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», валовая прибыль, отражаемая по строке 1 расчета, определяется исходя из прибыли по бухгалтерскому отчету с учетом ее уменьшения (увеличения) при расчете результата от сделок по реализации продукции по цене не выше себестоимости.


В течение 1992 — 1994 годов наблюдалось усиление тенденций развития специального учета для целей налогообложения. Это было связано с тем, что чисто бухгалтерского инструментария стало не хватать для правильного исчисления налогов и иных обязательных платежей, и, кроме того, многие применяемые способы уклонения от уплаты налогов стали основываться на положениях бухгалтерского учета.

Таким образом, первый этап развития налогового учета в России можно охарактеризовать как этап возникновения первых его методик и элементов. К концу 1994 года учет для целей налогообложения представлял собой неупорядоченную и неструктурированную систему, которую даже трудно было выделить в качестве самостоятельной категории [23].

2 этап - с 3 декабря 1994 года по 1 июля 1995 года.

С 1992 года по 1994 год рубль в результате инфляции в основном «падал», и его котировки по сравнению с иностранными валютами постоянно уменьшались (с 1992 года в несколько сот раз). Предприятия и организации фактически были вынуждены уплачивать налог на прибыль с курсовых разниц, или с фиктивных показателей, которые образовывались расчетным путем, данное обстоятельство вызывало оправданное негодование предпринимателей.

В связи с этим 3 декабря 1994 года был принят Федеральный Закон № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций», согласно которому «В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы, положительных курсовых разниц (увеличивается на суммы отрицательных курсовых разниц), образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам, действовавшего на день поступления валютных средств на валютный счет организации (или на дату последнего отчета), и курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам на день определения организацией суммы налогооблагаемой прибыли с целью расчетов с бюджетом».

Наглядным и показательным результатом начала второго этапа развития налогового учета явилось также и то, что именно с этого периода стали не совпадать показатели балансовой и налогооблагаемой прибыли в отчетности организаций. Так, показатель балансовой прибыли организации, отражаемый по строке 090 Отчета о финансовых результатах и их использовании (форма № 2) - «Балансовая прибыль или убыток» - мог не соответствовать показателю строки 5 «Расчета налога от фактической прибыли» - «Налогооблагаемая прибыль», хотя строка 1 «Расчета налога от фактической прибыли» - «Валовая прибыль» по-прежнему, как правило, продолжала соответствовать балансовой прибыли организации.


3 этап - с 1 июля 1995 года по 19 октября 1995 года.

Третий этап развития налогового учета в Российской Федерации начался с принятия Правительством РФ Постановления от 1 июля 1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

В соответствии с вышеуказанным постановлением был установлен принцип, который кардинально изменил экономические условия хозяйственной деятельности организации в части порядка формирования производственной себестоимости и налогообложения прибыли. Было установлено, что все затраты организации, связанные с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), в полном объеме формируют фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг). Однако для целей налогообложения, произведенные организациями затраты, корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

Именно с 1 июля 1995 года (но практически с 1 января 1995 года, так как с этой даты применялось Положение о составе затрат в новой редакции) государство фактически отказалось от ненужной и несвойственной ему роли - контроля того, как в организации формируется фактическая себестоимость продукции, и сосредоточилось на своей главной роли в налоговых отношениях - на максимально возможном взимании налога в рамках законодательно установленных условий

Согласно данным изменениям, организация обязан формировать два вида учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый учет - это учет фактических затрат предприятия по производству и реализации продукции. Второй учет - это учет затрат по производству и реализации продукции для целей налогообложения. На основании данных первого учета формируется полная или, как еще ее называют, фактическая себестоимость продукции. Полная себестоимость формируется на основании расходов, которые указаны в настоящем Положении о составе затрат. Причем состав расходов не подлежит корректировке. Вторая себестоимость определена как налоговая себестоимость. Особенность затрат для целей налогообложения состоит в том, что все фактические расходы организации корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

К расходам, корректировка которых должна осуществляться для целей налогообложения, стали относиться:


  • затраты на содержание служебного автотранспорта;
  • компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;
  • затраты на командировки;
  • представительские расходы;
  • оплата за обучение по договорам с учебными учреждениями по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров;
  • расходы на рекламу;
  • уплаченные банку проценты за полученные кредиты (как в рублях, так и в валюте);
  • проценты, уплаченные по бюджетным ссудам, и т.д.

В фактическую себестоимость данные расходы включаются в полном объеме. При определении налоговой себестоимости все указанные расходы подлежат корректировке в соответствии с установленными нормативами. В налоговую себестоимость данные расходы будут включены в усеченном виде, согласно определенным нормативам. В итоге получается, что фактические затраты и затраты для целей налогообложения нетождественны. В результате формируются две себестоимости, одна из которых признается финансовой, а другая — налоговой.

На практике это привело к тому, что бухгалтерский учет себестоимости продукции в организации стал выполнять две самостоятельные функции: он должен обеспечить, с одной стороны, достоверные данные о фактической себестоимости с целью определения общего финансового результата деятельности организации (финансовый учет), а с другой стороны, учет расходов в целях налогообложения для правильного исчисления налога на прибыль (налоговый учет).

После 1 июля 1995 года практически все ведущее экономисты и финансисты страны единодушно высказались о том, что наступило время налогового учета - учета для целей налогообложения, причем тенденции, заложенные Постановлением Правительства РФ № 661, нашли свое активное продолжение. Так, Постановлением Правительства РФ от 18 августа 1995 г. № 817 «О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» было установлено, что не истребованная организацией-кредитором дебиторская задолженность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечении четырех месяцев со дня фактического получения организацией-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) в обязательном порядке списывается на убытки и относится на финансовые результаты организации- кредитора. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли организации-кредитора.