Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Развитие налогового учета в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Распределение налогов позволяет сформировать основную базу доходов бюджетов различных уровней и обеспечить их самостоятельность.

Чуть больше половины налоговых поступлений направлено в федеральный бюджет (52%), что объясняется высокой долей централизации косвенных налогов (НДС и акцизы) — 78%. Большая часть прямых налогов собирается на региональном уровне – 66% налога на прибыль организаций, 90% подоходного налога, весь налог на имущество (100%).

1.3 Существующие проблемы налоговой системы

Несмотря на продуманность налоговой системы, существуют определенные проблемы в связи с высокой централизацией налоговых платежей в федеральный бюджет и необходимостью их обратного перераспределения.

Для повышения качества деятельности налоговой системы следует уделять внимание определенным критериям. Их использование повышает эффективность деятельности налоговых органов и позволяет увеличить объем собранных налогов [21].

Выделяют следующие основные критерии качества:

  1. Улучшение баланса между звеньями государственного бюджета. Сбалансированность бюджета позволит сформировать доходы разных уровней в зависимости от их потребностей и обеспечит осуществление ими эффективного выполнения государственных функций.
  2. Стимулирующий характер налогов для роста производства. Налоговая политика страны должна обеспечить устойчивый рост территорий и отдельных экономических отраслей. Для этого должен быть достигнут определенный баланс налогов, чтобы их объем не вызывал негативное влияние на хозяйственные отрасли.
  3. Стабилизация цен в стране. При правильном обеспечении соотношения между прямыми и косвенными налогами должно быть достигнуто устойчивое сочетание цен и минимизирован риск инфляционных всплесков.
  4. Справедливый характер налогообложения, увеличивающий эффективность социальной политики, базирующейся на принципе всеобщности и равномерности налогообложения.
  5. Проведении политики улучшения информированности населения об уплате налогов, что позволит улучшить налоговую дисциплину налогоплательщиков.

За нарушение налогового законодательства предусмотрена юридическая ответственность: финансовая, административная, уголовная и дисциплинарная.

Финансовая ответственность – это штрафная санкция, которая с помощью использования принудительных механизмов взыскания обеспечивает обязанность по уплате налога.


Административная ответственность накладывает на руководителей предприятий штрафы в размере минимальных оплат труда.

Уголовная ответственность применима к лицам, злостно уклоняющимся от уплаты налогов, либо вносящих в бухгалтерские документы заведомые искажения с целью сокрытия объектов налогообложения.

Дисциплинарная ответственность предполагает наказание в виде освобождения от занимаемого поста в результате нарушения трудовых обязанностей.

В связи с функционированием налоговой системы в рыночной среде возникает необходимость ее постоянного изменения. Основная цель совершенствования – создание системы налоговых взаимоотношений, обеспечивающих реализацию приоритетов национальной экономики.

К современным проблемам национальной налоговой системы относят:

  • громоздкость налоговой системы, ее неполное соответствие условиям рыночных отношений, из-за чего расходы на содержание непомерно высоки;
  • неполное понимание системы субъектами налогового права в связи с постоянным введением инноваций, дополнений и поправок, что приводит к усложнению обработки потоков информации;
  • высокое налоговое бремя, способствующее поиску налогоплательщиками вариантов ухода от уплаты;
  • высокая концентрация поступлений сумм налогов в федеральный бюджет, что приводит к диспропорции взаимодействия между налоговыми звеньями разных уровней.

С целью решения налоговых проблем можно предложить следующие основные направления развития налоговой системы в ближайшем будущем:

  1. Внесение изменений в налогообложение по акцизам.
  2. Стимулирование инновационной деятельности.
  3. Усиление налогового администрирования.
  4. Развитие налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
  5. Ужесточение мер по противодействию применения схем уклонения от уплаты налогов.

Приведенные меры позволят улучшить эффективность работы налоговой системы России и обеспечат рост сбора платежей.

2. Постановка налогового учета на предприятии

2.1 Нормативно-правовые основы организации налогового учета на предприятии


Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Именно в этом смысле термин «налоговый учет» используется в НК РФ. Однако на практике налоговый учет ведется не только по налогу на прибыль, но и иным налогам, сборам, страховым взносам. Так, организации ведут налоговый учет, к примеру, по НДС и УСН, ЕНВД и НДФЛ [17].

При этом применяемые организацией принципы ведения налогового учета должны обеспечивать полноту и достоверность определения налогооблагаемых показателей с учетом требования рациональности.

Конкретные варианты ведения налогового учета устанавливаются организацией в том случае, когда отдельные вопросы не урегулированы на должном уровне либо действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность. Выбранные правила организации учета по налогам и сборам утверждаются в налоговой Учетной политике, которая может быть, как частью общей Учетной политики организации, так и отдельным документом – Учетной политикой для целей налогообложения.

Поскольку налоговый учет и налоговое планирование в организации находятся в тесной взаимосвязи, анализ применяемых способов и правил налогового учета может вести к их пересмотру и утверждению новых. Однако необходимо учитывать ограничения, которые накладывает налоговое законодательство на изменение применяемых организацией способов и правил в налоговом учете. Так, к примеру, переход с нелинейного метода начисления амортизации основных средств на линейный метод допускается не чаще 1 раза в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ) [1].

Когда конкретные способы и формы ведения налогового учета не предусмотрены, организация вправе выбирать самостоятельно наиболее удобные для нее с учетом специфики деятельности и особенностей функционирования. При этом, к примеру, для целей ведения налогового учета по налогу на прибыль организация может воспользоваться Рекомендациями МНС РФ «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

В этих рекомендациях, в частности, приводятся формы регистров, которые плательщик налога на прибыль может применять при ведении налогового учета.

На сегодняшний момент налоговый учет обязателен к применению при определении налоговой базы по таким налогам как [1]:

1) налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ) – по данному виду обязательно ведется налоговый учет в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ;


2) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ) – по данному виду обязательно ведется налоговый учет в соответствии со ст. 210 НК РФ;

3) налог на прибыль (гл. 25 НК РФ) – по данному виду обязательно ведется налоговый учет в соответствии со ст. 315 НК РФ;

4) упрощенная система налогообложения – по данному виду обязательно ведется налоговый учет в соответствии со ст. 346.24 НК РФ.

Относительно специальных налоговых режимов следует указать, что применение налогового учета обязательно только налогоплательщиками, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, в том числе на основе патента.

2.2 Объекты налогового учета по налогу на прибыль и их классификация 

Понятие прибыли для целей налогообложения раскрывается в ст. 247 НК РФ. Прибыль - это положительная разница между доходами и расходами, учитываемыми при налогообложении [12].

Прибылью иностранных организаций, которые осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства, являются доходы представительства, уменьшенные на его расходы. Для иных иностранных компаний это доходы, полученные от источников в РФ, определенные в соответствии со ст. 309 НК РФ [1].

Таким образом, понятие налоговой прибыли весьма многогранно и различается в зависимости от категории плательщика.

Как известно, прибыль — это лишь один из финансовых результатов деятельности. Альтернатива ей — убыток, и в налоговом учете он также возможен.

Но объектом налогообложения по налогу на прибыль является именно прибыль. Если получен убыток — объекта не возникает (а значит, и обязанности уплатить налог тоже).

Итак, прибыль — это положительная разница между полученными организацией доходами и понесенными расходами.

К доходам в «прибыльных» целях, согласно п. 1 ст. 248 НК РФ, относятся:

  1. Доходы от реализации.

Это выручка от продажи товаров/работ/услуг (в том числе полученная в натуральной форме) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также от реализации имущественных прав.

  1. Внереализационные доходы.

К ним относятся все остальные доходы, помимо выручки. К примеру (ст. 250 НК РФ):

  • курсовые разницы;
  • штрафы, пени, иные санкции за нарушение договорных обязательств, суммы возмещения убытков или ущерба;
  • арендные платежи, если сдача имущества в аренду не является основным видом деятельности;
  • проценты по договорам займа, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
  • безвозмездно полученное имущество, за некоторым исключением (ст. 251 НК РФ);
  • доход прошлых лет, выявленный в текущем периоде;
  • стоимость МПЗ, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации ОС (кроме случаев из подп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • кредиторская задолженность, списанная за сроком давности или по другим основаниям;
  • выявленные при инвентаризации излишки МПЗ и др.

Перечень внереализационных доходов, приведенный в ст. 250 НК РФ, является открытым, т. е. доходами могут признаваться и не указанные в этой статье поступления (письма Минфина России от 07.05.2010 № 03-03-06/1/316 и 19.04.2010 № 03-03-06/1/277).

Размер полученных доходов подтверждают:

  • первичные документы;
  • другие документы, подтверждающие полученные доходы;
  • документы налогового учета.

Налогооблагаемым доходом не являются налоги, предъявленные покупателю, т. е. НДС и акцизы (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Не нужно учитывать при налогообложении доходы из перечня, приведенного в ст. 251 НК РФ. Например, такие поступления, как:

  • предварительная оплата товаров (работ, услуг) у налогоплательщиков, применяющих метод начисления;
  • полученные в качестве обеспечения обязательств залог или задаток;
  • полученные взносы в уставный капитал;
  • суммы, поступившие посреднику в связи с исполнением посреднического договора или в счет возмещаемых затрат, произведенных за комитента;
  • кредиты или займы, полученные организацией, а также средства, поступившие в счет погашения выданных ею заимствований и некоторые др.

Чтобы учесть расходы в уменьшение доходов, и, соответственно, прибыли, они должны отвечать определенным требованиям. Эти требования установлены ст. 252 НК РФ.

Так, расходы должны быть:

  1. Обоснованы, то есть экономически оправданы и оценены в денежной форме.
  2. Подтверждены документами, оформленными:
  • либо в соответствии с российским законодательством,
  • либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в том государстве, где расход был понесен.

Подтвердить расходы можно в том числе документами, косвенно подтверждающими произведенные затраты (например, таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

  1. Произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Кроме того, затраты не должны быть указаны в ст. 270 НК РФ в качестве неучитываемых при налогообложении. Например, к таким расходам относятся пени, штрафы, санкции, перечисляемые в бюджет, взносы в уставные капиталы других организаций, выданные займы, безвозмездно переданное имущество и др.

В зависимости от характера затрат, а также условий деятельности организации расходы подразделяются:

  • на связанные с производством и реализацией;
  • внереализационные расходы.

Бывают случаи, когда некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов. Тогда организация вправе сама определить, к какой именно группе она их отнесет (п. 4 ст. 252 НК РФ). В качестве примера можно привести некоторые банковские комиссии, которые можно признать, как производственными (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ), так и внереализационными расходами (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).