Файл: Налог на имущество организаций. Налог на имущество физических лиц (Плательщики налога на имущество организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Региональные льготы. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе дополнительно (т.е. независимо от льгот предоставленных на федеральном уровне)предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков любые налоговые льготы и основания для их использования [3].

Глава 2. Налоги на имущество физических лиц.

2.1. Плательщики налогов на имущество физических лиц.

Налог на имущество физических лиц –  местный налог, так как устанавливается Федеральным законом и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования. В настоящее время в Российской Федерации проводиться масштабная налоговая реформа, связанная с поэтапным принятием глав Налогового кодекса, связанных с имущественными налогами физических лиц.

Имущественные налоги принадлежат к числу старых, традиционных сборов, которые хорошо известны большинству современных государств. Однако за время своего существования этот вид налогообложения претерпел и продолжает претерпевать значительные изменения. Некоторые из них обусловлены появлением новых видов имущества, другие - изменениями в самом характере и назначении имущественных отношений.

До 1999 г. налогообложение имущества физических лиц имело второстепенное значение по сравнению с налогообложением доходов. В ряде регионов жилое недвижимое имущество, принадлежащее физическим лицам, не облагалось налогами. Изменение ситуации произошло в связи с принятием Федерального закона[16]. Данный Закон изменил ряд положений, регламентирующих ставки и другие условия налогообложения недвижимого имущества, принадлежащего физическим лицам. Поскольку согласно Закону налогоплательщиками могут быть все граждане Российской Федерации, которые имеют в собственности имущество, возникают ситуации, при которых собственником либо одним из собственников имущества являются несовершеннолетние, недееспособные граждане или граждане, ограниченные в дееспособности. В этих случаях исполнение обязанности по уплате налога в отношении имущества возлагается на законных представителей налогоплательщика - физических лиц, которыми признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации [18].


Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и организаций, предприятий.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона эти физические лица несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. [18]

ПРИМЕР;

Объектом налогообложения является доля в общей собственности (как в долевой, так и в совместной). Инвентаризационная стоимость доли определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. Если же имущество находится в общей совместной собственности, то стоимость доли определяется как инвентаризационная стоимость имущества, деленная на количество собственников.

Семья из четырех человек владеют квартирой на праве долевой собственности. Их доли равны. Инвентаризационная стоимость квартиры на 1 января 2009 г. составляла 600 000 руб. Местным законодательством установлено, что если инвентаризационная стоимость имущества не превышает 300 000 руб., то ставка налога составляет 0,1%, если же стоимость более 500 000 руб., то применяется ставка в размере 0,5%. С учетом поправок налоговая база для каждого будет равна 150 000 руб. (600 000 руб. / 4). Соответственно, и ставка налога, которую должны применить налоговики, будет равна 0,1%. Следовательно, семья из четырех человек должны уплатить налог в сумме 150 руб. (150 000 руб. x 0,1%).

До 2010 г. налоговая инспекция могла применить долю не к стоимости имущества, а к сумме исчисленного со всей стоимости имущества налога, то есть посчитать налог для каждого так: 600 000 руб. x 0,5% / 2 = 750 руб. И тогда каждый заплатил бы в 5 раз больше (750 руб. / 150 руб. = 5).

2.2. Объект налогообложения, ставки налогов и налоговая база по налогам на имущество физических лиц

Имуществом, признаваемым объектом налогообложения, являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, транспорт. Комплекс нормативных актов, регулирующих процедуру налогообложения имущества, был введен в ходе налоговой реформы начала 90-х годов XX века. За время действия законодательства, регулирующего налогообложение имущества, в него было внесено множество поправок и изменений, которые привели к расширению сферы действия имущественных налогов, налогооблагаемой базы и перечня подлежащих обложению видов имущества. Налог на имущество физических лиц стал, по существу, налогом на строения, помещения, сооружения и на автомобили. Он является регулярным налогом и уплачивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет. Расширился список объектов налогообложения. Если в законе РСФСР № 2003-1 были упомянуты: квартира; дача; гараж; жилой дом; комната и иное строение, сооружение и помещение. То уже в новом федеральном законе № 284-ФЗ добавлены следующие объекты: единый недвижимый комплекс; объекты незавершенного строительства; машино- места и иные здания, не обязательно относящиеся к жилым. Данные объекты облагаются налогом при условии, что они зарегистрированы на гражданина России на праве собственности. Кроме того федеральный закон № 284-ФЗ восполнил существенный недочет в законе РСФСР № 2003-1: ранее не было оговорено исчисление налога по объектам, в течение года у которых изменился размер долей в собственности. Сейчас установлен коэффициент, в зависимости от числа полных месяцев нахождения доли объекта в собственности [17].


По новому законодательству предусмотрено полное изменение правил формирования налоговой базы. Главная задача обусловлена тем, чтобы с 1 января 2020 г. окончательно перейти на определение налоговой базы в соответствии с его кадастровой стоимостью объекта, которая уже постепенно вводится в пилотных районах.

Независимо от реформирования регионального законодательства с 2015 г., налоговая база будет определена как кадастровая стоимость следующих объектов, принадлежащих физическим лицам согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ): административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), помещений в них, а также объектов налогообложения, образованных в течение года из вышеуказанных объектов, арендуемых помещениях. В остальных случаях – до принятия субъектом Российской Федерации решения о переходе на уплату физическими лицами налога в соответствии с кадастровой стоимостью.

Налог на имущество физических лиц до 2011 года по исчислялась по инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, то есть ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, изготовлено из кирпичей, блоков или дерева, и в зависимости от физического износа объекта. Инвентаризационная оценка строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, производится органами технической инвентаризации (БТИ). Эта стоимость представляет собой восстановительную стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Пример исчисления инвентарной стоимости строений и сооружений на физических лиц;

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения

Ставка налога

До 300 000 руб. (включительно)

До 0,1% (включительно)

Свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. (включительно)

Свыше 0,1 до 0,3% (включительно)

Свыше 500 000 руб.

Свыше 0,3 до 2,0% (включительно)

То есть, например, по имуществу стоимостью 500 тыс. руб. максимальная ставка - 0,3%.

Органы технической инвентаризации обязаны были представлять в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений для исчисления налогов не позднее 1 марта каждого года и делали полную выгрузку базы по налогам. 


С переходом на кадастровую стоимость налоговая база по объекту будет определяться в соответствии со статьей 403 НК РФ. Если объект налогообложения был образован в течение года, то налоговая база исчисляется как его кадастровая стоимость. Налоговая база исчисляется в зависимости от объекта обложения, а именно, кадастровая стоимость объекта, уменьшенная на кадастровую стоимость определенного количества квадратных метров. Определены различные нормативы для разных объектов налогообложения: для квартиры – 20 квадратных метров, комната – 10 квадратных метров, жилой дом – 50 квадратных метров. Для единого комплекса недвижимости сумма уменьшения составляет 1 000 000 руб. [17]. Но при этом не учитывается налог на сооружения и дополнительные строения физических лиц, что ранее учитывалась при налоге на имущество всего строения и сооружения. В учет принимается только квадратные метры общей площади жилого строения и помещения.

Поэтапный переход на обложение недвижимости налогом на основе кадастровой стоимости начался еще в 2015 году. Именно с января этого года первые 28 регионов России перешли на подобную модель налогообложения. В 2016 году к данной группе присоединилась еще часть субъектов РФ. А с 01.01.2017 года уже 72 региона стали использовать кадастровую стоимость.  На территории Республики Татарстан проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г.Казани). Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2015 № 2846-р утверждена новая кадастровая стоимость. Предыдущий тур оценочных работ по данной категории земель (за исключением земель населенного пункта г.Казани) был проведен 5 лет назад, в 2010 году.

В июне 2016 года Минэкономразвития «со скрипом» утвердил новые методические указания о порядке определения кадастровой стоимости. Они полностью изменили ее расчет. Теперь, проводя государственную кадастровую оценку, оценщик обязан принимать во внимание стоимость потребительской корзины в регионе, уровень жизни населения, средние зарплаты, показатели ВВП, инфляцию и даже наличие источников, загрязняющих природную среду. Раньше эти факторы вообще не учитывались. А они, как всем известно, оказывают прямое воздействие на формирование рыночной цены любой квартиры или коттеджа . Так же здесь не учитывается физический износ объекта налогообложения[23].


Фискальные органы имеют полную информацию обо всех официально зарегистрированных объектах. Она содержится в Едином государственном реестре недвижимости, который ведется Росреестром. А между Росреестром и ФНС РФ еще в 2010 году было заключено соглашение о взаимодействии [24]. В соответствии с ним, Росреестр направляет в налоговые органы сведения о вновь зарегистрированных объектах и собственниках, получивших недвижимость в результате купли-продажи, наследования, обмена и других видах сделки.

Базовые налоговые ставки исходя из кадастровой стоимости установлены в объемах на:

— жилые помещения (объекты незаконченного строительства жилищных помещений), единые недвижимые комплексы с жилыми помещениями, гаражи и машино-места в размере 0,1 %;

— объекты с кадастровой стоимостью более 300 000 000 руб. – 2 %;

— прочие – 0,5 %.

Налоговая ставка в размере 0,1 процента не является фиксированной, она может варьироваться от 0 до 0,3% . Две другие базовые налоговые ставки являются максимальными, и законодательство местного уровня может изменить их только в сторону уменьшения[17].

 Стоимость постройки теперь зависит ещё и от степени ее износа. До начала 2017 года данный нюанс также не брался в расчет. В целом же, внедрение методики существенно снизит кадастровую стоимость объектов, и она фактически сравняется с рыночной. Единственный минус состоит, пожалуй, в том, что рыночная цена подвергается постоянным колебаниям. А кадастровая стоимость остается неизменной, по крайней мере, в течение 3 лет. Поэтому не исключены варианты, когда собственникам всё же придется оспаривать стоимость при резком изменении рыночной цены через год или два после проведения официальной государственной кадастровой оценки[25].

Однако сейчас данные методики не применяются. Дело в том, что в июле 2016 года[25]законодатель ввел своеобразный мораторий на изменение кадастровой стоимости и предоставил регионам возможность «заморозить» ее по состоянию на 01.01.2014 года или на 01 января того года, когда власти субъекта РФ впервые применили её для налогообложения. Данный «мораторий» с определенными нюансами, будет длиться до 01.01.2020 года. После этой даты кадастровая оценка станет осуществляться по новым методикам и в соответствии с новым законом[26]. Проводить ее будут бюджетные организации, а не частные фирмы.

Подытоживая тему о применении до 2020 года схемы налогообложения объектов недвижимости, формулу для расчётов налога можно представить детальнее: