Файл: Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей̆.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

1.1 Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей: понятие и сущностная характеристика

1.2 Причины и предпосылки социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

1.3 Пути и условия педагогической коррекции социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

Глава 2. Экспериментальная работа, направленная на педагогическую коррекцию социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

2.1 Организация и методика исследования

2.2 Результаты выявления социально-педагогической запущенности у младших школьников

2.3 Экспериментальная программа, направленная на педагогическую коррекцию социальной-педагогической запущенности

2.4 Сопоставительный анализ результатов контрольного и констатирующего экспериментов

Заключение

Список литературы

Белый – зима, красный – весна, зелёный – лето, жёлтый – осень. Все четыре квадрата последовательно выложенные – это год, каждый квадрат – время года.

П/и “Назови следующее”.

Ведущий бросает мяч и называет какое-либо время года, ребёнок называет следующее.

Игра соревнование.

Дети делятся на три команды. У каждой команды по 16 картинок (жук, сани, гриб и т. д.), 4 прямоугольника разного цвета. Необходимо как можно быстрее разложить картинки под соответствующие прямоугольники.

“Фотоаппарат”.

Взрослый показывает по 1-й картинке (7-8 шт.), дети должны зарисовать в тетрадях по памяти.

“Блуждающая точка” или графический диктант по словесной инструкции взрослого на листе в клетку.

П/и “Назови соседей”.

Взрослый называет время года, ребёнок должен назвать предшествующее и последующее.

- Нарисуй понравившуюся “рожицу”. Чем она тебе понравилась? Что нового узнали на занятии?

Занятие №8.

Тема: Итоговое.

Цель: учить ориентироваться во времени и пространстве. Развивать: фонематический слух, слухомоторные координации, тактильность, зрительную память.

Оборудование: плакат “рожицы” с геометрическими фигурами, карточка со стрелкой, аудио кассеты.

План:

Диагностика “Рожицы”. Покажи эмоции.

Карточка со стрелкой: право, лево, верх, низ. –Покажи рукой соответствующее направление.

Д/и “Фотоаппарат” - на зрительную память. Сфотографировать картинку (рассмотреть в течении 30 сек.), затем изобразить.

Ритмическая гимнастика “Дятел”. Отхлопать ритм: II III ; I II III ; III I II.

Физ. минутка . “Медведь по лесу ходит…” с движением.

Д/и “Медведь и медвежата”. При назывании твёрдого звука- марш, при назывании мягкого звука- ходьба на носочках (мягко, как кошечка).

Релаксация. Слушанье морского прибоя , дыхание в ритм волны. Изобразить шум волны, шуршание песка.

Рефлексия “ Рожицы”.

Итог:

-Чему я научился на занятиях?

Взрослый одобряет и поощряет ответы детей: похвалой, аплодисментами.

Индивидуальная беседа с родителями и учителем по окончанию занятий на тему:

“ Положительная динамика занятий и проблемные зоны в развитии ребёнка.

Приложение 6

Тема “Проблемы ребенка”

Разъяснение задач психологом.

Представление родителям на круге общения себя, своего имени, ассоциируя его со словом, которое подчеркивает черту характера. Например: Наталья – надежная.

Психологическая игра: “Идет дождь, один зонтик”. Упражнение направлено на активизацию и сближение группы.


Ролевая игра: у ребенка (в роли родителя) возникла необходимость о чем–либо поговорить. Родители отмахиваются, пытаются превратить все в шутку.

Обсуждение игры.

Рефлексия.

Дискуссия: “Проблемы родителей, проблемы ребенка”.

Упражнение “Последняя встреча”. Представить, что занятия в группе закончились. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы не сказали, но хотели бы сказать. Откройте глаза и скажите это.

Тема “Образ матери и отца”.

Поскольку проблемные родители не привыкли говорить, а часто и слушать что–то хорошее о себе, своей семье, ребенке, то им предлагаются следующие задания.

Рассказать о себе самое хорошее. Сделать сообщение “чем я замечательна или замечателен”.

Попробуйте “сватать своего ребенка”

Как передать любовь?

Контакт глаз.

Физический контакт.

Пристальное внимание.

Дисциплина

Интерпретация детско–родительских отношений “Всегда ли мы поступаем правильно?”. Ребенок разбивает вашу любимую вазу. Разыгрывание членами группы психодраматической ситуации. В процессе обсуждения родители сами выбирают наиболее эффективный способ взаимодействия со своим ребенком.

Игры “Комплименты”, “Эльф”, “Платочек”.

Словесное сочинение “Я как родитель”.

Приложение 7

I. Психологическая настройка на работу. Сплочение группы

Упражнение «Огонек» . Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра».

Упражнение «Вопрос - ответ» - участники встают в круг. У одного из них в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч партнеру. Тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т.д. Например: «Какое у тебя настроение?» - «Хорошее». «Что ты ждешь от сегодняшнего дня?»

II. Педагогическая техника

Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение - слово в языке жестов.

Упражнение «Испорченный видеомагнитофон».

Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал.

После игры у участников должно возникнуть желание понять, что такое невербальное общение, как расшифровать и понимать других по позе, жестам, выражению лица. Ведущий предоставляет такую информацию, перечисляет элементы невербальной коммуникации (тембр голоса и интонация, ширина зрачка; пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; символ статуса; контакт глазами и т.д.)


Упражнение «Впечатление».

Перечислите, какое впечатление о вас может сложиться у родителей, если вы проявляете нетерпение, говорите повышенным или раздраженным тоном.

Варианты ответов:

- вам все надоело,

- вам неинтересна ваша работа,

- вы не доброжелательны,

- вы не уважаете других.

- вы боитесь

Далее педагогам предоставляется информация о значении некоторых жестов (скрещенные руки на груди, поза «льва» и т.д.).

Упражнение «Имитационная игра» - войти в образе заведующей, методиста, проверяющего. Изменились ли ваши жесты? Изменилось ли ваше эмоциональное состояние?

Правила интерпретации языка тела: не выхватывать отдельную деталь и не делать из нее далеко идущие выводы; учитывать национальность и темперамент человека - у различных наций язык тела имеет свою специфику (прибалты, испанцы).

Разделение на группы по 4 человека.

Упражнение «Мимика лица».

Посмотрите на схемы эмоций и подумайте, какое из чувств каждая схема выражает.

На схемах даются следующие выражения:

1 - враждебное,

2 - саркастическое,

3 - радостное,

4- злое, гневное,

5- грустное, хмурое,

6 - уставшее,

7 - скептическое,

8 - спокойное, нейтральное.

Дается информация о значении мимике в невербальной коммуникации

Упражнение «Взгляд».

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:

с укоризной,

с настойчивым запретом,

с безмерным удивлением,

с гневом,

с ожиданием дальнейших действий.

Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»

1. Шепотом.

2. С максимальной громкостью.

3. Волнообразно.

4. Как будто вы страшно замерзли.

5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

6. Как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. Дается понятие «чарма» - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон.

Упражнение «Приветствие».

Приветствуйте детей словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.

Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Возникающее напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором нарушения пространства.


Информация:

0-0,5 м - интимное расстояние, на котором общаются близкие люди;

0,5-1,2 м - межличностное расстояние для разговора друзей;

1,2-3,7 м - зона деловых отношений (руководитель, подчиненный).

Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает умение говорить с родителями на одном языке, просто, не перегружая информацией.

Упражнение «Поза».

Встаньте в следующие позы:

1. Человек, контролирующий ситуацию и говорящий то, что думает, без скрытых намерений.

2. Человек, который стремится добиться от других подчинения и дать нравоучительные указания.

3. Человек оборонительной позиции.

Примеры двойственных поз:

4. Флиртующий, кокетничающий человек или смущенный и неуверенный в себе.

5. Поза человека, который хочет продемонстрировать, что за телесным контактом ничего, кроме дружбы, не кроется, или стремится показать преувеличенную почтительность.

6. Характерную для людей, стесняющихся своего роста и (или) стремящихся быть незаметным для других.

7. Человек маленького роста и (или) стремящийся убедить других людей, что они важны.

Психологический практикум: Проверьте свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

1. А) Я должен как можно больше предоставлять родителям самим принимать решения.

Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

2. А) Меня должны уважать.

Б) Я должен завоевать уважение.

3. А) Я должен быть в центре внимания.

Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

4. А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

Б) Я всегда авансирую доверие родителям.

Правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.

Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта.

Рефлексия впечатлений.

Что мне понравилось?

Что мне не понравилось?

Где я мог бы применить полученные знания?

Что бы я посоветовал?

Упражнение «Прощание».

Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания.

Список литературы

1. Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подрост-ков. - М.: изд-во Медпрактика, 2000, 224 с.

2. Баярд Р. Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978, 315 с.

3. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуэна//Вопросы психо-логии. -1991,№6.-С.155-164.

4. Аарон Бек «Когнитивная терапия депрессии».- М.: изд-во Мед-практика, 2009, с.229.

5. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявле-ние, помощь. - СПб.: Союз, 2002, 160 с.


6. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002, 174 с.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 1984 г. Т.4.

8. Голант М., Голант С. Что делать, когда тот, кого вы любите в депрессии. Помоги себе – помоги другому. - М.: изд-во института психоте-рапии, 2001, 175 с.

9. Гордякова О.В. Влияние личностной агрессивности и тревож-ности подростков на эмоциональное отношение к телевизионной рекла-ме//Психологический журнал, Т.20.-1999, №4.-С.96-101.

10. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование деликвентно-сти у подростков // Психологический журнал. -1994.-№2.-С.57-65.

11. Депрессия. // Под ред. Пери А., Руксталис М. и др. Пер. с англ. - М., Мир, 2000, 215 с.

12. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М., 1997, 315 с.

13. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога – консуль-танта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфлик-тов//Вопросы психологии. -1995.-№3.-С.38-45.

14. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая харак-теристика личности подростков с отклоняющимся поведением//Вопросы психологии. -1990.-№4.-С.83-91.

15. Зиновьев С.В. Наследство Ниобы. Лики депрессии. - СПб, 2002, 128 с.

16. Изард К.Э.Психология эмоций. – СПб.: изд-во Питер, 1999, 464 с.

17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения //Вопросы психологии. -1998.-№5.-С.141-145.

18. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности// Воспитание школьника. -1998.-№4.-С.3-8.

19. Ковалев Ю.В., Золотухина О.Н. Депрессия, клинический ас-пект. - М.: Медицинская книга, 2001, 144 с.

20. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - М.: Геоде-зия, 1992, 186 с.

21. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989, 324 с.

22. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980, 267 с.

23. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002, 198 с.

24. Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить депрессию. // Семья и школа, 1988г, №8, с. 18-24

25. Кошелева А.Д., Медведева И.Ф. Проявления агрессивного по-ведения и его причины в младшем дошкольном возрасте: Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-предметном ас-пекте. – М., 1990.

26. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000, 992 с.

27. Курпатов А.В. Как избавиться от тревоги, депрессии, раздра-жительности. - СПб., 2002, 256 с.

28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. –М., 1985.

29. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, 1969г., №1, с. 24-28.

30. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии. // Вопросы пси-хологии. 1967, № 6, с. 118-130.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.