Файл: Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей̆.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

1.1 Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей: понятие и сущностная характеристика

1.2 Причины и предпосылки социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

1.3 Пути и условия педагогической коррекции социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

Глава 2. Экспериментальная работа, направленная на педагогическую коррекцию социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

2.1 Организация и методика исследования

2.2 Результаты выявления социально-педагогической запущенности у младших школьников

2.3 Экспериментальная программа, направленная на педагогическую коррекцию социальной-педагогической запущенности

2.4 Сопоставительный анализ результатов контрольного и констатирующего экспериментов

Заключение

Список литературы

Актуализация негативного опыта общения с детьми.

Формирование позитивных образов, решение конфликтных ситуаций.

Занятие № 4. “образ матери и отца”.

Задачи:

Объединение, раскрепощение участников группы.

Переформирование родительских стереотипов.

Развитие адекватного восприятия родительской роли.

Ознакомление с детскими играми.

Занятие № 5. “Семейный досуг”.

Задачи:

Развитие взаимопонимания, используя невербальные средства общения (мимика, жесты).

Формирование позитивных образов общения в семье.

Занятие № 6. “Наказание и поощрение”.

Задачи:

Развитие адекватных форм применения наказания и поощрения детей.

Ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм детей.

Занятие № 7. “ Домашние обязанности”.

Задачи:

Развитие саморефлексии.

Развитие адекватного восприятия домашних обязанностей.

Развитие умения распределять домашние обязанности между всеми членами семьи.

Ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм семьи.

Занятие № 8. “Родные трудности”.

Задачи:

Развитие взаимопонимания.

Развитие эмоциональной и интеллектуальной децентрации в семье.

Развитие интереса к совместной творческой деятельности в семье.

Заседание родительского клуба проходит один раз в неделю. Родительская группа обычно состоит из 6 – 9 человек, большое число родителей в группе нежелательно, так как это будет мешать эффективному взаимодействию внутри группы. В процессе работы с родителями вводится необходимая информация о психологии семейных отношений и психологии воспитания, наряду с высказываниями участников группы. Такое переплетение учебной информации с проблемами, волнующими родителей, приводит к тому, что знания воспринимаются и усваиваются родителями более осмысленно. В клубе родители часто находят решение проблем и новые способы общения с детьми. Главным предметом коррекции становятся сфера сознания, самосознание родителей, система восприятия детей и отношений с ними, а также реальные формы взаимодействия в семье. Родителям отводится активная роль в обсуждении и обдумывании их семейных проблем и проблем детско–родительских отношений, предлагается самостоятельное их разрешение в ходе группового обсуждения, а так же обмен опытом. Программа занятий представлены в Приложении 6.

Для работы с учителями нами было предложена форма семинара с элементами тренинга. Очень трудно читать лекции воспитателям и учителям, куда интересней «поиграть», да и отдача больше. Для учителей важно не только знать приемы работы с детьми социально и педагогически запущенных, но и уметь себя вести с ним и подавать пример поведения. Для этого был проведен семинар для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" (Приложение 7)


Цели:

1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.

2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя.

3. Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.

Конспект составлен из практических упражнений на основе теоретического материала и рекомендаций, объединенных одной темой, из источников, приведенных в Приложении 7 списке литературы.

После проведения указанной работы нами был проведен контрольный эксперимент, имеющий целью изучить результаты проведенной коррекционной программы.

2.4 Сопоставительный анализ результатов контрольного и констатирующего экспериментов

На этапе контрольного эксперимента нами были проведены две методики: экспресс-диагностика Р.В. Овчаровой, т.к. экспересс- диагностика наиболее полно отражает степень социально-педагогической запущенности детей и тест–опросник родительского отношения (ОРО), чтобы проанализировать эффективность работы с родителями.

Результаты экспресс-диагностики Р.В. Овчаровой на этапе контрольного эксперимента приведены в таблице 4. и на рис. 6.

Таблица 4.

Результаты экспресс-диагностики Р.В. Овчаровой на этапе контрольного эксперимента

Показатели

запущенности Уровень овладения отношением у учебе и учебной деятельнос-ти Уровень межличностных отношений к окружающим и со взрослыми Уровень отноше-ния к себе Свойства

учебной

деятельности

(СУД) Свойства

общения

(СО) Воспитательный

микро-

социум

(ВМ) Общая

тревожность

(ОТ) Свойства

самосознания

(СС) Количество учащихся 3 2 3 3 3 Процентное выражение 12% 8% 12% 12% 12% Таким образом, мы видим, что только 3 учащихся (12%) демонстрируют низкий уровень овладения отношением у учебе и учебной деятельности, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение и общую тревожность и низкий уровень отношения к себе. Можно констатировать, что показатели ниже, чем на этапе контрольного эксперимента на 36-48% .


Низкий уровень сформированности свойств субъекта общения лишь у 2 человек (8%), что на 28% ниже.

Результаты показали, что слабо выраженная степень запущенности проявилась у 6 учащихся, что составляет 24% исследуемого класса и легкая степень - у 15 человек, что составляет 60%. Только 4 учащихся (16%) имеют выраженную степень запущенности, высокую степень социальной или педагогической запущенности не имеет ни один человек. Графически результаты анализа представлены на рис. 6.

Рис. 6. Результаты изучения степени социальной и педагогической запущенности детей младшего школьного возраста по экспресс-диагностике Р.В. Овчаровой на этапе контрольного эксперимента

Выявление родительского отношения было предпринято у родителей 9 детей, которые ранее входили в группу риска и имели выраженные и высокие показатели социальной и педагогической запущенности. На прохождение тестирования было приглашено 18 родителей.

В ходе тестирования были получены результаты представленные в таблице 5 и на рис. 7

Таблица 3

Характеристика родительского отношения к ребенку

Баллы Принятие – отвержение ребенка Кооперация Симбиоз Контроль. Отношение к неудачам ребенка Высокие 8 (45%) 4 (16%) 8 (45%) 3 (17%) 3 (17%) Средние 4 (16%) 5 (28%) 4 (16%) 10 (55%) 3 (17%) Низкие 6 (24%) 9 (36%) 6 (24%) 5 (28%) 12 (66%)

Таким образом, мы видим, что большинство родителей 55% достаточно высоко оценивают уровень принятия ребенка. Улучшились показатели по шкале «кооперация». Лишь 3 родителей (17%) предпочитают авторитарный стиль общения с ребенком. Заметно улучшились показатели по шкале отношение к неудачам ребенка на 36%.

Рис. 7. Характеристика родительского отношения к ребенку на этапе контрольного эксперимента

Таким образом, мы видим, что у социально- и педагогически запущенных детей коррекционная программа дала положительные результаты.

Выводы по главе

Таким образом, в ходе исследовательской работы нами был проведен констатирующих эксперимент в ходе которого, нами были выделены учащиеся с социальной и педагогической запущенность, в количестве 9 детей. На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и апробирована коррекционная программа.

Программа психологической коррекции была разработана по трем направлениям: коррекционная работа с детьми, работа с семьей, работа с учителями. Работа проводилась в течение месяца в Щелковской средней школе №12 с 9 учениками 2 класса.

В ходе проведения программы были достигнуты значительные положительные изменения у детей, что говорит о ее эффективности


Заключение

Актуальность выбранной темы дипломной работы определена тем, что педагогическая коррекция социальной и педагогической запущенности в младшем школьном возрасте имеет свои характерные особенности. С целью выявление особенностей педагогической коррекции социальной и педагогической запущенности в младшем школьно возрасте нами было проведено исследование в котором приняли участие ученики 2 класса Выдринской средней школы. Задачами исследования были анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обоснование путей и условий педагогической коррекции социальной и педагогической запущенности у младших школьников, анализ уровня педагогической запущенности детей младшего школьного возраста, разработка программы коррекции социальной и педагогической запущенности в младшем школьно возрасте.

В ходе констатирующего эксперимента нами было продиагностировано 25 учеников 2 класса, среди которых 9 человек имели высокую и выраженную социально-педагогическую запущенность. Именно с ними и была проведена, разработанная нами коррекционная программа, в которой также участвовали педагоги и родители детей экспериментальной группы.

В ходе проведения эксперимента нами была доказана гипотеза о том, что целенаправленная коррекционная работа, направленная на коррекцию эмоционального, интеллектуального и межличностного взаимодействия детей, просветительской работы с родителями и педагогами является эффективным способом преодоления соцально-педагогической коррекции.

Список литературы

Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. М.,1983.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе - М.: - Совершенство, 1998

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.

Большая советская энциклопедия. Изд. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998.

Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. Т.5. М., 1983.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.

Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.


Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999.

Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.

Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1997.

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990.

Лебединский В.В. Нарушение психологического развития в детском возрасте. М., 1985.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

Личко А.Е., Попов Ю.В. Деликвентное поведение, алкоголизм и токсикомания у подростков - М.; 1998

Методика и технология работы социального педагога /Под редакцией Галагузовой М.А., Мардахаева Л.В. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

Медведев Г.П. Педагогическая запущенность детей и пути ее преодоления -М.; 1964

Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.

Невский И.А., Белозерова Л.И. Методы и педагогические приемы воспитательной работы с трудными подростками. М., 1978.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1992.

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.

Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. / Сост. Ф.Ф. Водоватов и др. М., 2000.

Петровский В.А. Психология воспитания. М., 1995.

Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.

Психокоррекция. Теория и практика / Под ред. Ю.С. Шевченко, В.П. Добриденя, О.Н. Усановой. М., 1995.

Словарь по социальной педагогике /Автор-составитель Мардахаев Л.В. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

Словарь-справочник по социальной работе / Под редакцией Холостовой Е.И.- М., 1997

Социально-педагогическая деятельность: проблемы теории и практики. Материалы VII социально-педагогических чтений 25 марта 2004 г. в РГСУ / Под ред. Л.В. Мардахаева. – М. 2004. – 314 с.

Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение., М.,

«Педагогика», 1977.

Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М., 1997.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999.