Файл: Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей̆.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

1.1 Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей: понятие и сущностная характеристика

1.2 Причины и предпосылки социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

1.3 Пути и условия педагогической коррекции социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

Глава 2. Экспериментальная работа, направленная на педагогическую коррекцию социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

2.1 Организация и методика исследования

2.2 Результаты выявления социально-педагогической запущенности у младших школьников

2.3 Экспериментальная программа, направленная на педагогическую коррекцию социальной-педагогической запущенности

2.4 Сопоставительный анализ результатов контрольного и констатирующего экспериментов

Заключение

Список литературы

Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогические трудности [24].

У младших школьников, по мнению Р.В. Овчаровой несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают целей обучения, не видят смысла учебной деятельности, их учебно-познавательная активность находится в зачаточном состоянии. Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности: отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и использования.

Дальше исследователь подчеркивает, что семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей. берет начало в раннем детстве, примерно с 3-х летнего возраста, то есть совпадает с началом развития самосознания ребенка [24]. При неблагоприятной ситуации развития признаки и проявления запущенности накапливаются и переходят в устойчивые симптомокомплексы. Сначала они проявляются в поведении ребенка, в дальнейшем начинают затрагивать и личностный уровень.

Исследования Р.В. Овчаровой также показали, что в зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью. Можно выделить три степени проявления социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте. При этом ученый ориентируется на следующие критерии [17, 24]:

характер динамики запущенности (количественная, качественная, интегративная);

выраженность признаков запущенности (неразвитость социально-коммуникативных качеств, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, общая необразованность);

уровень средовой адаптации (семья, школа, неформальная группа сверстников);

уровень овладения социально значимой деятельностью.

Таким образом, опираясь на данные критерии, Р.В. Овчарова выявила следующие степени запущенности: латентная, начальная, выраженная. [24]

Латентная (лёгкая) степень запущенности характеризуется

количественной динамикой, незначительными, трудно отличаемыми от возрастных проявлений отклонения в социальном и нравственном развитии ребёнка. В нём как личности преобладают положительные свойства; отрицательные качества однородны по своему составу, так как вызываются влиянием какого-то одного доминирующего отрицательного фактора, чаще всего семейного; степень проявления признаков запущенности слабая и средняя, характер проявления эпизодический ситуативный. Ребёнок хорошо чувствует себя в семье и пытается адаптироваться в группе сверстников. Отношение к учению невыраженное, обнаруживаются первые симптомы неуспешности из-за начинающего проявляться отставания в развитии психических процессов, отсутствие соответствующего возрасту уровня знаний, умений и навыков, недостатка социального опыта.


Начальная (средняя) степень - это углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребёнка.

Выраженная степень запущенности - количественная динамика переходит в качественную. Положительные свойства личности, не подкрепляемые в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину, проявляются всё слабее. Признаки запущенности, демонстрируемые как внешние симптомы поведения, наоборот, приобретают более зримый характер. Они формируются уже под влиянием ряда факторов, проявляются разнопланово, в определенных ситуациях. Отношение к учебной деятельности равнодушное. Явно обнаруживается несостоятельность ребёнка в качестве субъекта деятельности, в силу которой он постепенно выталкивается из формальных детских общностей. Ухудшаются его отношения в семье [24].

Для нас представили особый интерес исследования Л.В. Мардахаева и многих других учёных, которые в рамках социальной педагогики изучают проблемы социальной и педагогической запущенности. [33]

Далее на основе обобщения многочисленных отечественных исследований мы выделили основные стадии социально-педагогической запущенности (Л.В. Мардыхаев, И.А. Невский, Р.В. Овчарова):

I СТАДИЯ - предрасполагающая - возникает в результате неправильного воспитания в семье (дефицит полезного общения, избыток или недостаток родительской заботы, ласки, конфликты между родителями, отсутствие единства требований к ребёнку, отсутствие ситуаций, воспитывающих чувство сострадания);

II СТАДИЯ - следствие слабой психической и педагогической готовности к школьному обучению дошкольников. Проявляются в возникновении негативного отношения к учёбе как следствие неподготовленности к ней, а также часто и недостатков воспитания (отсутствие усидчивости, настойчивости, внимательности);

СТАДИЯ - углубление негативного отношения к нормам и правилам жизни детского коллектива, проявление асоциальных тенденций, отклоняющегося поведения. Характерна для подросткового возраста;

СТАДИЯ - антиобщественные тенденции поведения закрепляются и проявляются в грубости, негативизме, недисциплинированности. Встречаются факты мелкого воровства, нападение на слабых, жестокости, злостного хулиганства, переходящие в правонарушения и преступления. Проявляются чаще в подростковом возрасте [24].

Как видим, в соответствии с данным подходом, для школьников начального звена обучения характерны I и II стадии проявления социально-педагогической запущенности.


Понятие «Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей.» тесно взаимосвязана и взаимообусловлена с другими важными категориями. Обычно речь идет о таких явлениях как трудновоспитуемость, девиантность, депривация, дезадаптирование, дети группы риска. На основе изученных многочисленных источников представим их краткую характеристику

Трудновоспитуемость - сознательное или бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и соц. развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников, затрудняющие соц. адаптацию, усвоение учебных программ и соц. ролей [4]

Девиантность - характеристика поведения не совпадающего с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе; и рассматриваемого большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. [28]

Депривация - социальный процесс сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп. [28] Большая Советская Энциклопедия объясняет деприващию как сенсорную недостаточность или недогрузку системы анализаторов, наблюдаемую у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств. С явлением деривации встречаются космонавты, спелеологи и др. Глубина психических, вегетативных и соматических изменений при деривации определяется прежде всего её выраженностью и длительностью, а также индивидуальными особенностями личности. Для сохранения работоспособности и психического здоровья в условиях деривации большое значение имеют рациональная организация работы и специальные меры, повышающие надёжность слуховой, зрительной, интерорецептивной и прочей информации. [4]

Дети группы риска - это дети, находящиеся в критической ситуации или неблагополучных условиях жизни и развития, испытывающие те или иные виды депривации или дезадаптации и проявления различных форм асоциального (отклоняющегося) поведения. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

В науке и практике детей с девиантным поведением также называют «проблемными», «трудными», «дезадаптированными», «педагогически запушенными», зачастую говоря об одних и тех же характеристиках негативных проявлений. Учёные и практики к группе девиантных относят детей самых разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети, имеющие различного рода проблемы: например, гиперактивные, агрессивные, упрямые и другие категории детей. В. С.Цетлин считал, что социальная дезадаптация детей, несомненно, является во многом результатом предшествующей семейной и школьной. Она проявляется уже в том, что ребёнок вступает в устойчивый конфликт со своим окружением, начинает упорно противодействовать существующим моральным и правовым нормам. Для социальной дезадаптации детей характерно устойчивое негативное отношение к обучению с оставлением школы, стремление к безнадзорному существованию и резким скачком криминальной активности. При этом, чем младше ребёнок с социальной дезадаптацией, тем чаще у него отмечаются и нарушения развития с разнообразными поведенческими расстройствами. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. [34, с. 89]


Итак, подводя итоги вышесказанному хотелось бы отметить, что категория «социально-педагогической запущенности» является достаточно актуальной. С нашей точки зрения «социальная запущенность» - это состояние несформированности ребёнка как субъекта общения и самосознания, а «педагогическая запущенность» - это отклонение от нормы в сознании и поведении ребёнка, которые носят устойчивый характер и обусловлены педагогическими причинами. Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими, а неуспешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей. Поэтому вполне правомерно они могут быть объединены в общий термин «Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей.», что значит - состояние личности ребёнка, проявляющееся несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и нарушении образа «Я».

1.2 Причины и предпосылки социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

Известно, что Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей. возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуального развития личности ребенка;  окружающая микросреда отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой. [24].

В процессе работы над теоретическими источниками мы обратили внимания на исследования, в которых освещаются проблемы влияния на развитие личности самых разнообразных и многочисленных факторов.

Итак, развитие личности обусловлено взаимодействием ряда факторов. Основными из них традиционно выделются наследственность, среда и воспитание, а также собственная активная деятельность личности. Таким образом, базовыми теориями возникновения педагогической и социальной запущенности являются: социологизаторская и биологизаторская (Е.Е.Чепурных А.Е. Личко, М.Р. Битянова).


Так, к социологическим причинам социально-педагогической запущенности детей относится окружающая среда и микросреда: семья, школа, отношения со сверстниками. В некоторых случаях можно говорить только о социальной запущенности, которая формируется под влиянием какого-то социального фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенную деформацию его личности.

Окружающая ребенка микросреда, прежде всего родители, могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточно свободы для проявления своей активности во взаимодействии с окружающей его средой. В результате у ребенка нарушается образ «Я», проявляются дефекты в развитии его свойств как субъекта деятельности и общения.

Предпосылками семейной дезадаптации являются неблагополучная эмоциональная атмосфера, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям; в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи; с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Исследователем А.Е. Личко выделены 4 неблагополучные ситуации в семье [17, с. 78]:

гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;

гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;

ситуация, создающая «кумира» семьи - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;

ситуация, создающая «золушек» в семье - появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

В младшем школьном возрасте в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, наказания и др. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, затрагиваются все личностные структуры ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания ребенка и т.д. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным.

При легкой степени социально-педагогической запущенности в ребенке преобладают положительные свойства, степень проявления признаков запущенности слабая, характер их проявления эпизодический, ситуативный. Ребенок хорошо чувствует себя в семье и старается адаптироваться к группе сверстников. Но отношение к учению неопределенное, обнаруживаются первые симптомы неуспешности из-за начинающегося отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего возрасту объема знаний, умений и навыков, недостатков социального опыта. Ребенку требуется немедленная помощь, иначе легкая запущенность перейдет в более выраженную, и тогда ситуация значительно осложняется.