Файл: Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей̆.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

1.1 Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей: понятие и сущностная характеристика

1.2 Причины и предпосылки социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

1.3 Пути и условия педагогической коррекции социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

Глава 2. Экспериментальная работа, направленная на педагогическую коррекцию социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

2.1 Организация и методика исследования

2.2 Результаты выявления социально-педагогической запущенности у младших школьников

2.3 Экспериментальная программа, направленная на педагогическую коррекцию социальной-педагогической запущенности

2.4 Сопоставительный анализ результатов контрольного и констатирующего экспериментов

Заключение

Список литературы

Содержание:

Введение

Актуальность. Воспитание и обучение младших школьников растущищ в окружении семейных конфликтов с социальной и педагогической запущенностью — сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни.

Социально и педагогически запущенные дети, как правило, характеризуются неадекватной самооценкой — либо завышенной, либо заниженной. Они менее социально приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм.

В начальной школе запущенные дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверены в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям.

На первый взгляд может показаться, что эти дети отстают от нормы лишь по срокам и темпам развития, повторяя качественно те же этапы, которые прошли их нормально развивающиеся сверстники в более раннем возрасте. В действительности же это не так. И вступление в младший школьный возраст со всей очевидностью показывает, что необходимость адаптации к новой «социальной ситуации развития» способствует формированию своеобразных поведенческих реакций, качественно отличающихся от тех, которые свойственны дошкольникам и младшим школьникам, не имеющим проблем адаптации.

Как показывает реальная практика, а также данные специальных исследований, педагог способен лишь констатировать факт неуспеваемости школьника, однако, в большинстве случаев, он не может правильно без педагога-психолога определить ее истинные причины, если ограничивается в своих оценках рамками традиционной педагогической компетенции. И хотя в этой связи и у учителя, и у ребенка с социальной и педагогической запущенностью возникает немало серьезных проблем, порождаемых, прежде всего, неадекватностью педагогических воздействий и формирующимися, на их основе, взаимным чувством неприязни и открытой конфронтации (или дискриминации), вряд ли было бы корректно упрекать педагога в подобной диагностической несостоятельности. Природа школьной неуспеваемости может быть представлена самыми различными факторами, в связи с чем, углубленное изучение ее причин и механизмов осуществляется не столько в рамках педагогики, сколько с позиций психологической и медицинской (а в последнее время и социальной) психологии, дефектологии, психиатрии и психофизиологии.


В настоящее время в психолого-педагогической науке имеется достаточно широкий круг работ, в которых рассматривается проблема социальной запущенности в младшем школьном возрасте.

Особое место занимает исследование таких авторов, как И.Ю. Кулашной, П.П. Медведева, Л.Д. Мардахаева, И.А. Невского, Р.В. Овчаровой, Л.Я. Ориференка, Е.Е. Черушных и рд.

Вместе с тем анализ литературы позволяет констатировать, что на сегодняшней день недостаточно изучены проблемы социально-педагогической защищенности в младшем школьном возрасте. Кроме того состояние практики показывает, что учителя начальных классов крайне нуждаются в научно-обоснованных рекомендациях направленных на преодоление социально - педагогически запущенных детей в младшем школьном возрасте. Таким образом, необходимость теоретического изучения и особенно практического решения данной проблемы обусловили выбор темы нашего исследования. Педагогическая коррекция. Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей. в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: процесс педагогической коррекции социально-педагогической запущенности.

Предмет исследования: процесс педагогической коррекции социально-педагогической запущенности детей младшего школьного возраста.

Целью исследования является обоснование и экспериментальная проверка эффективных условий педагогической коррекции социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте.

Приступая к исследованию, мы исходит из следующей гипотезы: процесс педагогической коррекции социально-педагогической запущенности детей младшего школьного возраста будет успешным при реализации следующих условий:

Применение специфических коррекционных методов и приемов в учебном и внеучебном процессах.

Организации целенаправленной индивидуальной коррекционной работы.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Задачи исследования:

анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме

выявление уровня социальной и педагогической запущенности детей младшего школьного возраста.

разработка и апробация экспериментальной программы коррекции социально-педагогической запущенности младших школьников.

Методологическая база исследования: теоретические и практические исследования в теории возрастной психологии таких ученых как Л.С. Выготский, И.Ю. Кулашной, Г.П. Медведева, Л.Д. Мардахаева, И.А. Невского, Л.Я. Олиференко, Р.В. Овчарова, Е.Е. Чепурных.


Методы исследования. Для проведения исследования нами были использованы следующие методы: наблюдение, анализ медицинских карт, анкетирование, тестирование и методики: экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей, разработанной Р.В. Овчаровой; методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М. Я. Рожковым); методика оценки уровня тревожности "шкала CMAS"; тест - опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина)

База исследования. Экспериментальное исследование проводилось в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный) на базе 2 класса МОУ СОШ №12 г. Сергеев Пасад. В классе обучается 25 человек, из них 16 девочек и 9 мальчиков.

Практическая значимость состоит в возможности использования результатов нашего исследования учителями, социальными педагогами в начальном звене общеобразовательного учреждения с целью педагогической коррекции социально-педагогической запущенности младших школьников.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

1.1 Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей: понятие и сущностная характеристика

В современной науке семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей. в детском возрасте является одной из самых актуальных и соответственно наиболее изучаемых проблем. Соответственно, вопросы социальной и педагогической запущенности детей и подростков представлены в многочисленных психолого-педагогических исследованиях. Сегодня широко известны работы таких ученых как М.Р. Битянова, И.Ю. Кулагиной, А.Е. Личко, Г.П. Медведева, Л.В. Мардахаева, И.А. Невского, Л.Я. Олиференко, Р.В. Овчарова, Е.Е. Чепурных, В.С.Цетлин.


В этих и других работах глубоко и разносторонне раскрывается сущностная характеристика категории «социальная и педагогическая запущенность». Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который в конкретной ситуации развития ребенка вызывает определенные деформации его личности. Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей – состояние личности ребенка, проявляющееся в несформированности свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и выражающееся в нарушенном образе «Я». Основными проявлениями социальной запущенности в младшем школьном возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.

Педагогическая запущенность может быть обусловлена недостатками воспитательно-образовательной работы с ребенком, следствием чего является несформированность у него навыков учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Проявлениями запущенности являются труднообучаемость, трудновоспитуемость ребенка, слабо выраженная индивидуальность, отсутствие необходимого запаса знаний и неразвитость учебно-познавательных мотивов. Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Критериями для оценки социально-педагогической ситуации развития ребенка являются определенные параметры: воспитательное окружение, воспитательно-образовательная работа и характер внутренней позиции ребенка

Однако в первую очередь, мы сочли необходимым обратиться к справочникам, энциклопедиям и словарям.

Например, в «Словаре по социальной педагогике» даются следующие определения [31]:

Педагогическая запущенность — состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми, подростками, проводимой в семье, дошкольном учреждении, школе. Она включает:

недостатки в общеобразовательных знаниях, средствах и способах их применения (знания и навыки);

отставание в общем развитии - физическом, психическом, личностном;

искажения в отношениях к себе, к окружающим, различным видам

деятельности, её результатам.

Социальная запущенность - несформированность у ребенка социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям.

Сущностью педагогической запущенности, с точки зрения Г.П. Медведева, являются те отклонения от нормы в сознании и поведении ребёнка, которые носят устойчивый характер и обусловлены педагогическими причинами [19]. К педагогически запущенным он относил психически и физически здоровых детей, которые стали «трудными» из-за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени.


В ходе анализа литературы мы обратили внимание на фундаментальные исследования И.А. Невского, который выделяет три основных компонента педагогической запущенности:

1) отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелое, неправильное поведение, затрудненная, неуспешная учебная деятельность и другие) обусловлены тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие знания, умения и навыки их применения) этих детей неполноценен, искажён, противоречив;

2) Большие пробелы в знаниях, умениях и навыках отягощаются отставанием в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, критицизм, конфликтность, ситуативность, неумение контролировать свои действия и поступки, предвидеть их результаты, акцентуации характера и другие;

3) Отклонения, искажения, противоречия в отношениях «трудных» к своим возможностям, товарищам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Всё это значительно затрудняет, искажает и осложняет их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность [21, с. 58].

Л.Я. Олиференко при рассмотрении проблемы педагогической запущенности выделяет общие характерные черты, присущие личности социально и педагогически запущенного ребенка. У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. По мнению педагога им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентации, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки [25, с. 134].

В результате изучения многочисленных источников, мы сделали вывод, что особый вклад в разработку изучаемой нами проблемы внесла Р.В. Овчарова.

Р.В. Овчарова считает, что основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств, низкая способность к социальному взаимодействию, рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности и является основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка.