Файл: Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей̆.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

1.1 Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей: понятие и сущностная характеристика

1.2 Причины и предпосылки социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

1.3 Пути и условия педагогической коррекции социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

Глава 2. Экспериментальная работа, направленная на педагогическую коррекцию социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

2.1 Организация и методика исследования

2.2 Результаты выявления социально-педагогической запущенности у младших школьников

2.3 Экспериментальная программа, направленная на педагогическую коррекцию социальной-педагогической запущенности

2.4 Сопоставительный анализ результатов контрольного и констатирующего экспериментов

Заключение

Список литературы

Современные ученые выделяют следующие условия, способствующие воспитанию активности и самостоятельности учащихся младших классов с социальной и педагогической запущенностью [21, 26, 34]:

вовлечение всех детей в практическую деятельность и развитие у них интереса к этой деятельности;

постоянное и постепенное усложнение поручений;

создание постоянно действующей системы педагогической стимуляции активной деятельности школьников;

контроль за выполнением учениками обязанностей и умелое педагогическое руководство ими.

Наряду с задачей воспитания активности и самостоятельности у учащихся с социально-педагогической запущенностью перед педагогом стоит не менее важная задача: выработать у них умение правильно оценивать окружающее и самих себя. Решение этой задачи способствует становлению самосознания, без которого нет ни личности, ни ее развития.

Проведенные многочисленные исследования отечественными специалистами показали, что у учащихся с социально-педагогической запущенностью в результате коррекционно-воспитательной работы повышается уровень притязаний и формируется умение сознательно регулировать свои положительные и отрицательные эмоции.

Установлено также, что изменение соотношения между аффектом и интеллектом связано с развитием самокритичного отношения к своим, поступкам, а самооценка становится все более дифференцированной.

Все формы руководства процессом воспитания должны быть направлены на организацию коллективной деятельности детей и обеспечение активного участия в ней каждого учащегося с социальной и педагогической запущенностью. Основной путь решения этой задачи — организация общения и деятельности детей.

Большое значение в изучении детей имеет ясная педагогическая направленность, разносторонность систематичность. Изучение поможет совершенствованию учебно-воспитательной работы, если будет четко поставлена задача исследования, а результат использован для дальнейшей творческой педагогической работы.

Для понимания особенностей и закономерностей развития младших школьников с социальной и педагогической запущенностью необходимо их динамическое изучение. При динамическом изучении будут выявляться изменения, происходящие в развитии ребёнка в процессе учебно-воспитательной работы.

Для работы с учащимися с социальной и педагогической запущенностью, необходимо:.

I. Детальное и всестороннее изучение ребенка.

II. Индивидуальное планирование коррекционной работы с каждым учеником.


III. Наблюдение и фиксация результатов коррекции.

IV. Установление единого подхода к ученику со стороны педагогического коллектива.

V. Участие психолога в коррекционной работе.

VI. Связь с семьей и лицами, имеющими влияние на ученика.

VII. Помощь ученику со стороны классного и школьного коллектива.

Средствами коррекционной работы с младшими школьниками с социальной и педагогической запущенностью могут являться:

1. Лечебно-оздоровительная работа.

2. Труд.

3. Учение.

4. Игра.

5. Организация детского коллектива.

6. Режим класса.

7. Индивидуальный подход.

Под лечебно-оздоровительной работой подразумевается целый комплекс мероприятий, которые проводятся врачом школы, учителем физкультуры и ритмики, логопедом с помощью всего коллектива.

Учитель должен консультироваться с психологом школы при изучении состава учащихся, составлении плана индивидуальной работы с учеником, определений учебной и трудовой нагрузки.

Индивидуальный подход имеет особое значение при проведении всей коррекционной работы. Лишь на основе индивидуального подхода учитель может преодолеть трудности, встающие на его пути, как в организации поведения, так и в формировании познавательной деятельности учащихся с социально-педагогической запущенностью. Индивидуальный подход требует от воспитателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех пли иных индивидуальных особенностей ребенка. 

Самым главным во всей коррекционной работе будет установление необходимого контакта между педагогом и учеником, осознание последним своих недостатков и его стремление их исправить.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности учеников с социально-педагогической запущенностью. Для этого необходимо учитывать возрастные особенности детей в процессе их воспитания и обучения; создавать определенные благоприятные условия; развивать сложную систему интересов и потребностей, которые в дальнейшем могут использоваться в качестве фактора повышения активности и движущей силы поступков; выработать у них умение правильно оценивать окружающее и самих себя. Все формы руководства процессом воспитания должны быть направлены на организацию коллективной деятельности детей и обеспечение активного участия в ней каждого учащегося с социальной и педагогической запущенностью. Основной путь решения этой задачи — организация общения и деятельности детей. При проведении всей коррекционной работы особое значение имеет индивидуальный подход.


Вывод по главе

Таким образом, нами были рассмотрены теоретические основы проблемы исследования социально-педагогической запущенности, такие как рассмотрение понятия «социальная и педагогическая запущенность; рассмотрение основных причин и предпосылок социальной и педагогической запущенности у младших школьников; обоснование путей и условий педагогической коррекции социальной и педагогической запущенности у младших школьников.

При изучении теории мы сделали вывод, что категория «социально-педагогической запущенности» является достаточно актуальной. Здесь мы ориентировались на работы таких ученых как М.Р. Битянова, И.Ю. Кулагиной, А.Е. Личко, Г.П. Медведева, Л.В. Мардахаева, И.А. Невского, Л.Я. Олиференко, Р.В. Овчарова, Е.Е. Чепурных, В.С.Цетлин.

Анализ многочисленных источников позволил нам выявить, что начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Также исследования показали, что наиболее важным вопросом в теории и практике является проблема причин и предпосылок возникновения социально-педагогической запущенности и педагогической коррекции запущенности. Мы выяснили, что причинами и предпосылками возникновения социально-педагогической запущенности являются социальные и биологические факторы.

Анализ многочисленных источников позволил нам выявить и обосновать эффективные условия педагогической коррекции социальной и педагогической запущенности в младшем школьном возрасте. При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных ступенях.


Изучение научной литературы позволило нам создать теоритическую базу исследования и перейти к характеристикам экспериментальной части нашей работы, представленной во второй главе.

Глава 2. Экспериментальная работа, направленная на педагогическую коррекцию социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

2.1 Организация и методика исследования

В ходе психолого-педагогического эксперимента нами было проведено исследование уровня социально-педагогической запущенности и возможности ее коррекции у учеников 2 класса на базе МОУ СОШ №12 г.Щелково, в нем принимали участие 25 человек, в возрасте 8-9 лет (12 девочек и 13 мальчиков), а также 18 родителей.

Цель психолого-педагогического эксперимента: изучить возможности коррекции социальной и педагогической запущенности в младшем школьном возрасте

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1 этап

Разработать методики диагностики выявления социально-педагогической запущенности у детей 8-9 лет .

Провести и проанализировать результаты диагностики

2 этап

Разработать и апробировать программу коррекционной работы, направленной на преодоление социально-педагогической запущенности у детей младших школьников

З этап

Исследовать успешность проведенной программы.

На первом этапе для измерения особенностей школьной адаптации детей была разработана соответствующая диагностическая программа, которая состояла из следующих методик:

Экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей, разработанной Р.В. Овчаровой

Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М. Я. Рожковым)

Методика оценки уровня тревожности "шкала CMAS"

Тест - опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. СтолинЦель экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей, разработанной Р.В. Овчаровой: определить состояния социально-педагогической запущенности детей.


Задачи экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей, разработанной Р.В. Овчаровой: определить уровень овладения отношением к учебе, учебной деятельности; уровень межличностных отношений к окружающим, уровень отношения к себе.

Учащимся предлагается прочитать утверждения каждой шкалы. Если указанное утверждение подходит к характеристике вашего умения, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке. (Приложение 1)

Обработка результатов: Комплексная экспресс-диагностика включает 5 шкал утверждений. Утверждения I, II, IV шкал определяют личностную сферу ребенка, III шкала - отношение к учебе, V шкала - отношение к ребенку родителей и педагога. Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей. диагностируется при наличии совпадений по I,IV,V и одной из оставшихся шкал (ПДП), либо по всем шкалам. При слабо выраженной степени запущенности число совпадений составляет 0-10 %, при легкой - 10-25 %, при выраженной - 25-30%, при высокой - 50 и более (Приложение 1).

Цель методики для изучения социализированности личности учащегося: выявить уровень социализированности личности учащихся.

Задачи методики для изучения социализированности личности учащегося: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Учащимся предлагается прочитать 20 суждений (Приложение 2) и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 — всегда; 3 — почти всегда; 2 — иногда; 1 — очень редко; 0 — никогда.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка. (Приложение 2)

Обработка результатов: Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операции со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.