Файл: Отношения родителей и подростков (Теоретические аспекты детско-родительских отношений в подростковом возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, отношения подростков к родителям из неполных семей имеет свои особенности и специфику

Заключение

Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.

Основное значение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и воспроизводства населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общественные потребности.

Важной задачей для семьи и общества является урегулирование и профилактика социально недозволенных форм проявления межпоколенных конфликтов, приводящих к негативным последствиям для личности, семьи и общества. На взгляд опрошенных нами членов семей, для этого необходимы как государственные, общественные меры, так и личные, семейные усилия. Государство и общество должны помогать в решении жилищных проблем молодых супругов, экономических проблем семей (низкая заработная плата, безработица, дорожание жизни и пр.), развитии социального обслуживания семей, семейного консультирования и многого другого, для чего необходимы стабильность в государстве и соответствующие законодательные и правоохранительные нормы. От семьи и личностей требуется взаимопомощь поколений, повышение культуры взаимоотношений в семье и т. п. В современном обществе возможно и необходимо регулирование семейных межпоколенных конфликтов.

Список использованной литературы

  1. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2008. - 240 с.
  2. Аверин В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин.- Изд. 3-е, доп. - СПб.: Питер, 2012. – 482 с.
  3. Алешина, Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. - М.: Класс, 2009. - 326с.
  4. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Эксмо-Пресс 2007. – 245с.
  5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Академический проект, 2011. - 352 с.
  6. Бернис, Б., Грюнвальд, Г., Макаби, В. Консультирование семьи [Текст] / Б. Бернис, Г. Грюнвальд, В.Макаби. - М.: Когито-Центр, 2008. – 416с.
  7. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2007 - 464 с. 
  8. Гусакова, М.П. Психологическое консультирование [Текст] / М.П. Гусакова. - М.: Эксмо, 2013. – 288с.
  9. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2012. – 364с.
  10. Изард, К. Психология эмоций [Текст] / К. Изард. - Спб.: Питер, 2011. – 464 с.
  11. Забродин, И.Ю., Пахальян, В.Э. Психологическое консультирование [Текст] / И.Ю. Забродин, В.Э, Пахальян. - М.: Эксмо, 2010. – 384с.
  12. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия [Текст] / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 2010. – 463 с.
  13. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2008 – 288 с.
  14. Куницина, В.Н. Трудности идентичности молодежи в современном мире [Текст] / В.Н. Куницина // Психологический вестник СПбУ. – 2008. - № 2. – С. 18-22.
  15. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В.И. Ковалев. - М.: Наука, 2009. – 193 с.
  16. Кучмаева, О.В. Девиантное поведение подростков (Статистический аспект) [Текст] / О.В. Кучмаева // Актуальные вопросы социальной и демографической статистики. – М.: 2008. – С. 59.
  17. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. Педвузов [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 376с.
  18. Мартынова, Е.В. Психологическое консультирование на современном этапе: проблема определения понятия, цели и задачи [Текст] / Е.В. Мартынова // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». - 2007. - № 2. – С 9
  19. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2009. – 184 с.
  20. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского /. - 2-е изд. М., 2010 – 273 с.
  21. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2008. – 184 с.
  22. Прохоров, А.О. Психологические состояния и их свойства [Текст] / А.О. Прохоров. – Казань: медицина, 1994. – 108 с.
  23. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2011. – 390 с.
  24. Петрушин, С.В Мастерская психологического консультирования [Текст] / С.В. Петрушин. - М.: ПЕР СЭ, 2003. – 144с.
  25. Рики Джордж, Тереза Кристиани Консультирование: теория и практика [Текст] / Джордж Рики, Кристиани Тереза. - М.: Эксмо, 2002. – 448с.
  26. Ролло Мэй Искусство психологического консультирования [Текст] / Мэй Ролло. - М.: Класс. – 144с.
  27. Сапогова, Е.Е. Практикум по консультативной психологии [Текст] / Е.Е. Сапогова. - Спб.: Речь, 2012. – 544с.
  28. Столяренко, Л.Д Педагогическая психология [Текст] /. Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 544с.
  29. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 4- е изд. перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 665с.
  30. Стьюарт, В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании [Текст] / В. Стьюарт. - М.: Класс, 2007. – 384с.
  31. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2012 - 349 с. 
  32. Фритц Б. Симон, Кристель Рех-Симон. Циркулярное интервью. Системная терапия на примерах [Текст] / Симон Б Фритц, Рех-Симон Кристель. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. – 288с.
  33. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2007. – 208 с.
  34. Шелест, Е.А. Социально-психологические проблемы половой идентичности в подростковом возрасте [Текст] / Е.А. Шелест. – СПб.: Питер-Пресс, 2008. – 284 с.
  35. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1989. – 420 с.

Приложение

Данные исследования родителей из неполных семей по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.

Г+

Г-

У+

У-

Т+

Т-

3+

3-

С+

С-

Н

РРЧ

ПДК

ВН

ФУ

НРЧ

ПНК

1

3

1

5

0

4

3

2

1

1

2

4

5

9

2

7

2

2

2

4

2

5

0

4

2

1

1

2

3

4

6

9

1

7

3

2

3

3

1

4

0

5

3

1

1

1

3

3

6

9

2

6

2

3

4

4

2

6

0

3

2

1

1

2

3

4

6

9

2

6

2

3

5

5

3

5

0

4

3

1

1

2

2

4

5

9

2

5

2

3

6

4

2

5

0

4

2

1

2

2

3

4

6

8

3

5

2

2

7

3

2

5

0

4

2

2

1

2

2

3

6

7

2

5

2

3

8

5

2

6

0

5

2

1

2

2

3

2

5

8

2

4

3

2

9

6

2

4

1

4

3

2

2

1

3

3

4

8

2

5

2

3

10

4

1

5

0

5

1

2

1

1

3

3

5

8

2

6

2

1

11

4

2

6

0

5

2

2

1

1

3

4

6

5

1

6

2

2

12

4

3

7

0

5

2

2

1

1

3

4

7

6

2

6

2

2

13

4

2

5

0

5

2

3

1

1

3

4

7

5

2

6

3

2

14

3

4

3

0

4

2

2

2

2

4

3

7

4

2

6

4

2

15

4

2

5

0

4

3

2

1

2

1

4

6

4

2

7

2

1

16

4

1

5

0

4

2

2

2

2

2

5

6

3

2

7

2

2

17

3

2

5

0

4

3

2

2

1

2

4

5

6

2

6

2

2

18

4

3

4

1

4

3

2

2

1

1

3

6

5

2

6

2

2

19

5

3

3

0

4

3

2

1

1

2

4

6

7

2

5

2

2

20

4

3

4

0

4

3

2

2

1

2

4

6

8

2

5

3

1

21

3

2

5

0

4

3

1

2

1

2

4

6

6

2

5

3

2

22

3

2

5

0

3

2

2

1

1

3

3

6

5

3

5

2

1

23

4

2

5

0

4

3

2

2

1

3

4

6

5

3

5

2

2

24

3

2

5

0

4

3

2

2

1

3

4

5

4

4

5

2

2

25

2

2

6

0

4

3

2

1

1

3

4

5

4

3

4

2

2

26

3

1

5

0

4

3

2

2

1

3

3

5

4

3

5

2

2

27

4

2

4

0

3

2

1

1

0

2

3

6

7

3

5

2

2

28

4

2

5

0

4

1

1

1

1

1

4

4

8

2

4

3

2

29

5

2

5

0

4

2

1

2

1

3

5

5

9

3

5

2

2

30

6

2

5

0

3

2

1

1

1

3

2

5

9

3

4

2

2


Данные исследования родителей из полных семей по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.

Г+

Г-

У+

У-

Т+

Т-

3+

3-

С+

С-

Н

РРЧ

ПДК

ВН

ФУ

НРЧ

ПНК

1

4

3

2

2

3

5

3

2

1

5

4

5

1

1

2

2

1

2

3

4

3

2

3

4

3

2

1

5

3

5

1

2

2

2

1

3

4

4

2

2

2

5

2

2

1

5

4

4

1

1

2

2

1

4

4

2

6

0

3

2

1

1

2

3

4

6

1

2

3

2

3

5

5

3

5

0

4

3

1

1

2

2

4

5

2

2

2

2

1

6

4

2

5

0

4

2

1

2

2

3

4

6

2

3

3

2

2

7

3

2

5

0

4

2

2

1

2

2

3

6

1

2

3

2

3

8

5

2

6

0

5

2

1

2

2

3

2

5

1

2

2

3

2

9

6

2

4

1

4

3

2

2

1

3

3

4

2

2

2

2

3

10

4

1

5

0

5

1

2

1

1

3

3

5

2

2

1

2

1

11

4

2

6

2

5

6

2

1

1

3

4

6

2

1

2

2

2

12

4

3

7

2

5

6

2

1

1

3

4

7

2

2

2

2

2

13

4

2

5

0

5

5

3

1

1

3

4

5

2

2

2

3

2

14

3

4

3

0

4

6

2

2

2

4

3

4

2

2

2

4

2

15

3

3

3

1

3

5

3

2

1

5

4

4

1

1

1

3

1

16

4

3

3

1

3

5

3

3

1

4

5

4

1

1

2

1

1

17

3

3

3

2

3

5

3

3

1

5

5

4

1

1

2

1

1

18

3

3

3

2

3

4

3

2

2

5

4

4

1

1

2

1

1

19

3

3

2

2

3

5

3

3

1

5

4

4

1

1

1

2

1

20

3

3

2

2

2

5

2

3

1

5

4

3

1

2

2

2

1

21

3

4

2

1

3

6

3

3

1

4

4

4

1

1

2

2

1

22

3

4

2

2

3

6

3

3

1

4

4

5

1

1

2

1

1

23

3

4

3

2

3

6

3

2

1

5

5

4

2

1

2

2

1

24

4

4

3

2

3

5

3

2

2

5

3

4

1

1

1

2

2

25

4

4

3

2

3

5

1

2

1

5

4

4

1

1

1

2

2

26

4

3

3

2

2

6

2

2

1

4

4

4

1

1

1

2

2

27

3

3

2

2

3

6

3

2

1

5

4

3

1

1

1

2

1

28

3

3

3

2

3

6

3

2

1

5

5

4

1

1

2

1

1

29

2

3

3

1

3

5

3

2

1

5

4

4

1

1

2

1

1

30

3

3

4

2

3

6

3

2

1

5

4

3

1

1

2

1

1


Данные исследования подростков из полных семей по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер

Шкала

Шкала позитивного интереса

Шкала директивности

Шкала враждебности

Шкала автономности

Шкала непоследовательности

1

42

11

24

34

38

2

43

10

19

35

40

3

42

12

23

36

32

3

45

12

24

38

38

4

43

12

21

40

38

5

44

13

20

32

35

6

43

14

18

38

38

7

43

15

23

38

35

8

44

11

24

35

31

9

41

10

19

31

32

10

39

10

20

32

36

11

44

12

23

34

36

12

45

12

24

36

38

13

42

13

21

38

40

14

43

14

20

40

32

15

43

15

18

32

38

16

43

10

23

38

38

17

44

12

24

38

35

18

43

13

21

35

31

19

43

14

20

36

32

20

44

15

18

38

34

21

41

11

23

40

36

22

39

10

24

32

38

23

44

10

21

36

40

24

45

12

20

38

32

25

42

12

18

40

38

26

43

13

23

32

38

27

43

10

24

38

35

28

31

12

19

38

31

29

43

12

13

35

32

30

45

10

28

31

34


Данные исследования подростков из неполных семей по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер

Шкала

Шкала позитивного интереса

Шкала директивности

Шкала враждебности

Шкала автономности

Шкала непоследовательности

1

24

44

38

19

49

2

19

41

40

20

51

3

23

39

32

23

50

3

24

44

38

24

43

4

21

45

38

21

49

5

20

42

35

20

48

6

18

43

31

18

51

7

23

43

32

23

50

8

24

43

34

24

54

9

19

44

36

24

34

10

20

43

38

21

45

11

23

43

32

18

45

12

24

44

34

23

53

13

21

41

36

24

56

14

20

39

38

19

51

15

18

43

40

20

59

16

23

43

32

23

50

17

24

43

38

24

49

18

24

44

38

21

48

19

21

43

35

20

51

20

20

43

36

18

50

21

18

44

38

23

54

22

23

41

40

24

34

23

24

39

32

24

45

24

21

44

36

21

45

25

20

45

38

20

53

26

18

42

40

18

56

27

23

43

32

23

51

28

24

43

32

24

59

29

21

31

34

19

50

30

20

43

36

20

49