Файл: Методы и средства проектирования информационных систем и технологий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, «для успешного управления предприятиями нужно уметь четко формализовать бизнес-процессы и соответствующую систему управления бизнес-процессами». [31]

Технология описания бизнес-процесса позволяет сделать все операции исследуемой организации прозрачными и понятными, что дает возможность выполнения анализа операций и поиска в них проблем, приводящих к сбоям.

Описание БП организации позволяет [19]:

  • выявить истинную процедуру протекания БП и его проблемных мест;
  • зафиксировать информацию о БП на уровне, одинаково понятном для всех участников процесса;
  • четко разграничить ответственность между сотрудниками;
  • увидеть движение документов и материальных ценностей;
  • определить ресурсы, наиболее значимые для организации, а также - степень их использования;
  • поставить конкретные цели для измерения БП.

Общая схема описания БП представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 - Общая схема описания БП

В качестве входа БП может использоваться информация (документ), сотрудник (для процессов отдела кадров), товарно-материальная ценность и т.д.

Выходом БП могут являться элементы входа, преобразованные в некоторое состояние после выполнения процесса. [11]

Управление БП – это информация, определяющая правила преобразования входа в выход.

Механизм БП – то, что осуществляет преобразование входа в выход (сотрудники или структурные подразделения организации и используемые ими техника: компьютерная техника, станки и т.д.).

«Выход одного процесса может быть входом (управлением, механизмом) для другого или быть использован клиентом организации». [19]

«Для наглядного описания бизнес-процессов компании на верхнем уровне используют так называемую карту процессов. На ней отображаются процессы верхнего уровня компании и показываются ключевые связи между ними. Как правило, процессы на карте подразделяются по типам в соответствии с выбранной классификацией. Карта процессов дает лишь общее представление о процессах компании, но для выявления издержек, связанных с процессами, ее явно недостаточно». [35]

«Для описания бизнес-процессов компании чаще всего используются следующие технологии: группа нотаций IDEF0, IDEF3, DFD; UML; группа нотаций Case-средства ARIS; событийно-функциональные диаграммы (еЕРС)». [22]

Различные аспекты бизнес-процесса можно рассмотреть с помощью контекстной диаграммы в методологии IDEF0, после чего выполнить декомпозицию контекстной диаграммы с целью получения более детального представления о процессе, его особенностях и выявления основных функций БП.


Анализ функций, на которые была разбита контекстная диаграмма, позволяет построить дерево функций.

Однако получение наиболее полного представления о процессе требует разработки всесторонней модели БП.

Следовательно, анализ бизнес-процесса является важнейшим звеном для его оптимизации и формирования информационной технологии, которая будет использоваться при его автоматизации.

Чем сложнее рассматриваемый бизнес-процесс, тем шире будет набор информационных технологий, необходимых для автоматизации данного процесса.

Создание технологической и методологической основы для осуществления поэтапной оптимизации или реинжиниринга конкретной организации, позволяет выполнять технико-экономическую оценку проводимых мероприятий по модернизации, а также выявлять организационные, функциональные и технологические резервы для увеличения эффективности её деятельности.

ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

2.1 Бизнес-модель и бизнес-система

Термин «бизнес-система» созвучен с используемым в международных стандартах качества термином «бизнес-процесс». В переводе с английского слово «бизнес» (business) - деятельность, то есть, «в бизнес-системе рассматриваются процессы деятельности, результатом которых является продукция или предоставляемые услуги, имеющие непосредственную ценность для потребителей». [10, c. 6]

В бизнес-систему включается сеть бизнес-процессов, а также, – организационная, функциональная, информационная и прочие ее структуры, которые являются предметом анализа и совершенствования.

«Бизнес-моделирование представляет собой процесс разработки и внедрения различных бизнес-моделей организации (стратегия, бизнес-процессы, организационная структура, качество и др.) с целью формализации и оптимизации её деятельности». [28]

Иными словами бизнес-моделирование представляет собой деятельность по созданию моделей организаций, включающих описание деловых объектов (процессов, операций, подразделений, должностей, ролей, информационных систем, ресурсов и т.д.) и указание связей между ними. Требования к создаваемым моделям и их содержание полностью определяются целями моделирования.


«Основным вопросом, который встает перед разработчиком модели является принцип выделения бизнес-процессов. Исходя из определения, принцип выделения процессов один – это результат. При выделении бизнес-процессов необходимо следить, чтобы на одном уровне модели присутствовали одноуровневые результаты деятельности, а следовательно, и процессы». [33]

Использование комплекса методов моделирования и соответствующих программных средств поддержки процесса исследования бизнес-системы тесно связано с решением вопросов технологии их применения, что выдвигает требования к обеспечению формализации использования и преобразования комплекса получаемых моделей.

Создание модели бизнес-системы подразумевает первоначальное выделение и описание набора отдельных БП с последующим созданием комплексной модели бизнес-процессов.

Моделирование БП и бизнес-системы позволяет дать стоимостную оценку всем процессам и каждому в отдельности.

«Каждая операция на предприятии предполагает материальные затраты и затраты на оплату труда работников. Средства моделирования открывают дополнительную возможность - проведение стоимостного анализа бизнес-процессов. Стоимостной анализ представляет собою соглашение об учете, используемое для сбора затрат, связанных с работами, с целью определить общую стоимость бизнес-процесса» [13].

Стоимостной анализ модели БП позволяет:

  • определить действительную стоимость производства продукта и поддержки клиента;
  • идентифицировать работы, имеющие максимальную стоимость (то есть, требующие улучшения в первую очередь);
  • обеспечить менеджеров компании финансовым мерилом предлагаемых изменений, то есть финансовой оценкой эффекта от предлагаемых изменений в бизнес-процессах.

Отметим, что результат реализации проекта по моделированию БП может оказаться как положительным, так и отрицательным, принеся предприятию финансовые потери при неправильной организации работ.

В моделировании сложных бизнес-систем (производственных, административных, транспортных и т.д.) все более четко прослеживается «тенденция интеграции структурно-функциональных и имитационных моделей, ориентированных, соответственно, на визуализацию и компьютерно-экспериментальное исследование динамики системы». [24] Этот процесс обусловлен стремлением привлечь экспертов в предметных областях к активному участию в моделировании, из «источников знаний» превратить их в полноправных участников творческого процесса.


«Состав моделей, используемых в каждом конкретном проекте, и степень их детальности в общем случае зависят от следующих факторов:

  • сложности проектируемой системы;
  • необходимой полноты ее описания;
  • знаний и навыков участников проекта;
  • времени, отведенного на проектирование». [22]

Методологии моделирования должны полностью регламентировать всю последовательность шагов и этапов моделирования, набор и правила создания моделей на каждом этапе, правила перехода от одного этапа к следующему.

Сами этапы моделирования бизнес-систем должны обеспечивать нисходящее проектирование всех основных архитектурных слоев согласно общей схеме архитектуры предприятия и включать в себя следующие виды работ:

  • определение бизнес-целей и требований;
  • моделирование бизнеса с точки зрения менеджера;
  • моделирование бизнес-процессов, бизнес-функций, оргструктуры и ресурсов;
  • преобразование бизнес-моделей в модели приложений и технологической архитектуры. [14]

«Имитационное моделирование – метод исследования объектов, основанный на том, что изучаемый объект заменяется имитирующим объектом. С имитирующим объектом проводят эксперименты (не прибегая к экспериментам на реальном объекте) и в результате получают информацию об изучаемом объекте». [31]

«Основным преимуществом имитационных моделей по сравнению с аналитическими является возможность решения более сложных задач. Имитационные модели позволяют легко учитывать наличие дискретных или непрерывных элементов, нелинейные характеристики, случайные воздействия и др. Поэтому этот метод широко применяется на этапе проектирования сложных систем» [28] или процессов.

При имитационном моделировании алгоритм, реализующий модель, воспроизводит процесс функционирования изучаемой системы во времени. Элементарные явления, составляющие процесс, имитируются с сохранением их логической структуры, а также, – последовательности протекания во времени.

Построение имитационной модели состоит из следующих этапов:

  • «определение границ модели;
  • разработка концептуальной модели;
  • подготовка исходных данных;
  • создание концептуальной модели в виде диаграммы;
  • трансляция модели;
  • оценка адекватности модели;
  • планирование машинных экспериментов;
  • моделирование – проведение эксперимента;
  • анализ результатов;
  • документирование и реализация»ю [3, c. 18]

В структурном анализе и проектировании используются различные модели, описывающие:


  • функциональную структуру системы;
  • последовательность выполняемых действий;
  • передачу информации между функциональными процессами;
  • отношения между данными.

Наиболее распространенными моделями первых трех групп являются:

  • функциональная модель SADT (Structured Analysis and Design Technique) - совокупность правил и процедур, которые предназначены для создания функциональной модели объекта либо предметной области;
  • модель IDEF3 предназначена для моделей процессов, в которых требуется понять последовательность осуществления действий и имеющейся между ними взаимозависимости;
  • DFD (Data Flow Diagrams) представляют собой иерархию функциональных процессов, которые связаны потоками данных.

Прежде, чем приступить к созданию какой-либо системы автоматизированной обработки информации, разработчику нужно сформировать понятия о фактах, предметах и событиях, которыми данная система будет оперировать. Для приведения этих понятия к какой-либо модели данных требуется заменить их информационными представлениями. «Одним из наиболее удобных инструментов унифицированного представления данных, независимого от реализующего его программного обеспечения, является модель "сущность-связь" (entity - relationship model, ER - model)». [22]

Модель «сущность-связь» предназначается для логического представления данных и основывается на некоторой важной семантической информации о реальном мире. Эта модель устанавливает значения данных в соответствии с их взаимосвязями с другими данными. Из модели «сущность-связь» могут быть созданы все существующие модели данных (объектная, иерархическая, реляционная, сетевая), поэтому данная модель является наиболее общей. Модель «сущность-связь» применяется в методе IDEF1Х, который входит семейство стандартов IDEF и реализован в ряде популярных CASE-средств.

Для построения моделей используется унифицированный язык моделирования UML (Unified Modeling Language), представляющий собой язык для определения, проектирования, представления и документирования систем различной природы и содержащий «стандартный набор диаграмм и нотаций самых разнообразных видов». [22]

Рассмотрим некоторые виды диаграмм.

«Диаграммы классов отражают взаимодействие между классами системы. Классы можно рассматри­вать как типы объектов». [22]

Диаграмма классов позволяет определять типы классов системы и разного рода статические связи, существующие между ними. На диаграммах классов также изображаются атрибуты и операции классов, а также - ограничения, накладывающиеся на связи между классами.