Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы («БТК ТЕКСТИЛЬ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Структура рынка имеет множество граней, что отражается в ее различных показателях. Для определения рыночной структуры (уровня монопольной власти, свободы входа фирмы в отрасль, ее способности влиять на цену) важно определить значение концентрации продавцов на рынке. В данной работе проведены исследования факторов, определяющих рыночную власть фирмы. Именно рыночная власть означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и продаж.

Актуальность темы заключается в том, что в современных эконо-мических условиях рыночная власть определяет масштабы деятельности фирмы: насколько свободно она может распоряжаться на рынке и какими рамками ограничено ее существование; так как рыночная власть фирмы – это ее возможность распространять контроль и деятельность на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен и пр.) и, как следствие, воздействовать на конкурентов.

Целью курсовой работы является изучение основных факторов, определяющую рыночную власть фирмы, а также оценка влияния на рынке на примере конкретной фирмы.

Предметом исследования является рыночная власть фирмы. Объектом изучения в данной работе выступает деятельности фирмы «БТК Текстиль» в сфере маркетинга.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи исследования:

  1. определить сущность рыночной власти фирмы;
  2. выявить барьеры входа фирмы на отраслевой рынок;
  3. рассмотреть источники рыночной власти;
  4. определить основные показатели и измерение рыночной власти фирмы на конкретном примере;
  5. выделить основные факторы, влияющие на рыночную власть фирмы;
  6. предложить возможные способы улучшения эффективности влияния фирмы на рынке.

Данная работа состоит из трех глав, в первой из которых раскрываются теоретические аспекты в области рыночной власти фирмы. В теоретической части описывается сущность и формы проявления и источники рыночной власти фирмы, а также барьеры входа фирм на отраслевой рынок. Далее в работе следует практическая часть, в которой на примере фирмы «БТК Текстиль» анализируется степень рыночной власти, концентрация и доля фирмы на отраслевом рынке. В итоге работы на основании проведенных расчетов и соответствующих выводах предложены возможные способы увеличения рыночной власти фирмы.


Для исследования рыночной власти фирмы в работе были использованы различные учебные пособия, приведены мнения авторов научных работ – Федоровой А.Ю., Лебедева О.Т., Суходаевой Т.С. и Новоселова А.С. и др. На мой взгляд, в работах этих авторов достаточно развернуто описаны основные аспекты рыночной власти фирмы. Также для раскрытия темы курсовой работы использована научная статья Сафуановой Л.Ф. и Тасмухановой А.Е. о стратегических и нестратегических барьерах взаимодействия малого и среднего предпринимательства.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что стремление фирмы к увеличению суммы прибыли практически всегда означает необходимость усиления ее рыночной власти на отраслевом рынке. И, следовательно, каждая фирма должна рассматривать и анализировать такие вопросы, как поведение доминирующей фирмы, способы динамического ценообразования, вопросы вертикальной интеграции. И в соответствии с этим стараться организовать свое производство и свою деятельность на рынке таким образом, чтобы это приводило к укреплению ее позиций на рынке, к усилению ее рыночной власти на рынке.

ГЛАВА 1. РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА

1.1. Сущность и формы проявления рыночной власти фирмы

Фирма является одним из существенных элементов структуры рынка. В традиционном восприятии фирма – это, прежде всего, обособленный агент рынка, который обладает производственной и финансовой свободами; выполняет функцию перераспределения ресурсов наряду с рыночным механизмом. Активная фирма в силу обладания возможностью влиять на структуру рынка, поведение на нем других участников в соответствии с реализуемой стратегией вмешивается в функционирование рыночного механизма, т.е. пытается корректировать механизм отраслевого рынка или проявлять собственную рыночную власть [[1]].

Согласно Федоровой А.Ю., понятие «рыночной власти» базируется на сравнении реальных анализируемых рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем в большей степени рынок становится несовершенным [[2]].


Рыночная концентрация – один из главных параметров структуры рынка. Концентрация продавцов (или производителей) товара зависит от числа фирм на рынке и от распределения их рыночных долей. Оценка монопольной власти фирм занимает особое место в анализе структуры рынка. Рыночная власть фирм существенно зависит от ценовой эластичности спроса [[3]].

Основным свидетельством (результатом осуществления) рыночной власти фирм служит полученная ею прибыль, а точнее величина доходности капитала (рис.1, прил.1). Практика показывает, что уровень доходности крупных фирм значительно меньше, чем у мелких фирм, но отличается большей стабильностью. Крупные фирмы обладают большей монопольной властью и могут проводить ценовую политику, стабилизирующую доходность [[4]].

Наличие рыночной власти можно рассматривать как конкурентное преимущество активной фирмы по отношению к другим субъектам рынка. Это преимущество реализуется по-разному, например, в виде способности возводить барьеры усилиями активной фирмы. Доминирование фирмы может возникнуть, если есть преимущество в издержках – новейшая и эффективная технология; концентрируется управленческий талант, наилучший эффект масштаба и соответствующее качество продукта (внутреннее и внешнее). Доминирование может быть как ценовое, так и в выпуске продукции. Для последней модели характерно, что задача доминирующей фирмы заключается в том, чтобы путём продуктовой дифференциации «переманить» потребителей фирм-аутсайдеров [[5]].

Антосик Л.В. в своей научной статье считает, что рыночная власть фирмы представляет собой возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на рынке, например, устанавливать цену, изменяя продаваемое количество этого товара. В определении доминирующего положения можно выделить два вида признаков: количественные (доля фирмы) и качественные. К качественным относятся следующие возможности [[6]]: оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке; затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам; возможность устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов; наличие статуса субъекта естественной монополии у хозяйствующего субъекта.

Таким образом, рыночная власть позволяет действующим на конкретном отраслевом рынке фирмам оказывать влияние на других участников рыночных отношений и, тем самым, определять дальнейшее направление развития самого рынка.


1.2. Стратегические барьеры входа фирмы на отраслевой рынок

Стратегические барьеры создаются сознательной деятельностью самой фирмы, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых фирм в отрасль. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как дополнительное инвестирование в оборудование, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, дифференциация продукта, диверсификация фирмы, сохранение незагруженных мощностей [[7]].

В самом общем виде стратегические барьеры можно разделить на связанные с ценовыми и неценовыми видами стратегий (рис.2, прил.1). Ценовая стратегия активной фирмы представляет собой установления такого уровня цен, который способен предотвратить появление на данном рынке новых конкурентов: активная фирма, опасаясь входа на рынок потенциальных конкурентов, сознательно снижает цену до уровня ниже цены, приносящей максимальную прибыль в краткосрочном периоде. Такой уровень цен называется запретительным [[8]].

Под диверсификацией фирмы[[9]] понимается распределение выпуска продукции между различными целевыми рынками, одновременное развитие видов производства, которые не связаны друг с другом, также расширение номенклатуры и ассортимента изготовленной продукции в рамках одного предприятия.

Наличие резервных производственных мощностей является фактором, ограничивающим вход в отрасль новых фирм. Если укоренившаяся фирма обладает избыточными производственными мощностями по сравнению с величиной спроса, потенциальному конкуренту будет трудно проникнуть на рынок. Укоренившаяся фирма при первой же угрозе входа может увеличить выпуск продукции, а новая фирма понесет необратимые издержки. Величина необратимых издержек служит барьером для выхода фирмы из отрасли: покидая рынок, фирма теряет эти издержки. Чем выше их уровень, тем выше ожидаемые потенциальные потери в случае вынужденного ухода фирмы из отрасли, тем менее охотно новичок войдет в отрасль [[10]].

Дифференциация продукта – разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками. Дифференциация продукта создает дополнительные барьеры для входа в отрасль, поскольку создает притягательность определенной марки продукта для определенной категории потребителей, в результате чего новым фирмам приходится преодолевать стереотипы поведения потребителей [[11]].


Вертикальная интеграция предполагает, что компания, работающая на определенном рынке, имеет производство ранних или поздних стадий производственного процесса. Подобный метод обеспечивает компанию большой рыночной властью. Так же она в состоянии снижать цены на продукт, что является сильным оружием против конкурентов [[12]]. Из этого вытекает, что чем больше производство главного продукта, тем больше преимущества вертикальной интеграции.

Таким образом, для укоренившихся фирм наличие барьеров входа в отрасль является необходимым условием эффективной политики по сдерживанию входа новых фирм; оптимальной ценовой политики, направленной на защиту своих долгосрочных прибылей, а также условием выбора конкурентной стратегии.

1.3. Источники рыночной власти фирмы

Источник рыночной власти фирмы, как правило, заключен в захвате ею существенной доли рынка. Результатом же обладания этой властью в конечном счете служит получаемая прибыль. И естественно, что показатели рыночной власти фирм так или иначе связываются исследователями с оценкой прибыльности их работы, меры доходности используемого ими капитала [[13]].

По мнению Юсуповой А.Т., фирмы готовы инвестировать в исследования и разработки, если после введения инновации уровень конкуренции на рынке позволит им получать прибыль, а уровень конкуренции, в свою очередь, зависит от особенностей инновационных решений [[14]]. Исследования и разработки, в результате которых изменяются издержки и качество продукции, формируют конкурентные мотивации, способствуют росту конкурентоспособности, что обуславливает стремление фирм к сохранению доминирующего положения.

В случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов [[15]]: 1) эластичность рыночного спроса – чем она меньше, тем больше рыночная власть; 2) количество фирм на рынке; 3) поведение фирм на рынке: если фирмы на рынке будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены могут снизиться почти до конкурентного уровня.

Эластичность спроса на продукцию фирмы является главной ограничительной силой рыночной власти. Так проявляется на монополизированном рынке закон стоимости: продавец может устанавливать либо цену, либо объем предложения, но не то и другое вместе. Если он установил цену, то рынок диктует объем производства. Вся масса реализуемой на отдельном рынке стоимости определяется требованиями пропорциональности общественного производства. Продать большее количество товара можно, лишь понизив цену [[16]].