Файл: Методы измерения и анализа психофизических рабочих нагрузок персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В современных условиях, с точки зрения современного управления, улучшения использования человеческих ресурсов, повышения их работоспособности, как правило, считается основным резервом повышения эффективности производственной деятельности. Поэтому руководитель должен четко понимать, что персонал его компании - это не просто ресурс, они - партнеры, люди, какие имеют творческий дух и имеют свои идеалы. Эффективное управление, высокая отдача от персонала невозможна без целенаправленного и умелого воздействия на их работу.

В исследованиях G.B. Суворова В.А. Бодров и других, человеческие возможности для работы рассматриваются как одна из основных концепций физиологии и трудовой психологии. Важность этой концепции определяется значимостью практических задач приведения условий труда в соответствие с психофизиологическими возможностями рабочего человека. В то же время разнообразие человеческого труда и психофизиологических систем, обеспечивающих его реализацию, приводит к отсутствию общепризнанного понимания эффективности.

Путь к эффективному управлению персоналом - это понимание стимулирования работы каждого отдельного сотрудника. Зная, что движет человеком, что побуждает его работать, какие стимулы лежат в основе его действий, вы можете разработать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами и поддержания работоспособности персонала.

Сегодня актуальность проблемы поддержания эффективности обусловлена необходимостью разработки системы мер по поддержанию работоспособности человека в соответствии с его трудовой деятельностью и долгосрочным прогнозом его изменения. Решение этих проблем невозможно без методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала. Психофизиологические исследования – исследование нейронных механизмов ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации и эмоций, мышления и речи, сознания, поведения и умственной деятельности, а также межполушарных отношений; диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе и т. д.

Психофизиология профессиональной деятельности является частью психофизиологии, междисциплинарной области теоретического и прикладного знания. Его предметом является изучение профессиональной деятельности как особой формы человеческого поведения, эффективной деятельности, характерной для профессионала. Теоретические исследования направлены на выяснение духовных, умственных и физических механизмов обеспечения профессиональной деятельности. Прикладная психофизиология использует эти знания в качестве научной основы для прогнозирования результатов профессиональной деятельности персонала, обоснования методов оптимизации самоуправления и внешнего управления профессиональной деятельностью.


Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что использование различных методов для измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала позволяет руководству снизить затраты на управление людскими ресурсами, одновременно увеличивая коэффициенты участия рабочей силы в работниках и показатели эффективности производственной деятельности в целом.

Объектом изучения является психофизиология.

Предметом изучения - рабочие нагрузки персонала.

Целью курсовой работы является исследование методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.

Задачи:

−рассмотреть понятие рабочей нагрузки;

−описать методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала;

−организовать и провести измерение рабочих нагрузок персонала на примере педагогов детской школы искусства;

- охарактеризовать результаты исследования.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие психофизиологии профессиональной деятельности и рабочей нагрузки

1.1 Рабочая нагрузка с точки зрения психофизиологии

Основной задачей психофизиологии профессиональной деятельности является изучение широкого спектра психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, какие проявляются в конкретной деятельности, влияют на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и производительность человека, его психическое состояние, удовлетворенность работой и психофизиологические ресурсы[4].

Рабочая нагрузка – это количество работы, степень занятости человека какой-либо работой[19]. Трудовая деятельность человека, рассматриваемая как биологическая категория, включает: определяемую характером и величиной основных требований, предъявляемых конкретным видом работы к человеку, выполняющему эту работу, и особенностями производственных условий, в которых эта работа выполняется; рабочее напряжение, определяемое как ответная реакция организма человека, для которого трата и восстановление ресурсов составляет основу его деятельного состояния и необходимое условие нормального протекания физиологических процессов.


Как форма жизнедеятельности человека труд является организованным процессом, в котором объединяются основные компоненты[1]:

- главный субъект трудовой деятельности – человек, независимо от характера его труда;

- объект (предмет) трудовой деятельности, на который направлены трудовые усилия;

- средства труда для осуществления главной трудовой цели;

- условия труда, в которых протекает трудовая деятельность человека.

Все эти компоненты в совокупности и образуют единую систему «человек – среда обитания». Средства труда, которыми пользуется человек в процессе своей трудовой деятельности – приспособления, машины, механизмы, станки – не только оказывают помощь в достижении цели, но и могут являться источниками опасностей.

Выделяются 2 вида труда: 1) Физический труд; 2) Умственный труд[3].

Для физического труда, как правило, характерна высокая нагрузка на опорно-двигательную и функциональную систему организма – сердечнососудистую, нервномышечную и др. Физический труд с одной стороны стимулирует обменные процессы, происходящие в организме, и способствует развитию мышечной системы, но с другой стороны он является низкопроизводительным трудом и требует длительного отдыха работающих.

Высокая физическая нагрузка связана с интенсивностью работы мышц человека в процессе физического труда, в хозяйственно-бытовой работе, в занятиях физической культурой и спортом. Специалисты изучают влияние физических нагрузок на функциональное состояние и работоспособность человека, что является важным и необходимым для разработки рациональной организации режима труда и отдыха, а также качественного и количественного питания[2].

Важность изучения физических нагрузок состоит ещё и в том, что развитие органов чувств, нервно-психическое и эмоциональное напряжение, зависят от двигательной деятельности организма[18]. Мышечное напряжение и эмоциональное состояние человека на протяжении эволюции всегда сопутствовали друг другу. Например, встреча с хищником вызывала страх и потребность убежать и спрятаться. Встреча с небольшими животными, являвшимися источниками питания, вызывала положительные эмоции и необходимость догнать. Мышечная активность в значительной степени усиливается эмоциями, так, в состоянии аффекта человек способен совершить такую мышечную работу, которая в обычном состоянии просто невозможна.

Физическая деятельность имеет 2 составляющие – статическую и динамическую работу. Деятельность мышц может протекать в условиях сохранения неподвижного положения тела – это будет статическая работа. Сокращение мышц при этом происходит в изометрическом режиме, что значит без изменения длины, поэтому в строго физическом смысле механическая работа будет отсутствовать. Рабочая форма человека поддерживается статической работой, которая осуществляется за счет тонических сокращений мышц определенной группы. Различное напряжение мышц поддерживает ту или иную позу, а самой простой из них является лежачая поза. Во время лежания напрягаются только разгибатели. Лежание на боку вызывает наименьшее напряжение мышц[5].


Разгибатели туловища и шеи наиболее напряжены при сидении. Многие мышцы туловища, шеи и ног напрягаются во время стояния. Зато обмен веществ при статической работе становится выше, а расход энергии увеличивается и выделяется в виде тепла.

Данный вид работы утомителен, потому что сопровождается непрерывным потоком импульсов от проприорецепторов мышц в центральной нервной системе[4].

Перемещение человека в пространстве, т.е. его движение связано с динамической работой. Мышцы работают в ауксотоническом режиме, который характеризуется изменением длины и тонуса мышцы, происходит их сокращение и напряжение. Расход энергии идет на то, чтобы поддержать определенные сокращения в мышцах и на механический эффект работы. Поскольку вычислить работу в механических единицах невозможно, поэтому для определения величины физических нагрузок, пользуются определением энергетических трат. Расход энергии и величина мышечной работы будут пропорциональны друг другу[7].

В основе оценки тяжести труда, таким образом, лежит величина расхода энергии, реакции сердечнососудистой системы, дыхания, терморегуляция и другие физиологические показатели. Например, частота пульса при низких физических нагрузках будет 76-100 ударов в минуту. Средние физические нагрузки приводят к частоте 110-125 ударов в минуту, частота ударов при высоких физических нагрузках составляет более 175 ударов в минуту[6].

Профессиональная деятельность человека не обходится без нервно-психического напряжения и в этом случае тоже гарантировано учащение пульса, поэтому величина энергетических затрат, отражающая динамическую нагрузку, становится более надежным критерием оценки тяжести физической нагрузки.

На основании физиологических показателей и энергетических трат выделены категории тяжести физической работы: легкая физическая работа; умеренная физическая работа; тяжелая физическая работа; очень тяжелая физическая работа.

Энергетические затраты легких физических работ по санитарно-гигиеническим нормам требуют 150 ккал/час. Энергозатраты тяжелых физических работ составляют более 250 ккал/час, при этом физиологической нормой для человека является физическая нагрузка в 180 ккал/час[8].

С физической работой связано понятие «физиологический резерв» – это способность какого-либо органа или функциональной системы значительно усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием покоя. Зависит эта способность от физической тренированности человека и сложилась она в процессе эволюции. Например, в состоянии покоя скелетная мускулатура потребляет 25-30 % МОК (минутный объем кровообращения). Потребление при тяжелой физической работе увеличивается до 85 %. Частота сердечных сокращений у пловцов 170-205 уд /мин. Активность дыхания во время физической работы увеличивается в 10 раз, а потребление кислорода – в 15-16 раз[9].


Физиологический резерв организма можно улучшить при систематических занятиях спортом. В хорошо тренированном организме этот резерв максимально не используется.

Умственный труд связан с приёмами и обработкой информации, которая требует большого умственного напряжения.

Проблема умственной и эмоциональной деятельности является значимой для современной практической медицины. Вообще любая деятельность – это деятельность центральной нервной системы человека и наступающее утомление является следствием тормозных процессов в клетках коры головного мозга. Изменения крови при умственной работе незначительны и непостоянны. Имеет место быть некоторое снижение сахара в крови, увеличение содержания неорганического фосфора, холестерина, креатина, понижение щелочных резервов. Поскольку данные изменения небольшие, то судить об интенсивности умственной деятельности невозможно[11].

Работы, относящиеся к умственному труду: приём и переработка информации; работы с напряжением сенсорного аппарата; работы с повышенным вниманием; работы, связанные с памятью и мышлением; работы с напряжением эмоциональной сферы[15].

Эмоциональное напряжение при умственной работе является главным фактором переутомления. Причины, которые могут вызвать эмоциональное напряжение: объем обрабатываемой информации и её разное качество; ограниченное время для принятия решений; личная ответственность и социальная значимость принятых решений. Результатом эмоционального перенапряжения являются нервные и сердечнососудистые заболевания[16].

Особенность умственного труда состоит в том, что мозг человека выступает не только как регулирующее звено, но и как рабочий орган, поэтому совершенно естественно, что его функциональное состояние будет определяющим в этом процессе.

Эффективность умственной деятельности определяют психофизиологические факторы: устойчивая доминанта в процессе деятельности, т.е. стабильность уровня работоспособности; интегративная реализация умственной деятельности, т.е. всем мозгом, но некоторые отделы мозга работают специализированно; иерархически организованные функциональные системы деятельности, которые являются морфофизиологическим субстратом различных психических процессов; активация соответствующей функциональной системы связана с осуществлением психических процессов; умственная работа вызывает локальную активизацию нервных центров; активные центры при умственной работе одновременно возникают в обоих полушариях мозга, но интегративные связи не симметричны, потому что левое и правое полушария выполняют различные роли. Нервное напряжение активированных корковых структур, принимающих участие в конкретной деятельности, говорит о напряженности умственного труда[10].