Файл: Методы и средства проектирования информационных систем и технологий..pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время для руководителей становится все более актуальным вопрос о том, как сделать предприятие успешным в условиях растущей конкуренции.
«Вопросы эффективного управления российскими предприятиями требуют новых методов исследования и анализа функций, структуры, внутренних и внешних процессов хозяйственной деятельности экономических субъектов. Конкурентная экономическая среда, в которой действует предприятие, делает жизненно необходимой ускоренную адаптацию его целей и функционально-структурной организации к условиям и требованиям рыночных отношений». [19]
Задачи повышения эффективности работы предприятия и снижения себестоимости выпускаемой продукции без ущерба качеству и при соблюдении всех нормативов кажутся противоречащими друг другу, тем не менее, есть реальные возможности достижения поставленной цели.
Объясняется такое положение просто: наличие своевременной информации дает возможность принять своевременное и правильное решение. Более качественная информация позволяет принять более обоснованное управленческое решение. Кроме того, автоматизация процесса накопления информации предоставляет больше времени на анализ и увеличение эффективности производственного процесса. [2]
«Бизнес-процесс (процесс) – это совокупная последовательность действий по преобразованию ресурсов, полученных на входе, в конечный продукт, имеющий ценность для потребителя, на выходе» [3, c.75].
Описание бизнес-процессов осуществляется для дальнейшего анализа и реорганизации. Технология описания бизнес-процесса позволяет сделать все операции исследуемой организации прозрачными и понятными, что дает возможность выполнения анализа операций и поиска в них проблем, приводящих к сбоям.
Оптимизация бизнес-процессов предприятия позволяет уменьшить расходы, в каждом из бизнес-процессов (БП) сократить количество и продолжительность ошибок, сформировать у работников организации и ее руководителей четкое понимание того, кто, когда, как и что должен делать, чтобы достичь поставленной цели, повысить инвестиционную привлекательность предприятия и т.д.
Бизнес-инжиниринг заключается в моделировании бизнес-процессов (разработке и анализа модели «как есть» и разработки модели «как надо») с последующим созданием и реализацией плана перехода к состоянию, которое в модели было определено «как надо».
Следовательно, «для успешного управления предприятиями нужно уметь четко формализовать бизнес-процессы и соответствующую систему управления бизнес-процессами» [32].
Актуальность выбора темы обоснована тем, что применение процессного подхода представляет собой эффективное средство поиска путей для оптимизации деятельности компании и позволяет определить, как компания работает, и как на каждом рабочем месте организована её деятельность, или же является точным способом выявления текущих проблем предприятия и предвидения возможных.
Объект исследования – оптимизация бизнес-процессов.
Предмет исследования – процессный подход к оптимизации бизнес-процессов.
Цель данной работы заключается в исследовании использования процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные понятия бизнес-процессов;
- рассмотреть вопросы реинжениринга БП;
- изучить теоретические основы формализации БП;
- изучить вопросы моделирования бизнес-процессов;
- рассмотреть современные инструменты моделирования бизнес-процессов.
Теоретическую базу составили работы отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемами использования процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов коммерческих предприятий.
При написании работы использовались труды Балдина К.В., Вендрова А.М., Зайцева Я.В., Лазарева А.В., Лелюк В.А., Лосева В.С., Уткина В.Б. и др. авторов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
В организации может быть принят функциональный подход к управлению, который рассматривает компанию как набор подразделений, каждое из которых исполняет определенные функции [3].
В организациях, «построенных по данному принципу, управление осуществляется на административно-командных принципах» [35] и подразумевает использование «вертикальной» иерархии управления.
Довольно часто случается, что отдельные подразделения организации ориентированы на лишь выполнение своих собственных показателей, и далеко не всегда – на конечный результат всего предприятия, что может вызывать между подразделениями конфликт интересов и отрицательно влиять на общую результативность бизнеса.
Так, типичный конфликт для торговой компании можно наблюдать между отделами продаж и закупа (рисунок 1).
Рисунок 1 – «Грозовая туча»
«Отдел продаж для увеличения оборота требует обеспечить максимально возможный ассортимент и поддерживать постоянное наличие товара на складе, а отдел поставок закупает узкий ассортимент товара большими партиями, потому что его главный показатель работы – получение более низкой цены от поставщика для снижения затрат – никак не связан с увеличением объема продаж компании» [11].
Кроме того, большинство производственных процессов предприятия состоят из множества функций и обычно выходят за рамки отдельного подразделения. [16]
При использовании процессного подхода бизнес рассматривается как набор бизнес-процессов или потоков работ, что позволяет анализировать деятельность организации в качестве связанной системы бизнес-процессов, каждый из которых связан с иными бизнес-процессами и внешней средой.
«Бизнес-процесс – последовательность действий (подпроцессов), направленная на получение заданного результата, ценного для организации». [35]
У каждого бизнес-процесса есть:
- цель (результат бизнес-процесса), подчиненная общей цели организации;
- владелец, отвечающий за исполнение процесса и имеющий возможность управлять ресурсами [2];
- исполнители (кросс-функциональная команда) – специалисты различных функциональных областей, выполняющие действия процесса;
- ресурсы (входы БП);
- система показателей;
- «границы процесса – начальные и конечные точки фиксации процесса» [21];
- система контроля качества и исправления ошибок.
Бизнес-процессы, существующие в организации, можно разделить на следующие группы [10]:
- основные – оказывающие непосредственное влияние на формирование доходов организации;
- обеспечивающие – существующие для выполнения основных процессов;
- управленческие – обеспечивают управление организацией;
- развития – обеспечивают развитие организации (рисунок 2).
Рисунок 2 - Классификация БП
«В подавляющем большинстве случаев бизнес-процессы являются сквозными для организации, т. е. затрагивают несколько подразделений» [33].
Кроме того, выделяют следующие черты бизнес-процессов:
- наличие внутренних и внешних пользователей;
- возможность протекания как внутри подразделений компании, так и между различными организациями;
- базирование на способе выполнения работ, который свойственны рассматриваемой организации.
Для оценки степени удовлетворения БП критическим факторам успеха (КФУ) организации используется матрицу сопоставления, столбцы которой – это сформулированные КФУ, а строчки – выделенные бизнес-процессы. В клетках матрицы по пятибалльной системе проставляется оценка соответствия процесса КФУ. После заполнения данных по каждому процессу следует просуммировать оценки и количество использованных критических факторов успеха. Низкие оценки процесса свидетельствуют о необходимости его оптимизации или замены сочетанием новых бизнес-процессов.
Эффективность бизнес-процессов определяется рядом показателей (рисунок 3).
Рисунок 3 - Показатели эффективности БП
Существующие бизнес-процессы предприятия определяются набором деловых связей, имеющихся в его организационной структуре. [11]
«Иерархически упорядоченная совокупность БП называется деревом бизнес-процессов. Это систематизированное отражение модели компании в рамках процессного управления. Древовидная структура процессов представляет собой простую модель их совокупности, хотя на самом деле компания имеет более сложную структуру и не всегда однозначные связи внутри нее». [30]
Примерное дерево бизнес-процессов для производственного предприятия приведено на рисунке 4.
Рисунок 4 – Дерево бизнес-процессов
Оптимизация бизнес-процессов предприятия позволяет уменьшить расходы, в каждом из бизнес-процессов сократить количество и продолжительность ошибок, сформировать у работников организации и ее руководителей четкое понимание того, кто, когда, как и что должен делать, чтобы достичь поставленной цели, повысить инвестиционную привлекательность предприятия и т.д.
Изменение бизнес-процессов во всей организации требует использования комплексного и системного подхода, однако даже «точечная» помощь одному подразделению или одному бизнес-процессу может оказать на компанию в целом большое положительное влияние.
«Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы». [36]
Основополагающая цель реинжиниринга БП – оперативное и гибкое приспособление к предстоящим изменениям запросов потребителей: изменение технологии, стратегии, организации управления и производства на базе эффективной компьютеризации.
Результат реинжиниринга заключается в улучшении основных количественно измеряемых показателей.
Реинжиниринг может быть успешным лишь при наличии тесной связи с организационным развитием предприятия.
Реинжиниринг БП по степени воздействия на организационную структуру разделяют на эволюционный (оптимизация внутренней интеграции различных БП без внесения существенных изменений в работу организации) и революционный (перепроектирование всех бизнес-процессов и переориентация организации на иной вид бизнеса).
Направления улучшения управления БП приведены на рисунке 5.
Рисунок 5 - Улучшение управления БП
К основным принципам реинжиниринга бизнес-процессов относятся:
- концентрация ответственности или горизонтальное сжатие процесса: объединение нескольких рабочих процедур в одну;
- самоконтроль и делегирование полномочий (вертикальное сжатие процесса);
- сокращение согласований, проверок и контроля;
- использование различных вариантов исполнения процессов в различных ситуациях;
- «выполнение работы там, где ее можно сделать наиболее эффективно (вплоть до ее передачи клиенту процесса)» [36].
Инструменты реинжениринга представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Инструменты реинжениринга
Реинжиниринг в организациях имеет ярко выраженную антикризисную направленность.
Этапы реинжиниринга бизнес-процессов представлены в Приложении А.
Процедура проведения реинжениринга БП включает в себя следующие фазы:
- планирование;
- собственно реинжиниринг;
- преобразование - определение способов внедрения нового процесса;
- внедрение.
Факторы успеха реинжиниринга представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Факторы успеха реинжиниринга
Существует понятие систематического реинжиниринга, подразумевающее, что рассматриваемый БП понят, задокументирован и проанализирован для выполнения систематического формирования лучших и новых процессов.
«Бизнес-процесс (процесс) – это совокупная последовательность действий по преобразованию ресурсов, полученных на входе, в конечный продукт, имеющий ценность для потребителя, на выходе». [4, с. 75]
Благодаря такому определению становится понятно, что бизнес-процессы существуют внутри каждой организации, независимо от того, формализованы они или нет.