Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретические основы выбора стиля руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1. «Решетка менеджмента» [12]

С помощью «решетки менеджмента» можно соотнести учет в управлении интересов фирмы, отдельных работников и персонала в целом. Оптимальным вариантом руководства организацией является максимальный учет интересов производства и каждого работника. К такому идеалу должен стремиться каждый менеджер.

Выводы

Стиль руководства — это обычная манера поведения руководителя по
отношению к своим сотрудникам для того, чтобы оказать на них воздействие, а также побудить к достижению целей организации.

Несомненно, работа какой-либо организации, движение к поставленным ею целям, морально-психологический климат в ней в основном — это результат умелого или неумелого управления. Именно управляющий является толчковым механизмом работы фирмы. Результат деятельности организации и моральное удовлетворение сотрудников зависят от опыта, знания, личных качеств управляющего, выбранной им стратегии. Если говорить о руководителе, директоре, начальнике, то хочется говорить о таком человеке, который
приходит в компанию, чтобы принести пользу, который на рабочем месте
думает лишь об эффективности работы, который может скрыть от подчиненных свои трудности и проблемы, иными словами о человеке, который умеет
управлять собой.

От выбранного стиля управления зависит не только результативность
работы руководителя и его авторитет, но и атмосфера в коллективе и отношения между руководителем и подчиненными. Если вся фирма работает ровно и эффективно, то начальник замечает, что достигнуты поставленные цели, а также многое другое — в том числе взаимопонимание, простое человеческое счастье и удовлетворение работой.

Современный специалист, даже если он не является начальником, может
разносторонне проявлять себя на работе, но если он взаимодействует с руководителем и коллективом, то и он должен располагать требуемой культурой общения.

У каждого руководителя свой стиль управления, собственный и часто неповторимый.

Стиль управления определяется особенностями фирмы и её отделов,
порядком ведения дел, который существует в этой фирме, также позициями
высших руководителей, случайными событиями. Так как поведение людей
бывает и иррационально, то в управлении подчиненными нет абсолютных
истин. На руководство влияют не только объективные условия, но и субъективные. В жизни успешное управление — это функция трех переменных:
управляющего, подчиненного и ситуации. В настоящее время в одной и той же организации поочередно могут использоваться разные стили управления.


Глава 2. Исследование стиля руководства в ООО «Авто-Трейд»

2.1. Краткая характеристика ООО «Авто-Трейд»

Полное фирменное наименование общества: Общество с ограниченной
ответственностью «Авто-Трейд».

Место нахождения: Пермский край, Лысьвенский район, п. Хын, ул. Заречная, д. 13.

В состав учредителей ООО «Авто-Трейд»: 9 физических лиц (их доля в
уставном капитале 75%) и одно юридическое лицо - ОАО «Кыновской леспромхоз» (доля в уставном капитале составляет 25%). Доли всех физических лиц равные по 8,33%. Уставный капитал составляет 250 тыс.руб.

Организация занимается розничной торговлей пищевыми продуктами,
включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах.

В состав ООО «Трейд» входит 7 магазинов, расположенных в поселке Кын. В магазинах используется традиционный метод продажи товаров —
обслуживание через прилавок.

Численность работников по всем магазинам составляет: 14 продавцов, 6
уборщиц, 1 водитель и 1 грузчик, которые развозят товар по всем магазинам, а также ездят за ним в город.

Организационная структура ООО «Трейд» показана на рисунке (рис. 2).

Рисунок 2. Организационная структура ООО «Авто-Трейд»

Органами управления ООО «Авто-Трейд» являются общее собрание участников; директор (единоличный исполнительный орган).

Во главе находится директор, в непосредственном подчинении у которого находятся все остальные работники. Вся полнота власти принадлежит ему. Он организует выполнение решений общего собрания участников. Директор ООО «Авто-Трейд» функционирует от имени общества без доверенности, в том числе: осуществляет сделки от имени общества; отдает приказы и указание, которые обязательны к исполнению всеми работниками общества: утверждает штаты; заключает и разрывает трудовые договоры с работниками, применяет к ним меры поощрения и взыскания; осуществляет также другие функции, которые необходимы для достижения целей ООО и обеспечения его нормальной работы, в соответствии с действующим законодательством и
уставом общества.


К обязанностям товароведа относится изучение покупательского спроса,
осуществление контактов с поставщиками товаров и улучшение их качества.
Перед тем как товар, поступивший на склад, попадет на прилавок, он тщательно проверяется. Сначала товары принимает по качеству и количеству, сверяет с сопроводительными документами, сортирует, выявляет недостатки, составляет акты о некачественном товаре, возвращает поставщику. Всё это осуществляет товаровед. Также он должен быстро и правильно разбираться в многочисленных документах (сертификаты, стандарты, технические условия). Это требует от товароведа способности находить верное решение и сообразительности. Для него характерно чувство материальной ответственности, потому что он (совместно с продавцами) отвечает за сохранность товаров. Товаровед в ООО «Авто-Трейд» женщина, которой 47 лет. У неё высшее образование. Она человек очень требовательный и достаточно строгий с подчиненными.

Бухгалтер ведет учет материальных запасов, операций с денежными
средствами.

В магазинах работают продавцы, которые контактируют с покупателями, выкладывают товар на прилавки, следят за наличием необходимого количества товара в магазине. Продавцы в магазинах — все женщины, возраст которых 35-55 лет. Образование у 9 из них среднее профессиональное, у остальных общее среднее.

2.2. Оценка стиля управления в ООО «Авто-Трейд»

Директор имеет высшее образование, его возраст 52 года. Он осуществляет большой объем работы, всегда успевает всё сделать в положенные сроки, своевременно подготавливает необходимые отчеты. Всё это свидетельствует о достаточно высоком профессионализме.

Он самостоятельно решает вопросы по всем магазинам, осуществляет прием и увольнение работников. При выборе своих подчиненных он учитывает прежний опыт работы, наличие маленьких детей. Так как это поселок и
практически все друг друга знают, то возможно также учитывать личные
качества, такие как ответственность, трудолюбие, чистоплотность.

Директор отлично анализирует факты и, учитывая необходимую информацию, принимает взвешенные решения. Из разных вариантов, выбирает
лучший. Отличается хорошей обучаемостью, может эффективно отделять важное от второстепенного. Подчиненные обращаются к нему за советом, рассчитывая на его способность принимать правильные решения. Расставляя
корректно приоритеты, директор умеет планировать свою деятельность. Он внимательно относится к деталям работы, а не только задаче в целом. Он
обладает теоретическими знаниями и практическими навыками, а также таким необходимым качеством, как предприимчивость. Он не боится брать на себя ответственность за принимаемые им решения.


Директор прогнозирует ситуацию, предвидит развитие событий.

При принятии некоторых решений, он интересуется мнением своих
работников, но в основном поступает по-своему. Он очень взыскателен, порой требует от сотрудников больше, чем положено по должностной инструкции. Личные проблемы работников его практически не интересуют. К дисциплине в коллективе директор относится строго. Поощряет недостаточно, а наказывает значительно чаще.

Нами проведен опрос сотрудников. В нем приняло участие 10 человек.

Было задано три вопроса с вариантами ответов. Первый вопрос звучал так: «Какого стиля управления придерживается ваш начальник?». Варианты ответов:

1 .Демократического. К вам он настроен дружески, любит общаться на
рабочие темы, сторонник разумной дисциплины.

2. Авторитарного. Любую вашу инициативу подавляет полностью. Требует жесткой дисциплины.

3. Либерального. По отношении к вам мягок, даже покладист. Свои решения доводит до вас не приказами, а просьбами.

Все из опрошенных единогласно отметили ответ под номером два, то есть директор придерживается авторитарного стиля управления.

Второй вопрос звучал так: «Участвуйте ли вы косвенно в принятии решений начальника?». Варианты ответов:

1. Да, наш начальник, советуется при принятии решений, но окончательный выбор делает сам.

2. Он единолично принимает все решения и реализует их с помощью
приказов и распоряжений.

3. Решения, как правило, сам не принимает, все взваливает на нас.

И на этот вопрос опрошенные работники ответили единогласно: он
единолично принимает все решения и реализует их с помощью приказов и
распоряжений.

Третий вопрос: «Устраивает ли вас ваш начальник? Хотели ли вы что-то
поменять в его стиле управления?». Варианты ответов:

1. Да, меня полностью устраивает мой начальник. Ему ничего не нужно
менять в своем стиле управления.

2. Нет, мне не нравится отношение начальника, так как ему не хватает
демократичности по отношению к подчиненным.

3. Нет, мне не нравится отношение начальника к подчиненным, но ему
ничего не нужно менять в своем стиле управления.

На этот вопрос ответили не единогласно, но большинство ответили, что
отношение начальника к ним их полностью устраивает (6 человек из 10). 3 человека из 10 дали ответ под номером 2, то есть ответили, что начальнику не хватает демократичности. И соответственно 1 человек из 10 ответил, что
начальнику ничего менять ненужно по отношению к подчиненным.


Из всего вышесказанного следует, что стиль руководства у начальника
наиболее всего соответствует директивному стилю. Авторитарный руководитель, как правило, как можно больше централизует полномочия, структурирует работу своих сотрудников и практически не дает им свободы в принятии решений. Он очень плотно управляет всей работой в рамках его компетенции и для того, чтобы обеспечить реализацию работы, может оказывать психологическое давление.

Когда автократ избегает негативного давления, и использует вместо этого вознаграждение, он получает статус благосклонного автократа. Не смотря на то, что он продолжает оставаться авторитарным управленцем, доброжелательный автократ проявляет активную заботу о благополучии и настроении работников. Возможно, он даже пойдет на то, чтобы позволять или поощрять их участие в планировании заданий. Но фактически он сохраняет за собой власть принятия и исполнения решений. И как бы доброжелателен ни был этот начальник, он простирает свой авторитарный стиль дальше, структурируя задания и навязывая обязательное соблюдение большого количества правил, которые строго регламентируют поведение подчиненного.

В настоящее время директор использует методы прямого воздействия,
которые носят обязательный характер. Они основаны на власти, дисциплине,
принуждении, ответственности, а именно административно-распорядительные методы управления.

В управлении руководитель использует следующие инструменты: распоряжение, приказ, инструктаж.

Отрицательные стороны авторитарного стиля руководства состоят в
следующем: абсолютное подавление инициативы подчиненных, работникам известны лишь ближайшие цели; угроза принятия неверных решений; требуется существенная работа и контроль со стороны руководителя, что лишает у него много ресурсов и сил.

Положительные стороны авторитарного стиля управления: невысокие требования к квалификации подчиненных; быстрота принятия решений и реагирования в сложных ситуациях; высокий контроль над исполнением распоряжений.

2.3. Недостатки существующего стиля управления

Было выявлено, что начальник самостоятельно принимает решения, и лишь потом ставит в известность подчиненных. Это значит, что существует проблема неполного сотрудничества с подчиненными. Степень взаимодействия директора с работниками оценена как низкая.