Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Сравнительная оценка практики проведения промышленной политики разных стран: США, Бразилия, страны ЕС и РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Активность различных моделей государственно-частного партнерства. В административной сфере под общим руководством президента США были специально созданы Национальный Совет по науке и технологиям, Совет экономических консультантов, Совет по устойчивому развитию и др. При Министерстве торговли был учрежден центр управления целевыми государственными корпоративными программами, призванный координировать и контролировать разработку и внедрение инноваций. Например, в рамках программы инновационного партнерства штаты совместно с федеральными ведомствами, университетами и промышленными предприятиями сотрудничают в области устранения барьеров для применения новых технологий в таких областях, как медицина, энергетика, телекоммуникации, экология. Также предполагаются мероприятия по стимулированию технологической конкурентоспособности территорий, традиционно получающих меньшее государственное финансирование [25, 68].

3. Дифференцированный механизм содействия развитию предпринимательства и повышения его конкурентоспособности. Существенную роль в промышленной политике США играют налоговые инструменты государственного регулирования, а также интеграция налоговой и научно-технической политики. К примеру, федеральным законодательством установлены особые льготы корпорациям, увеличивающим расходы НИОКР в рамках собственной хозяйственной деятельности (налоговая скидка в размере 25% доли, вычитаемой из общего объема годовой прибыли корпорации).

4. Развитие кластерных моделей организации промышленных комплексов. Территориальная концентрация однородных производств и формирование на базе технологических цепей промышленных комплексов оказывают существенное влияние на рост производительности в экономике США. В настоящее время правительство пытается, обобщив опыт кластеризации в инфокоммуникационных технологиях (Силиконовая долина), распространить его на такие области, как мебельное производство (штат Миссисипи), ювелирное дело (штат Род-Айленд), биотехнологии (штат Массачусетс). К разновидностям таких кластерных форм эксперты относят также крупнейшие агломерации - Нью-Йорк (финансовый центр), Голливуд (киноиндустрия), Лас-Вегас (игровой бизнес и сектор услуг) [13, 41].

2.2. Промышленная политика Бразилии

На протяжении ХХ века экономика Бразилии развивалась в условиях постепенного усиления государственного сектора, который в период существования авторитарных недемократических режимов играл роль локомотива экономического развития. Бразильскими экономистами накоплен уникальный теоретический опыт, практический потенциал развития экономики в условиях существования как авторитарных, так и нестабильных демократических режимов [10].


В настоящее время Бразилия уверенно входит в десятку наиболее крупных экономик мира и имеет довольно внушительный собственный инновационный задел [6].

Участие России в неформальном союзе развивающихся стран наряду с Бразилией, Индией и Китаем способствует росту российско-бразильских экономических отношений. В подобной ситуации представляется актуальным изучение основных направлений развития экономической науки в современной Бразилии, в том числе – проблем индустриализации и деиндустриализации бразильской экономики.

Наряду с базовыми отраслями промышленности, Бразилия обладает развитым информационно-телекоммуникационным сектором и располагает комплексом передовых с точки зрения использования новейших технологий производств, продукция которых экспортируется, в том числе в Европу и США. Она занимает одно из передовых мест в авиастроении, причем освоение этого рынка Бразилией произошло всего около двух десятилетий назад. Так, сегодня самолеты “Embraer” - самые продаваемые региональные летательные аппараты в мире. В 2006 году Бразилия присоединилась к «клубу» обладателей ядерных технологий. Бразильские специалисты преуспели в области глубоководного бурения, разведки и эксплуатации месторождений на океанском шельфе. Месторождения, открытые ими в течение последних лет, серьезно усиливают экономический потенциал страны, ликвидируя энергодефицитность национальной экономики. По таким направлениям нового технологического цикла, как биотехнологии и генная инженерия, Бразилия входит в десятку ведущих стран мира. [32, 53-54].

Эти достижения стали возможны, благодаря преодолению либерального тренда конца XX века и реанимации промышленной политики. В настоящее время акценты делаются в сторону методов стимулирования, направленных на строительство объектов инфраструктуры, создание частных предприятий и их агломераций, поощрение инноваций, повышение конкурентоспособности национальных промышленных товаров, как на внешних, так и на внутренних рынках в условиях открытой экономики [15, 39].

Одна из важнейших составляющих промышленной политики в Бразилии − привлечение капиталовложений, в том числе иностранных. Совершение сделок с участием иностранного капитала, особенно крупных, правительство жестко увязывает с решением фундаментальных экономических задач, в частности, с выходом на внешние рынки, локализацией «верхних этажей» производственного цикла и обретением ноу-хау. Постепенно совершенствуется правовой фундамент промышленной политики. В 2004 г. вступил в силу закон 11.079, регламентирующий частно-государственное партнерство. Согласно принятому в 2007 г. закону 11.487 практически вдвое уменьшаются налоги, выплачиваемые частными компаниями на инвестиции в НИОКР, выполненные самостоятельно или во взаимодействии с университетами. Малым компаниям, сделавшим такого рода ассигнования, предоставляются субсидии [21, 22].


Одним из ключевых элементов новой промышленной политики Бразилии выступает министерство науки, технологий и инноваций, созданное в 1985 году. Его основные функции: разработка, планирование и координация национальной политики в области науки, технологий и инноваций. В систему министерства входят Центр управленческих и стратегических исследований, Национальный комитет по ядерной энергии, Бразильское космическое агентство, 19 центров науки, технологии и инноваций, в также 4 государственных предприятия, занимающихся исследованиями в области мирного атома, космоса и передовых электронных технологий. При министерстве действует Национальный совет по развитию науки и технологий. В его состав входят представители федерального правительства, промышленного сектора, а также университетов и научно-исследовательских центров. Бюджетное финансирование НИР осуществляется через 16 отраслевых фондов, входящих в Национальный фонд развития науки и технологий [32, 54].

Важнейшей составной частью инновационной политики является создание соответствующей инфраструктуры инновационных систем: технопарки, технологические инкубаторы, инновационные центры, кластеры и т.д. Организационно они способствуют формированию инновационной цепочки и созданию устойчивых связей между различными агентами инноваций, прежде всего учеными и предпринимателями. Инновационные кластеры как правило создаются вокруг ведущих университетов, что позволяет решить проблему нехватки квалифицированных кадров и развернуть на их территории научные центры и лаборатории известных ТНК и ведущих бразильских компаний. На сегодняшний день во всех регионах страны реализуется 74 проекта технопарков. Порядка 25 технопарков активно работают, остальные находятся в стадии проектирования и реализации проекта [30, 23].

Основным инструментом финансовой поддержки предприятий, университетов, технологических институтов и других государственных и частных организаций, осуществляющих инвестиции в НИР, является Агентство по финансированию исследований и проектов (Financiadora de Estudos е Projetos, FINEP). Помимо предоставления финансовых средств на безвозвратной основе государственным исследовательским институтам агентство оказывает финансовую поддержку предприятиям на всех стадиях создания инновационного продукта - от проведения фундаментальных и прикладных исследований до внедрения новых технологий в производство продуктов, процессов или услуг. К инвестициям на таких направлениях, как аэронавтика, энергетика, биотехнологии, ИТ, особенно в стартапах, подключается и мощный госсектор [32, 55].


Хотя тенденция к развитию промышленного производства характерна для всего региона Латинской Америки, Бразилия от большинства стран-соседей отличается тем, что здесь сложилось долгосрочное видение перспектив промышленной политики, закрепленное в официальной стратегии индустриального развития, принятой в 2003 году [21, 21].

Основой данной стратегии стала программа под названием «Промышленная, технологическая и внешнеторговая политика». В качестве главных были избраны четыре направления: производство инвестиционных товаров, медикаментов, полупроводников и программного обеспечения. Особое внимание уделялось технологической культуре производства. Реализация программы дала определенные положительные результаты. К концу прошлого десятилетия за счет местного производства обеспечивалось свыше 90% внутреннего спроса на промышленные изделия, в том числе более 80% — на машины и оборудование. О растущем качестве бразильских готовых изделий свидетельствует тот факт, что на середину 2008 г. свыше 8 тыс. предприятий выпускали почти 8,8 тыс. наименований промышленных товаров, отмеченных сертификатом качества Международной организации стандартов ISO 9001[30, 26].

Глобальный кризис 2009 года породил проблемы, связанные с деиндустриализацией экспорта и усилением конкуренции со стороны иностранных промышленных товаров на внутреннем и региональном рынках. Пакет мер по стимулирования перехода промышленности на инновационные рельсы, принятый федеральным правительством в апреле 2012 года, включает снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование МСП, осуществляющих инвестиции в модернизацию производства, расширение государственных программ поддержки экспорта и экспортных производств, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, стимулирование развития информационных технологий и связи, поддержку национальных производителей через систему госзакупок [32, 57].

Весьма благоприятную перспективу открывает нынешняя индустриальная политика Бразилии перед определенной частью учащейся молодежи — университетскими студентами, избравшими дефицитные в промышленности специальности так называемой группы STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics). В соответствии с проводимой с 2007 г. Федеральной программой подготовки кадров число студентов, обучающихся профессиям указанной группы, только в 2012—2016 гг. должно удвоиться. В 2012 г. президент Бразилии Дилма Руссефф озвучила инициативу, согласно которой тысячи старшекурсников названного профиля будут бесплатно сроком на год командированы для продолжения и (или) завершения учебы в ведущие университета Запада. С 2010 г. правительство обязалось выплачивать каждому молодому исследователю, решившему работать в промышленности, половину его жалованья в течение трех лет [20, 39].


Тепляков А.Ю. и Толкачев С.А. отмечают, что несмотря на активные усилия правительства по стимулированию национального хозяйства в целом и инновационной промышленной деятельности в частности современная бразильская экономика имеет свои проблемы. К ним можно отнести: высокие предпринимательские риски, нехватку квалифицированных кадров, недостаточный уровень капиталовложений в целом и инвестиций в НИР в частности; низкую производительность труда, ограничения по продвижению высокотехнологичных товаров на внешний рынок, где существует жесткая конкурентная борьба, и т. д. Институциональной подоплекой такого положения вещей выступает сосредоточенность бразильской инновационной системы на академических научных исследованиях и недостаточная координация между НИР, производством и коммерциализацией разработок, что ведет к низкому уровню конвертации знаний в инновационную продукцию. По доле продукции высокотехнологичных отраслей в общем объеме производства обрабатывающей промышленности Бразилии отрыв от промышленно развитых стран составляет примерно 1,6 раза [11, 48].

Рисунок 2.

Ежегодные темпы прироста объемов промышленного производства в Бразилии в 1990-2013 гг., %

Источник: Brazil Institute of Geography and Statistics. Brazil Industry Chart. https://www.focus-economics.com/country-indicator/brazil/industry

Однако после бурного восстановительного роста Промышленного производства в 2010 году (10,2%) в бразильской экономике наблюдается тенденция к его стагнации: +0,4% - в 2011, -2,3% - в 2012, +2,1% - в 2013, -3,2 - в 2014 гг [32, 57].

Н.В. Новикова считает, что изучив опыт промышленной политики Бразилии при формировании промышленной стратегии в России нужно учесть следующее [19, 112]:

  • во-первых, для успешного экономического роста в стране нельзя заострять внимание исключительно на импортозаменяемой продукции. Импортозамещение, как правило, ограничивается емкостью внутреннего рынка, поэтому дальнейшее расширение возможно обеспечить только за счет экспорта. При этом важно знать, что если эти отрасли подвергаются протекционистским мерам, то их конкурентоспособность снижается;
  • во-вторых, если отрасль насытила внутренний рынок или он не емкий, и нет никакой возможности для дальнейшего импортозамещения, то следует осуществлять стимулирование выхода на внешние рынки;
  • в-третьих, использование протекционистских мер не всегда возможно, поскольку страна, являясь членом ВТО, обязана соблюдать определенные обязательства по либерализации внешней торговли. И если страна еще использует протекционизм в отношении других отраслей, она, вероятно, все еще будет иметь завышенный валютный курс. Поэтому таким отраслям должны оказываться финансовые и экономические меры поддержки: прямые и косвенные субсидии, налоговые льготы н пр., чтобы создать полноценную конкуренцию.