Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Сравнительная оценка практики проведения промышленной политики разных стран: США, Бразилия, страны ЕС и РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В своей статье [20, 46-47] Нутенко Л.Я. делает вывод, что в целом результаты бразильской промышленной политики по многим направлениям сравнительно высоки. Это проявляется прежде всего в сдвигах инновационного плана, например, создании и укоренении ряда конкурентоспособных высокотехнологичных отраслей. В то же время подвижки в локализации по большому счету весьма скромные. В автостроении последняя выдвинута фактически только как цель, в авиастроении такая цель официально до сих пор не ставится. В довольно энергично растущих информатике и микроэлектронике приходится встраиваться на низшие (базирующиеся преимущественно на импорте практически всех сложных комплектующих) «ступеньки» упомянутых выше глобальных производственных цепочек.

2.3. Промышленная политика стран ЕС

Страны Европейского союза также сегодня озабочены проблемой возрождения и развития собственной промышленности, осознавая, что преодолеть последствия глобального финансово-экономического кризиса 2007—2008 гг. и обеспечить устойчивый рост без мощных производственных отраслей нельзя. В принятом документе «За промышленный ренессанс» Еврокомиссия поставила задачу к 2020 г. довести долю промышленного сектора в ВВП с сегодняшних 16 до 22% [18, 21].

Концепция промышленной политики и механизм ее применения, разработка которых началась с конца 50-х — начала 70-х годов, широко стали внедряться в 80-е годы после создания соответствующей правовой базы в виде среднесрочных программ экономического развития ЕС, а позднее — программ развития НИОКР. Активное вмешательство государства, обусловленное необходимостью послевоенного восстановления и реконструкции экономик большей части европейских стран, было характерной чертой промышленной политики до 70-80-х годов прошлого столетия. В 60-е годы она была ориентирована на достижение лидирующего уровня технологического развития, соответствующего экономике США, способного нивелировать угрозы от усиливающихся конкурентных позиций производств Японии. В период 80-90-х годов получают развитие процессы дерегулирования и широкомасштабной приватизации [5, 165].

С начала 90-х годов в связи с завершением формирования единого внутреннего рынка стран-членов ЕС в промышленной политике возобладал подход, характеризующийся ориентацией на свободную конкуренцию в рамках открытого рынка и применением так называемых горизонтальных мер, направленных на повышение эффективности производства и внедрение новых технологий во всех отраслях промышленности. Этот подход нашел отражение в Договоре о создании Европейского союза, подписанном в 1992 г. (Маастрихтский договор), в котором впервые появился специальный раздел «Промышленность». Маастрихтский договор провозгласил главной целью промышленной политики повышение международной конкурентоспособности промышленности ЕС [5, 166].


Несмотря на то, что страны ЕС давно живут под лозунгом внедрения высоких технологий в средне- и низкотехнологичные отрасли, сегодня для этих стран продолжает быть актуальной проблема глубокой технологической модернизации промышленных секторов экономики. В настоящее время промышленный профиль стран ЕС определяют традиционные отрасли, такие как металлообработка, пищевая промышленность, машиностроением Высокотехнологичные сектора экономики занимают существенно меньшую долю — не более 12% [18, 21-22].

Из европейских стран выделяется лишь Германия, которая сумела сохранить свое промышленное ядро и занимает в промышленном производстве стран ЕС долю в 30%, что в 2 с лишним раза превышает долю Италии и почти в З раза долю Франции. Нельзя не отметить и качественные характеристики промышленного сектора Германии. Структуру немецкой промышленности сегодня определяют такие отрасли, как машиностроение, электротехника, автомобилестроение, химическая отрасль, включая фармацевтику, которые занимают около 54% всей промышленности. Такая специализация удачно вписалась в потребности по обновлению производственной базы большинства стран Центральной и Восточной Европы и многих других развивающихся стран. Достаточно диверсифицированный по географии, востребованный на мировом рынке по товарной номенклатуре и качеству экспорт Германии все еще является локомотивом роста национальной экономики и позволяет ей выстоять в трудные времена [7, 172].

В настоящее время Еврокомиссия уделяет достаточно внимания развитию высокотехнологичных секторов промышленного производства, призывая наращивать расходы на НИОКР в государственном и частном секторе, проводить взвешенную налоговую и реалистичную энергетическую политику, ликвидировать административные барьеры на пути создания новых предприятий, поощрять более активное участие малых и средних фирм во внешнеэкономической деятельности.

На реализацию целей технологической модернизации промышленных секторов экономики, в частности, направлена Европейская рамочная программа исследований и инноваций «Горизонт — 2020», которая стартовала в 2014 г. Программа ставит амбициозные цели — способствовать развитию в Европе экономики, основанной на научных знаниях и инновациях, повышению конкурентоспособности региона и экономическому росту, созданию новых рабочих мест и улучшению качества жизни.

Семилетний бюджет Программы составляет 80 млрд евро. Эти средства будут направлены на решения трех важнейших задач [18, 23]:


■ создание передовой науки (высококвалифицированные кадры, финансирование исследований по созданию принципиально новых технологий будущего, формирование исследовательской инфраструктуры мирового уровня) — 27,8 млрд евро;

■ обеспечение лидерства в индустриальном развитии (в таких областях, как ИКТ, нанотехнологий, передовые производственные технологии, робототехника, биотехнологии и космос) — 20,28 млрд евро;

■ решения социально значимых задач (здравоохранение; сельское хозяйство, экономика морских и биологических ресурсов; энергетика; транспорт; предотвращение изменения климата, защита окружающей среды, эффективное использование ресурсов и сырьевые материалы; рефлексирующее общество; безопасность) — 35,8 млрд евро.

С целью преодоления отставания развития в 2000 г. в Лиссабоне главами европейских государств была подписана общая декларация (Лиссабонская стратегия), принципы которой легли в основу современных экономических и структурных реформ ЕС. Стратегическая задача в ней была формулирована как намерение сделать Европейский союз «самой конкурентоспособной и наукоемкой экономикой в мире, способной к устойчивому экономическому росту при создании большего количества и более качественных рабочих мест и более высокой степени социальной сплоченности» [5, 168]

Рисунок 3.

Основные направления промышленной политики ЕС

Источник: Валитов Ш.М. Управление конкурентными преимуществами при проведении промышленной политики / Ш.М. Валитов, А.Р. Сафиуллин; Федер. Агентство по образованию, Казанский гос. Финансово-экон. ин-т. – Москва: Экономика, 2010. – C.169.

На основе обозначенных проблем в Лиссабонской стратегии выделены ключевые приоритеты, на которых строится промышленная политика ЕС [5, 170]:

• создание информационного общества;

• создание Европейской зоны инноваций, научных исследований и разработок;

• либерализация через завершение создания единого рынка и совершенствование политики государственной поддержки и конкуренции;

• создание промышленных сетей в области телекоммуникаций, инфраструктуры и транспорта;

• совершенствование правовых условий деятельности предприятий, в особенности вновь создаваемых;

• содействие социальной вовлеченности путем расширения состава рабочей силы, повышения квалификации и модернизации социальной защиты;

Широкое применение в промышленной политике ЕС, как и в США, получили различные формы государственно-частного партнерства.


Принцип, который лежит в основе такого сотрудничества, состоит в разделении обязанностей. Частные партнеры принимают на себя ответственность за эффективную реализацию задач с учетом предположения о том, что частная структура, безусловно, реализует их более результативно и экономически эффективно, чем государственная. При этом государственные партнеры отвечают за соблюдение общественных интересов.

Основной целью государственно-частного партнерства является оптимальное использование бюджетных средств и улучшение качества услуг для конечного пользователя при передаче функций государственного сектора частному сектору. [28, 87].

2.4. Промышленная политика Российской Федерации

Поиск новых драйверов экономического роста является сегодня стратегическим вызовом для России, демонстрирующей крайне скромные темпы экономической динамики на фоне двух-, трехкратного отставания по уровню экономического развития от ведущих экономик мира. Затухание экономической динамики российской экономики и неспособность выйти на докризисные темпы экономического роста, ухудшение конъюнктуры мировых цен на энергоносители, обострение геополитической обстановки, введение санкций со стороны Запада, ограничивающих доступ России к инвестициям и высоким технологиям, свидетельствуют о невозможности дальнейшего развития на основе экспортноориентированной модели сырьевого роста. На повестке дня переход к новой модели, обеспечивающей качественный рост российской экономики на основе структурной модернизации, возрождения индустриального развития на базе инноваций [18, 33].

За последние полтора десятилетия было принято немало программных документов, в рамках которых инновационный сценарий развития декларировался в качестве базового, формулировались основные цели, задачи и этапы заданного курса. Впервые такая задача была поставлена в «Основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г.». Позднее, в 2008 г. Правительство РФ одобрило «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.», «Стратегию инновационного развития РФ на период до 2020 г.».

Рассматривая развитие промышленности в последние полтора десятилетия, Ю. Симачев, М. Кузык и Е. Погребняк выделяют 4 этапа становления промышленной политики России в 2000-е годы [29, 10] (приложение, таблица 2).


В целом в период 1992—2013 гг. в условиях постоянно изменяющейся экономической динамики и недооценки значения роли промышленной политики в современном развитии темпы роста и масштабы выпуска продукции по большинству промышленных видов деятельности заметно отстали от дореформенного уровня (таблица 3). Особенно неблагоприятная картина наблюдалась в выпуске продукции инвестиционного назначения.

Таблица 3

Индексы промышленного производства по видам экономической деятельности (1991 = 100)

Показатель

1992

1995

2000

2008

2009

2013

Добыча полезных ископаемых

88,2

70,7

74,3

105,6

102,7

110,8

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

94,7

77,8

80,9

117,6

116,3

123,9

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

71,0

52,0

60,0

68,2

57,2

67,6

Обрабатывающие производства

81,8

47,5

51,0

82,9

70,3

88,7

Производство машин и оборудования

84,4

38,1

32,3

63,3

42,3

53,7

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

79,8

0,3

45,3

137,1

93,8

131,4

Производство транспортных средств и оборудования

85,3

45,0

53,1

59,7

40,9

68,7

Источник: Россия в цифрах 2014. Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2014. С. 243,244.

Таким образом, проведенная в России рыночная трансформация не только не остановила начавшееся в конце 80-х падение промышленного производства, но придало ему новое ускорение. В результате экономический и промышленный спад оказались и продолжительнее, и масштабнее, чем в большинстве восточноевропейских стран. Более того, постсоветской Россией был запущен классический процесс деиндустриализации национальной экономики, под которым подразумевается комплекс социальных и экономических изменений, вызванных масштабным снижением или полным прекращением индустриальной активности в отдельных секторах национального хозяйства и регионах, ведущий к существенному снижению такой активности и в национальных масштабах [18, 53].