Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятия (Использование прибыли предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит упомянуть и о существовании психологической теории прибыли, представители которой (Н. В. Сениор, Ф. Найт, Дж. Ф. Уэстон) утверждают, что прибыль возникает вследствие действия психологических факторов, когда предприниматели содержатся в повседневной жизни для использования своего капитала на личное потребление и благодаря этому получают прибыль. Конечно, влияние психологических факторов на социально-экономические отношения, особенно на поведение их субъектов, трудно отрицать, но ограничиваться только ими не стоит. Такие теории не учитывают то, что прибыль – это объективное экономическое явление, а потому является субъективно-идеалистическими [3]. Применение данной теории для определения прибыли банка не является целесообразным, что объясняется особенностями банка как учреждения, которая оперирует вовлеченным и заимствованным капиталом, а не капиталом акционеров.

Современная экономическая теория, исследуя вопрос прибыли, базируется на институциональных теориях, для которых характерным является объяснение происхождения прибыли как продукта перераспределительных отношений и влияния социальных институтов, таких как государство, профсоюзы и др. В дальнейшем развитии теорий прибыли сторонники неоинституционального направления исходят из того, что на крупных предприятиях собственник заменен менеджером, соответственно, стимул максимизации прибыли как таковой теряет свое значение. Как результат, они обосновывают в качестве целей управления прибылью такие неприбыльные категории, как рост объемов производства, стремление выжить в условиях конкуренции, коллективное благосостояние, общественный престиж и тому подобное. Так, представитель управленческой теории Р. Маррис утверждает, что провозглашение цели роста и диверсификации для фирмы являются более надежными по сравнению с максимизацией прибыли. Аргументы ученого построены на том, что современная фирма управляется менеджерами. Поэтому, если фирма демонстрирует высокие темпы рост, менеджеры получают высокое вознаграждение. Прибыль в данном случае является показателем, величину которого сложно оценить владельцу (акционеру), а, следовательно, достаточно проблематично оценить активность менеджеров на основе такого критерия, как прибыль. Критерием оценки эффективности деятельности фирмы уже есть не прибыль, а, например, показатель роста объема продаж [10]. С точки зрения банковского бизнеса эта теория является актуальной и перспективной учитывая кризисные явления в экономике, когда цель максимизации прибыли отходит на второй план.


Экономические теории, исследовавших сущность прибыли:

1. компенсаторные. Прибыль является платой предпринимателю за риск, за его услуги, за вложенный в производство капитал (как фактор производства), а также за выполнение организационно-экономических функций. Ж. Б. Сей, Й. Шумпетер, Ф Найт, К. Менгер, Ф. Визер, А. Маршалл, Л. Вальрас и др.

2. функциональные. Прибыль возникает из-за несовершенства рынка, слабость конкуренции и возможность предприятий удерживать монопольные преимущества, которые достигаются, в частности путем внедрения инноваций. Е. Чемберлин, П. Самуельсон, Дж. Робинсон.

3. трудовая. Прибыль является преобразованной формой прибавочной стоимости, что создается вычетом из продукта труда рабочих на пользу предпринимателя (неоплаченный труд наемных работников). К. Маркс.

4. психологическая. Прибыль есть психологическим фактором, то есть предприниматели ради производства и накопления живут своим благосостоянием, содержатся в повседневном использовании средств на личное потребление, и благодаря этому получают прибыль. П. Самуэльсон.

5. неоинституциональная. Прибыль и ее максимизация уже не является главной целью предприятия. Прибыль не является критерием оценки деятельности фирмы, ведь менеджеры и владельцы имеют разные цели. Р. Маррис, Г. Саймон.

Итак, подытоживая сущностный подход к определению прибыли, можно сделать вывод, что теорию прибыли банка целесообразно разрабатывать на постулатах компенсаторной и неоинституциональной теории.

В расчетном подходе к определению прибыли за основу берется методика определения финансовых результатов как разницы между доходами от определенного вида деятельности и расходами, связанными с ее осуществлением. Расчетные подходы при определении прибыли в международной финансовой практике реализуются, основываясь или на финансовой, или физической концепции капитала. Согласно первой, прибыль считается полученной, если финансовая (денежная) сумма чистых активов в конце периода превышает финансовую (денежную) сумму чистых активов в начале периода после вычета всех распределений и взносов владельцев в течение периода, согласно второй – если финансовая производительность или операционная способность компании в конце периода превышает физическую производительность в начале периода после вычета всех распределений и взносов владельцев в течение периода.

Исследуя результаты наработок отечественных и зарубежных ученых в области анализа экономической деятельности, в частности С. В. Мочерного, И. М. Парасия-Вергуненка, А. А. Рыбаки, В. С. Стельмаха, можно сделать вывод, что в определении понятия «прибыль» они рассматривают его по расчетным подходам, а именно как разницу между полученными доходами и расходами, которые сопровождали эти доходы, за определенный промежуток времени. При этом акцент делается на порядке определения размера прибыли. Так, А. М. Мороз трактует прибыль как «...превышение их доходов над расходами» [1]. В Энциклопедии банковского дела С. Стельмах уточняет определение: «Прибыль – превышение доходов банка над расходами (разница между ими) до уплаты налога на прибыль» [12].


Ряд ученых сходятся во мнении, что при формулировке определения сущности прибыли акцентируется внимание на том, что он является результативным (количественным) показателем, что возникает в результате его деятельности. Так, И. М. Парасий-Вергуненко дает следующее определение прибыли: «Это финансовый показатель результативности деятельности организации, банка, величина которого зависит от трех основных компонентов: доходов, расходов и налогов, уплаченных в бюджет» [13]. По В. Я. Груздевич прибыль имеет похожее определение: «это финансовый показатель результативности деятельности предприятия. В целом прибыль зависит от трех «глобальных» компонентов: доходов, расходов и налогов, уплаченных в бюджет» [14]. В разрезе этого направления достаточно широкое определение дает экономист С. Носова, которая утверждает, что «прибыль – это результат всей хозяйственной деятельности фирм» [15].

С точки зрения отражения прибыли в финансовой отчетности ученые Е. Хендриксен и М. Ван. Брэд выделяют следующие подходы к пониманию прибыли:

- синтаксический – рассматривает прибыль в аспекте методики и правил ее расчета;

- семантический – изучает прибыль через ее связи с основными экономическими реалиями;

- прагматический – исследует прибыль с позиции ее использования инвесторами независимо от того, как он определен или рассчитан.

Использование того или иного подхода, по мнению ученых, обуславливается целями, которые ставят перед собой пользователи данной отчетности, и содержательной нагрузкой, которую несут в себе имеющиеся в ней показатели [16].

С точки зрения налогового учета прибыль является базой налогообложения для осуществления фискальных платежей, методика расчета прибыли в налоговом учете может отличаться от финансового, ведь разнится и перечень доходов и расходов, включаемых при расчете прибыли. Их перечень регламентирован Налоговым Кодексом РФ.

В управленческом учете объектом управления является не сама прибыль, а факторы, влияющие на нее. Эта информация необходима руководству для принятия управленческих решений, а потому организация может самостоятельно определять перечень доходов и расходов, которые включаются в расчет прибыли, исходя из потребностей и задач управления. Кроме этого, в разрезе управленческого учета прибыль может определяться не с организацией в целом, но и за более мелкими сегментами, такими как центры финансовой ответственности, бизнес-направления и т. д.

Обобщение расчетного подхода к определению прибыли приведено на рисунке 1.2.


Итак, обобщая расчетный подход к определению прибыли, можно сделать вывод, что его целесообразно определять, как результативный показатель деятельности организации, равный разнице между полученными доходами и затратами, что сопровождали их, за определенный промежуток времени.

Современные западные экономисты определяют прибыль категорией благосостояния, то есть степенью улучшения благосостояния хозяйствующего субъекта за данный период времени. Так, по мнению Дж. Хикса «цель определения прибыли на практике состоит в том, чтобы дать людям представление о сумме, которую они могут потратить на потребление, не становясь беднее. Согласно с этой идеей, прибыль того или иного человека следует определять, как максимальную сумму, которую он может потратить в течении недели при условии, что его благосостояние до конца данной недели не уменьшится по сравнению с началом [14]. По нашему мнению, данное индивидуальное определение дохода может быть применено к любому субъекту хозяйствования.

Другой взгляд на доход имеют специалисты американского института бухгалтеров, которые утверждают, что «прибыль...является величиной, которая получается путем вычитания из доходов или выручки, себестоимости реализованной продукции, прочих расходов и убытков...» [19]. Зато специалисты Американского института присяжных бухгалтеров считают, что «чистая прибыль (чистый убыток) – превышение (дефицит) доходов над расходами за отчетный период...» [20].

Расчетный подход к определению прибыли

Прибыль как разница между доходами и расходами

Прибыль как показатель результативности

Реализация расчетного подхода в международной финансовой практике

Финансовая концепция капитала

Физическая концепция капитала

Прибыль считается полученной, если финансовая (денежная) сумма чистых активов в конце периода превышает финансовую (денежную) сумму чистых активов в начале периода после вычета всех распределений и взносов владельцев в течение периода

Прибыль считается полученной, если финансовая производительность или операционная способность компании в конце периода превышает физическую производительность в начале периода после вычета всех распределений и взносов владельцев в течение

Рис. 1.2. Расчетный подход к пониманию прибыли

Результаты научных исследований свидетельствуют, что современные исследователи в основном развивают теории прибыли экономистов XIX – начала XX в., приспосабливая их к новым условиям. С определенной степенью обобщения разнообразия методических подходов к определению сущности прибыли, по нашему мнению, можно выделить основные концепции прибыли, приведенные в табл. 1.2.


Таблица 1.2 – Альтернативные теории прибыли

Группировка теорий прибыли

Современные альтернативные теории прибыли

Компенсационные

Прибыль является платой предпринимателю за риск, его услуги, вложенные в производство капитала, а также за выполнение организационно-экономических функций.

Функциональные

Прибыль возникает из-за несовершенства рынка, слабость конкуренции и возможность предприятий удерживать монопольные преимущества, которые достигаются, в частности, путем внедрения инноваций.

Факторные

Прибыль является результатом взаимодействия одного (предпринимательства или капитала), нескольких (труда, земли, капитала) или всех факторов производства.

Трудовая

Прибыль является преобразованной формой прибавочной стоимости, которая создается вычетом из продукта труда рабочих в пользу предпринимателя (неоплаченный труд наемных работников).

Психологическая

Прибыль является психологическим фактором, то есть предприниматели ради производства и накопления жертвуют своим благополучием, содержатся в повседневном использовании средств на личное потребление, и благодаря этому получают прибыль.

Не вдаваясь в дискуссии относительно того, какая же из теорий является верной, следует отметить, что, по нашему мнению, согласно теории факторов производства, целесообразно рассматривать все факторы, которые привлекаются к производственному процессу – труд, землю, капитал, предпринимательские способности и информацию.

Функционирование предприятия, независимо от вида его деятельности и форм собственности, в условиях рынка определяется его способностью приносить достаточный доход.

Прибыль - это конечный результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы [1].

Прибыль является главной целью и мотивом предпринимательской деятельности, материальным источником экономического и социального развития, инвестиционной и инновационной деятельности. Он становится фактором совершенствования отношений собственности.

Так как прибыль является движущей силой деятельности любого предприятия, с переходом к рыночным отношениям роль прибыли значительно увеличивается, как для экономики государства в целом, так и для предприятия в частности.

На взгляд отечественных экономистов, в условиях выхода из финансово-экономического кризиса актуальной для решения остается проблема качественного управления прибылью предприятий на основе полного понимания его содержания и роли. При этом следует обращать внимание на экономическое содержание категории „прибыль" и обеспечивать этим принятие взвешенных управленческих решений относительно формирования, распределения и использования прибыли.