Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятия (Использование прибыли предприятия).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты формирования прибыли
1.1 Эволюция взглядов на понятие прибыли
1.2 Современные концепции прибыли
2. Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятия
2.1 Механизм формирования прибыли предприятия
3) прибыль от внереализационных операций - это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, сдачей имущества в аренду, дивидендами на ценные бумаги, дохода от владения долговыми обязательствами, поступлениями от экономических санкций и исчисляется как разница между доходами, полученными в результате выполнения этих операций и расходами на их выполнение.
Чистая прибыль предприятия используется в двух направлениях:
1. Направление использования чистой прибыли - реинвестирование в развитие предприятия (на повышение его организационно-технического уровня).
2. Направление использования чистой прибыли – потребление.
Управление прибылью представляет собой процесс выработки управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии.
Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу: интегрированность с общей системой управления предприятием; комплексный характер формирования управленческих решений; высокий динамизм управления; многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений; ориентированность на стратегические цели развития предприятия.
С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи [3].
Оценка качества прибыли предприятия базируется на определенной системе показателей и критериев.
Качественная прибыль предприятия на стадии его использования определяется соответствием совокупности следующих условий:
1) какая часть чистой прибыли, полученной в (t-1) году, будет направлена на реинвестирование, а какая - на потребление в следующем плановом году (t-м году);
2) насколько та часть чистой прибыли, которая будет направлена на реинвестирование, обеспечит общий рост экономической эффективности предприятия, а та его часть, которая будет направлена на потребление будет отвечать динамике увеличения эффективности [1].
Количественным критерием такой оценки является рост интегрального показателя экономической эффективности предприятия.
Управление использования прибыли также включает формирование дивидендной политики. Дивидендная политика играет большую роль в реализации финансовой стратегии предприятия.
Значение прибыли в деятельности предприятия невозможно переоценить. Прибыль является главной целью, главной мотивацией и главным источником развития любой предпринимательской деятельности. Эффективное использование прибыли приведет в дальнейшем к увеличению активов предприятия, а созданные резервы помогут предприятию выстоять в трудное время.
Однако современный этап развития рыночной экономики, сложные конкурентные условия, наличие кризисных явлений требуют других подходов и взглядов на прибыль. И в этом смысле важной задачей в анализе прибыли предприятия является определения ее качества.
Заключение
Понятие прибыли всегда было дискуссионным, что подтверждается наличием значительного количества теорий относительно его определения и источников формирования. По результатам проведенного исследования нами обосновано, что при формулировке определения сущности прибыли нужно базироваться на компенсаторном и неоинституциональном подходах, особое внимание акцентируя на компенсации инвестору за риск и вложенный капитал, а также на том, что максимизация прибыли в современных нестабильных условиях хозяйствования, не является основной целью организации любой формы хозяйствования.
Значительное количество ученых являются сторонниками расчетного подхода к определению прибыли, акцентируя внимание на том, что она является разницей полученных доходов и понесенных расходов. Формулируя определение прибыли, в нем стоит отметить возникновение различий в его расчете в зависимости от цели расчета.
Таким образом, давая определения прибыли, необходимо сочетать сущностный и расчетный подходы, указывая на теоретический аспект данного понятие и отмечая методику его расчета. Следовательно, прибыль – это выраженный в денежном эквиваленте доход владельца за вложенный капитал и риски ведения хозяйственной деятельности, который рассчитывается как разница между полученными доходами и понесенными расходами за определенный промежуток времени, состав которых может меняться в зависимости от целей пользователей. Вышеприведенная формулировка даст возможность комплексно понимать прибыль и адекватно оперировать им при принятии управленческих решений.
Список использованной литературы
- Алексейчева Е. Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 c.
- Амосова В. В. Экономическая теория / В. В. Амосова, Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова. - М.: Эксмо, 2011. - 736 c.
- Барышникова Н. А. Экономика организации: Учебное пособие для СПО / Н. А. Барышникова Т. А. Матеуш М. Г. Миронов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 191 c.
- Бурганов Р. А. Экономическая теория: Учебник / Р. А. Бурганов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
- Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2015. - 392 c.
- Елисеева И. Финансовые результаты и их достоверность / И. Елисеева, Я. Соколов // Вопросы экономики. – 2010. – № 10. – С. 90 – 100.
- Клочкова Е. Н. Экономика организации: Учебник для СПО / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 447 c.
- Кошик Ю. В. Подходы к отражению прибыли в бухгалтерском и налоговом учете [Электронный ресурс]: Экономические науки. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/23_WP_2011/Economics/3_91202.doc.htm
- Лопарева А. М. Экономика организации (предприятия): Учебно-методический комплекс / А. М. Лопарева. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
- Мокий М. С. Экономика организации: Учебник и практикум. / М. С. Мокий. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 334 c
- Попов С. Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга: Учеб. пособие. – Изд. 2-е, доп. – М.: Ось-89, 2009. – 288 с.
- Сергеев И. В. экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 511 c.
- Фаронов В. В. Экономическая теория / В. В. Фаронов. - М.: КноРус, 2013. - 792 c.
- Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал: перевод с англ. / Дж. Р. Хикс; ред., вступ. статья Р. М. Энтов. – М.: Прогресс-Универс, 1993. – 488 с.
- Чайников В. В. Экономика предприятия (организации): Учебное пособие / В. В. Чайников, Д. Г. Лапин. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 439 c.
- Чалдаева Л. А. Экономика организации: Учебник и практикум для СПО / Л. А. Чалдаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 435 c.
- Чернецова Н. С. Экономическая теория: Учебное пособие / Н. С. Чернецова, В. А. Скворцова, И. Е. Медушевская. - М.: КноРус, 2013. - 264 c.
- Шаркова А. В. Экономика организации: Практикум для бакалавров / А. В. Шаркова, Л. Г. Ахметшина. - М.: Дашков и К, 2016. - 120 c.
- Шишкин А. Ф. Экономическая теория. В 2-х т. Том 2: Учебник для вузов / А. Ф. Шишкин. - М.: ВЛАДОС, "КДУ", 2013. - 712 c.
- Экономическая теория: Учебник. / Под ред. И. П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 495 c.