Файл: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными частями краткосрочного плана фитнес-центра являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных в долгосрочных и среднесрочных планах. Календарные планы оказания услуг составлены на основе сведений о наличии спроса на те или иные услуги в области спорта и здоровьесбережения (в том числе, на основе данных о действующих клубных картах, приобретенных пакетах программ и т.п.), обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки помещений и их использовании с учетом имеющегося спроса. В календарных планах предусмотрены расходы на реконструкцию имеющихся залов, бани, приобретение новых тренажеров, обучение инструкторов.

Реализация текущих планов осуществляется через систему бюджетов. Бюджет - это план расходов и доходов в стоимостном и натуральном выражении. Бюджеты фитнес-центра «Валентин» соответствуют всем разделам плана и охватывать все стороны деятельности организации.

Анализ и контроль выполнения планов и бюджетов осуществляется не реже, чем один раз в квартал; проводится их корректировка с учетом текущей ситуации. За основу для краткосрочного планирования и корректировок планов менеджеры регулярно предоставляют отчетность:

- ежедневную, еженедельную, ежемесячную - по оказанным услугам, отказам, новым клиентам и новым запросам, наличию финансов на счетах, о вышедшем из строя оборудовании, о состоянии здоровья тренеров и т.д.;

- ежеквартальную (иногда ежемесячную) - составление промежуточных планов и их анализ, рационализаторские предложения и т.д.;

- полугодовую и годовую - отчетность перед руководителем ООО и налоговыми органами.

Оперативное планирование в фитнес-центре «Валентин»

Оперативное планирование охватывает обычно период от одного дня до двух недель (чаще - суточные). Такие планы в фитнес-центре состоят обычно из планов-графиков отдельных разовых работ в рамках основной или дополнительной деятельности. В оперативных планах установлена последовательность выполнения различных операций технологического цикла и время, отводимое для этого, а также расстановку персонала по блокам работ. Все это обеспечивает оптимальный ход деятельности, рациональное использование ресурсов, полное и своевременное выполнение планов, поддержание необходимого ритма работы фитнес-центра. Например, один из таких планов в декабре 2019 года содержал перераспределение нагрузки на тренажерные залы, откорректированные графики работы тренеров в связи с небольшим ремонтом одного из помещений.


Планирование соответствует основным принципам эффективного планирования: планы на более короткие сроки вытекают из более широких (принцип преемственности), планы так или иначе ориентированы на социум, так как именно спрос потребителей на фитнес-услуги формируют доход организации (принцип социальной ориентации планов), плановые показатели адекватны и регулярно корректируются исходя из реалий (принцип адекватности плановых показателей), планы согласуются с параметрами внешней среды (принцип согласованности), планы экономически обоснованы, обратная связь системы планирования организована. Следует отметить отсутствие автоматизации системы планирования: администрация не использует информационные системы поддержки планирования.

Рассмотрим первый этап стратегического планирования – анализ факторов внутренней и внешней среды исследуемой организации.

Анализ внутренней среды.

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны организации — это то, в чем она преуспела или имеющиеся у нее дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве предоставляемых услуг, имидже и т.п. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это отсутствие чего-то важного для функционирования организации или то, чего пока не удается достичь по сравнению с конкурентами и ставит организацию в неблагоприятное положение. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Для того чтобы анализировать внутреннюю среду организации, необходимо выяснить на какой стадии жизненного цикла находится фитнес-центр и предоставляемые им услуги. Фитнес-центр «Валентин» на рынке 17 лет, имеет уже сложившийся имидж, однако продолжает развиваться, расширять спектр услуг, охватывать все большее количество потребителей. Следовательно, можно сделать вывод, что организация находится в стадии зрелости.


Для того, чтобы определить сильные и слабые стороны фитнес-центра, необходимо: составить перечень параметров, по которому будет оцениваться организация; по каждому параметру определить, что является сильной стороной, а что — слабой; из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны.

Для оценки фитнес-центра можно воспользоваться следующим списком параметров: организация и управление (культура и философия, цели и стратегии, организационная структура, наличие взаимодействия между структурными подразделениями, система мотивации и т.п.); финансы (финансовая устойчивость и т. п.); тренировочный процесс (качество услуг и т.п.); персонал (уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии организации и т.д.); маркетинг (качество услуг с точки зрения потребителей, репутация и имидж Центра, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, эффективность рекламы и т. д.); материально-техническое обеспечение, технологии и инновации (качество материально-технической базы, качество и степень износа тренажеров, частота внедрения новых технологий и услуг, степень их новизны и т.п.). Список сильных и слабых сторон представлен в таблице 3.

Таблица 3

Список сильных и слабых сторон фитнес-центра «Валентин»

Сильные стороны

Слабые стороны

Передовая концепция

Недостаточно мест для парковки

Отличное расположение

Узкий спектр дополнительных услуг

Высококлассные инновационные тренажеры

Отсутствие опыта совместной работы тренеров

Наличие бассейна

Слабая организация маркетинга

Разнообразная система скидок и программ лояльности

Гибкое расписание тренировок

Индивидуальный подход к тренировкам

Наработанная клиентская база

Сертифицированные инструкторы

Наиболее сильными сторонами из этого списка являются:

- высококлассное оборудование;

- разнообразная система скидок;

- индивидуальный подход;

- сертифицированные инструкторы.

Наиболее слабыми сторонами являются:

- узкий спектр дополнительных услуг (они могут привлекать клиентов и к основным услугам);

- слабая организация маркетинга (необходимо расширять сферу влияния рекламы для привлечения клиентов).

Анализ факторов внешней среды.


Внешняя среда организации подразделяется на внешнюю среду прямого влияния (микросреды) и внешнюю среду косвенного влияния (макросреды).

Для оценки макросреды косвенного влияния воспользуемся методом PEST-анализа, в основе которого выявление, группирование и оценка влияния политических (P), экономических (E), социальных (S) и технологических (Т) факторов. Сгруппированный список факторов представлен в таблице 4.

Таблица 4

Список факторов, которые могут повлиять на деятельность фитнес-центра в долгосрочной перспективе

Политические

- взаимоотношения со странами-поставщиками фитнес-оборудования;

- ужесточение таможенного законодательства;

- поддержка рынка спортивно-оздоровительных услуг со стороны государства;

- регулирование государством отношений между фитнес-клубами и посетителями;

Экономические

- уровень доходов населения г. Сочи;

- уровень цен на коммунальные услуги;

- законодательство в налоговой сфере;

- условия для развития предпринимательства;

- изменение ВВП;

Социальные

- отношение людей к работе;

- уровень образования;

- тенденции и мода;

- демографическая ситуация;

Технологические

- новые фитнес-технологии;

- появление на рынке новых тренажеров;

- новые фитнес-программы и виды тренировок;

- влияние Интернета.

Дальнейшая работа со списком факторов предполагает определение силу влияния каждого фактора и оценка вероятности изменения каждого фактора, после чего рассчитывается реальная значимость каждого фактора: чем выше реальная значимость фактора, тем больше внимания и усилий следует уделять для снижения негативного влияния фактора на деятельность. В результате работы выявлены следующие основные факторы дальнего окружения, влияющие на деятельность фитнес-центра:

  1. Уровень доходов населения г. Сочи;
  2. Тенденции и мода;
  3. Новинки фитнес-технологий.

Рассмотрим эти факторы подробнее.

Уровень доходов населения.

Фитнес-индустрия весьма чувствительна к росту или снижению доходов населения, так как спрос на фитнес-услуги эластичен по доходу. При этом даже незначительное повышение доходов и благосостояния населения обеспечивает существенный прирост расходов на фитнес. Так, например, рост доходов населения на 5% увеличивает расходы на фитнес на 10-12% [3]. По данным Росстата, в январе-марта 2020 года реальные доходы россиян снизились на 0,2% [8], а эксперты прогнозируют в связи с экономическим кризисом из-за пандемии коронавируса падение доходов на 25,5% к концу года [11]. Предприниматели прогнозируют волны банкротств, сокращение рынка фитнес-индустрии на две трети [1]. Все это характерно как для всей страны, так и для Сочи, в частности, так как город ориентирован на туризм и оздоровительный отдых, а в связи с пандемией эта сфера заработка сейчас страдает больше всего: население, занятое в сфере обслуживания, на текущий момент практически осталось без работы, и перспективы не совсем ясны.


Тенденции и мода.

Популяризация здорового образа жизни, мода на поддержание физической формы положительно влияет на развитие сферы фитнеса. Современными трендами в области фитнеса являются высокоинтенсивные интервальные тренировки, групповые тренировки, тренировки со свободными весами, персональные тренировки, «упражнения как лекарство» (направление в международном здравоохранении, которое предлагает врачам широкого профиля и другим медицинским специалистам включать в программы лечения физическую активность, направлять пациентов к специалистам по физической культуре), упражнения с весом собственного тела, фитнес-программы для пожилых людей, велнес-коучинг (тренд, представляющий собой слияние научных принципов изменения поведенческих стереотипов и пропаганды здорового образа жизни, программ профилактики заболеваний и реабилитации), сертификация и лицензирование специалистов в области фитнеса, упражнения для снижения веса, функциональный тренинг, тренировки на улице, йога, здоровый образ жизни вместо лекарств, круговые тренировки и детский фитнес [10]. Ориентир на тенденции и моду поможет фитнес-центру привлекать больше клиентов, обеспечивая удовлетворение их потребностей.

Новинки фитнес-технологий.

Этот пункт частично перекликается с предыдущим – с трендами. Сюда можно отнести «носимые технологии» (фитнес-трекеры, умные часы, датчики сердечного ритма, GPS-навигаторы и очки, показывающие карту, контроль калорий и т.п.), специальные фитнес-тренировки, новинки приложений для оценки результатов тренировки, новые тренажеры и приспособления: барабаны (спецкоробки с палочками, имитирующими звук барабана – запатентованная разработка россиянки Екатерины Давыдовой), Mind Body (направление, объединяющее веяния таких видов спорта как йога, китайская гимнастика, пилатес, тай-чи), машина для тренировки практически всего сразу с собственным хранилищем данных, передвижные студии для функциональных тренировок и многие другие. Зная технологические новинки, администрация фитнес-центра может принимать решения о целесообразности внедрения их в свою деятельность.

Микросреда – это субъекты и факторы внешней среды, оказывающие непосредственное влияние на деятельность предприятия. К ним относятся потребители, конкуренты, поставщики ресурсов, контактная аудитория. Факторы микросреды оказывают влияние непосредственно на организацию. Для анализа факторов микросреды воспользуемся методикой конкурентного анализа «пяти сил» Портера. Данная модель позволяет воссоздать достаточно точную картину сложившейся ситуации на рынке и выявить наиболее востребованные аспекты деятельности организации, на которые в дальнейшем необходимо сделать упор. Модель «пяти конкурентных сил» включает: (1) угрозу вторжения новых игроков; (2) рыночная власть покупателей; (3) рыночная власть поставщиков; (4) появление товаров-заменителей; (5) внутриотраслевая конкуренция. В основе модели лежит утверждение, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль, ослабление сил создает благоприятные возможности для организации. Фирма, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу. Модель пяти сил Портера также основана на том, что из пяти сил конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке стратегии. Внимание следует фокусировать на тот фактор, на который компания может оказывать влияние с целью его изменения. Результаты анализа по методике Портера представлены в таблице 5.