Файл: Правовое положение унитарного предприятия (Участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в гражданском обороте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- делегирует свои права заместителям, распределяет между ними обязанности;

- в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для всех работников предприятия, утверждает положения о представительствах и филиалах, уставы дочерних предприятий;

- определяет в соответствии с законодательством РФ состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, а также порядок ее защиты;

- готовит мотивированные предложения об изменении размера уставного фонда предприятия;

- при расторжении контракта осуществляет передачу дел вновь назначенному руководителю предприятия;

- решает иные вопросы, отнесенные законодательством РФ, уставом предприятия, контрактом к компетенции руководителя.

Анализ п. 1.4 Типового контракта с руководителем государственного (муниципального) унитарного предприятия города Москвы вызывает возражения относительно формулировки "руководитель не вправе":

- быть учредителем (участником) юридического лица, в число учредителей которого входит предприятие, либо учредителем юридического лица, являющегося производителем или продавцом товаров (работ, услуг), аналогичных или взаимозаменяемых по отношению к товарам (работам, услугам), реализуемым предприятием, а также состоять с таковыми лицами в трудовых или гражданско-правовых отношениях;

- занимать должности, а также выполнять оплачиваемую работу в государственных органах, органах местного самоуправления, в других коммерческих и некоммерческих организациях (в том числе общественных объединениях), заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе индивидуальной), заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, творческой и преподавательской; лично участвовать в управлении другими хозяйствующими субъектами, состоять членом их органов управления.

В законодательстве есть понятия "права" и "обязанности", понятие "не вправе" отсутствует. Целесообразно в данном случае использовать термин "обязан не".

В контракте, помимо прав, предусматриваются и обязанности руководителя госпредприятия. Более широкий круг обязанностей закреплен в московском Типовом контракте. В соответствии с ним руководитель обязуется:

- обеспечивать высокоэффективную и устойчивую работу предприятия, его производственное, экономическое и социальное развитие;

-обеспечивать достижение основных технико-экономических показателей, установленных постановлением правительства Москвы о создании (реорганизации) предприятия;


- обеспечивать в своей деятельности и деятельности работников предприятия соблюдение законов и иных нормативных актов РФ и города Москвы, устава предприятия;

- обеспечивать разработку и выполнение производственных программ и представление в установленном порядке современной отчетности об их выполнении;

- обеспечивать рациональное использование и своевременное обновление основных фондов, оборотных средств;

- обеспечивать целевое использование финансовых средств, в том числе предоставляемых предприятию из городского бюджета, внебюджетных фондов;

- принимать меры по успешной реализации утвержденных городских, инвестиционных, социальных и других программ;

- обеспечивать исполнение договорных обязательств по выполнению работ, оказанию услуг и поставке выпускаемой продукции, в том числе по городским заказам, программам, договорам (соглашениям) с отраслевыми департаментами правительства Москвы;

- заключить в течение месяца со дня вступления в силу контракта договор о закреплении за предприятием государственного имущества (если указанный договор не был заключен ранее);

- выполнять условия договора о закреплении имущества, обеспечивать сохранность, рациональное использование, своевременную реконструкцию, восстановление и ремонт закрепленного за предприятием имущества;

- осуществлять необходимые меры по выполнению на предприятии правил техники безопасности и требований по защите жизни работников предприятия;

- обеспечивать выполнение экологических и природоохранных мероприятий;

- обеспечивать исполнение распоряжений мэра Москвы, постановлений правительства Москвы, распоряжений Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы, отраслевого департамента (комитета, управления), префекта, выпущенных в пределах их компетенции и относящихся к деятельности предприятия. В случае невозможности выполнения указанных распорядительных актов письменно информировать об этом ведомство или должностное лицо, издавшее распорядительный документ;

- обеспечивать своевременное отчисление в государственный и местные бюджеты обязательных платежей и налогов;

- выполнять иные обязанности, обусловленные правовым статусом руководителя как должностного лица.

Деятельность руководителя, его поощрение поставлено в зависимость от результатов работы госпредприятия. Кроме должностного оклада, он получает часть прибыли, определяемой после расчетов с бюджетом, процентное отношение которой отражается в контракте.


Руководитель госпредприятия ежеквартально отчитывается о своей деятельности, направляя финансовые отчеты исполнительным органам государственной власти и Мингосимуществу (его территориальным органам). В конце хозяйственного года руководитель как исполнительный орган направляет государству-собственнику через его представительные органы годовой отчет и одновременно доклад о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Руководитель за ненадлежащее исполнение своих обязанностей должен нести ответственность, которая в настоящее время ограничивается дисциплинарными взысканиями, предусмотренными трудовым законодательством (замечание, выговор, строгий выговор, увольнение). И кроме того, руководитель может быть привлечен к материальной, административной и уголовной ответственности. Следует заметить, что в нормативных актах некоторых субъектов Федерации ответственность руководителя трактуется в нарушение федерального законодательства. Так, московским Типовым контрактом определена материальная ответственность в полном размере ущерба, причиненного госпредприятию в результате виновного действия или бездействия руководителя, с чем нельзя согласиться. Полная материальная ответственность руководителя возникает в соответствии с Типовым контрактом на основании договора о полной материальной ответственности, заключаемым уполномоченным собственником органом. Действующее трудовое законодательство (ст. 121 КЗоТ РФ) предусматривает обязательность заключения договора о полной материальной ответственности лишь с определенной категорией работников (кассиров - за сохранность принятых ими ценностей, операторов связи - за утрату и повреждение ценных почтовых отправлений и т.д.). Руководитель госпредприятия ни в коей мере не относится к тем категориям работников, которые предусмотрены п. п. 1 - 7 ст. 121 КЗоТ РФ. Поэтому такая его ответственность, определенная региональным законодательством и идущая вразрез с федеральным, представляется нецелесообразной.

Более правильно сформулирован в этом плане п. 4.3.3 Примерного договора (контракта) с руководителем государственного (муниципального) предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, строительной отрасли города Москвы. В соответствии с ним руководитель может быть привлечен к материальной ответственности в случаях и порядке, установленных действующим законодательством, а именно в случае причинения предприятию материального ущерба в результате виновных действий (бездействия) руководителя. Он несет материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не свыше:


- своего среднего месячного заработка, если ущерб предприятию причинен излишними денежными выплатами, неправильной постановкой учета и хранения материальных, денежных или иных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев, выпуска недоброкачественной продукции, хищений, уничтожения и порчи материальных, денежных и иных ценностей;

- своего трехмесячного заработка, если ущерб предприятию причинен в связи с оплатой за время вынужденного прогула незаконно уволенному работнику или за время выполнения нижеоплачиваемой работы работнику или переведенному на другую работу по инициативе руководителя работнику, а также если руководитель задержал исполнение решения суда о восстановлении работника на работе.

Не подлежит возмещению ущерб, который в установленном порядке может быть отнесен к категориям нормального производственно-хозяйственного риска. Это соответствует Положению о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. N 4204-IX.

По истечении трехлетнего срока руководитель должен пройти аттестацию с целью определения соответствия занимаемой должности, повышения эффективности работы предприятия; стимулирования профессионального роста руководителя. Для проведения аттестации соответствующий федеральный орган исполнительной власти образует аттестационную комиссию, составляет списки руководителей подведомственных предприятий, подлежащих аттестации, и график ее проведения, готовит необходимые документы для работы аттестационной комиссии, перечень вопросов для аттестационных тестов.

Контракт с руководителем госпредприятия может быть изменен и дополнен путем составления дополнительного соглашения.

Основанием для расторжения контракта служит прежде всего ст. 254 КЗоТ РФ. Инициатором досрочного расторжения контракта в соответствии с п. 6.2 Примерного контракта от 16 февраля 2000 г. N 189-р может быть непосредственно собственник-государство в лице органа исполнительной власти в определенных Примерным контрактом случаях:

- неуплаты в течение более чем трех месяцев предприятием в полном объеме всех налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет, предусмотренных законодательством;

- невыплаты заработной платы, надбавок, пособий, иных выплат работникам предприятия в денежной форме;

- разглашения руководителем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших ему известными в связи с исполнением своих должностных обязанностей;


- распоряжения недвижимым имуществом предприятия без согласия федерального органа по управлению государственным имуществом либо его территориального органа;

- систематического невыполнения установленных для предприятия основных экономических показателей;

- нарушения обязательств по использованию имущества предприятия, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности предприятия, а также целевому использованию выделенных предприятию бюджетных и внебюджетных средств;

- невыполнения установленных обязательных требований при подготовке предложений о способе достижения целей и задач управления предприятием и несоответствия результатов деятельности предприятия утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям;

- нарушения по вине руководителя требований по охране труда, повлекшего принятие руководителем государственной инспекции труда и государственным инспектором труда решения о приостановлении деятельности предприятия или его структурного подразделения либо решения суда о ликвидации предприятия или прекращения деятельности его структурного подразделения.

Постановлением Правительства РФ "О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" от 16 марта 2000 г. N 234 расширен перечень оснований расторжения контракта. Это необеспечение проведения аудиторских проверок предприятия; несоответствие руководителя унитарного предприятия занимаемой должности, установленное по результатам его аттестации; невыполнение решений Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти. Временное положение о порядке управления государственными унитарными предприятиями строительной отрасли города Москвы предусматривает возможность расторжения контракта также в случае несогласия руководителя госпредприятия с созданием коллегии (совета) предприятия.

Совещательным органом госпредприятия мог бы стать совет госпредприятия. Однако, к сожалению, в федеральном законодательстве пока не урегулирован его правовой статус - состав, задачи, функции, процедура принятия решений и порядок их реализации, роль и место совета в системе органов управления госпредприятиями. Тем не менее в некоторых субъектах Федерации принятые нормативные акты содержат положения о компетенции совета (коллегии) госпредприятия.

В частности, коллегии функционируют в строительной отрасли госпредприятий Москвы. Они активно участвуют в решении многих вопросов управления госпредприятием. Предусмотрена разработка положения о коллегии (совете) государственного унитарного предприятия. В состав коллегии (совета) входят представитель Правления инвестиционной политики и финансирования из городских источников, представитель головной отраслевой организации строительного комплекса города, специалисты антикризисного управления предприятиями из числа прошедших аттестацию, аккредитованные при Комплексе перспективного развития города.