Файл: Правовое положение унитарного предприятия (Участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в гражданском обороте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предложения по численному и персональному составу коллегиального органа управления госпредприятием представляются в Управление инвестиционной политики и финансирования из городских источников руководству головных отраслевых организаций строительного комплекса города. Назначение членов коллегий (советов), их председателей и ответственных секретарей оформляется приказом начальника Управления инвестиционной политики и финансирования из городских источников по согласованию с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы. Руководитель унитарного предприятия не может назначаться председателем коллегии (совета) этого предприятия. Регламент работы коллегии (совета) утверждается ее председателем, который несет персональную ответственность за результаты деятельности совета.

Мы полагаем, что состав совета целесообразно расширить, включив в него руководителей структурных подразделений госпредприятия - филиалов, представительств, дочерних предприятий, изнутри знающих специфику предприятия, а также члена ревизионной комиссии. Очень важно, чтобы в состав совета входил представитель трудового коллектива предприятия.

Следует отметить, что в законодательстве о госпредприятиях практически утрачена роль трудящихся в управлении. Нельзя забывать, что трудовой коллектив - это все граждане, вносящие трудовой вклад в деятельность предприятия. Поэтому они должны участвовать в управлении госпредприятием через своих представителей, в частности, в совете госпредприятия, избираемых на собраниях работников. Участие представителей трудовых коллективов в деятельности советов, помимо прочего, обеспечит сочетание интересов государства, общества, коллектива и конкретного работника госпредприятия. В этом отношении полезно вспомнить Закон СССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями и организациями" от 17 июня 1983 г. Во II разделе "Основные полномочия трудовых коллективов в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" было установлено право участия трудовых коллективов в планировании деятельности предприятия, заключении коллективных договоров с руководством, обеспечении сохранности государственной собственности и рационального использования материальных ресурсов, обеспечении трудовой дисциплины, распределении и использовании фондов и резервов предприятия, улучшении социальных и жилищно-бытовых условий работников. В состав совета госпредприятия в необходимых случаях могут привлекаться высококвалифицированные специалисты предприятия.


Коллегия (совет) принимает решения рекомендательного характера, направляемые руководителю и касающиеся двух основных направлений совершенствования управления госпредприятием - реформирования и финансового оздоровления предприятия. Решения по разработке руководителем мер, направленных на реформирование, включают: техническое и технологическое переоснащение, освоение производства новых видов товаров, продукции (услуг) в соответствии с уставной деятельностью и целевым назначением государственного имущества предприятия, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения; изменение организационной структуры, состава и численности работников, акционирование и приватизация государственного имущества; обоснование реорганизации или ликвидации предприятия; участие в уставном (складочном) капитале других; создание дочерних организаций, представительств и филиалов.

О решениях коллегии (совета) госпредприятий по реформированию и (или) финансовому оздоровлению предприятия информируются уполномоченные органы правительства Москвы. Принятые решения утверждаются после согласования, если этого требует законодательство, с органами соответствующих территориальных образований, на территории которых находится предприятие.

Предусмотренный перечень вопросов, рассматриваемых коллегией (советом) предприятий строительной отрасли г. Москвы, можно было бы продолжить, включив такие, как:

- заключение крупных сделок с иными организациями в пределах своих полномочий;

- участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах;

- приобретение и размещение госпредприятием ценных бумаг, если иное не предусмотрено уставом госпредприятия;

- рекомендации по использованию резервного и иных фондов;

- утверждение локальных нормативных актов, определяющих порядок деятельности органов управления в госпредприятии;

- предложения по реорганизации и ликвидации госпредприятия, действующего на праве хозяйственного ведения;

- рекомендации о расторжении контракта с руководителем госпредприятия;

- участие в принятии решений об осуществлении госпредприятием капвложений в строительство социально-культурного назначения и развитие производственной базы в размерах, определенных уставом.

Кроме того, целесообразно передать совету функции наблюдения за некоторыми сферами деятельности руководителя госпредприятия, а именно:

- контроль за соблюдением руководителем интересов госпредприятия при заключении сделок;


- контроль за принятием руководителем решений по финансовым вопросам (невзыскание задолженности с поставщиков и покупателей и т.д.).

Ведь не секрет, что нередко руководители госпредприятий заключают сделки, заведомо невыгодные для предприятия, направляя финансовые потоки в свой карман.

Порядок созыва совета и проведения его заседаний целесообразно определять в уставе или положении о совете госпредприятия. До принятия федерального закона о государственном унитарном предприятии можно разработать модельное положение о совете государственного унитарного предприятия, содержащее условия, касающиеся его состава, порядка формирования, компетенции, основных положений регламента заседаний, механизма принятия и реализации решений.

Назовем еще один канал управления. В ст. 53 ГК РФ "Органы юридического лица" определено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Порядок их назначения или избрания должен устанавливаться законом или учредительными документами. Отсутствие Закона о государственных унитарных предприятиях сказывается негативно на участии работников предприятия в управлении. Какова должна быть компетенция общего собрания работников? Прежде всего, общее собрание должно принимать непосредственное участие в реформировании госпредприятия, т.е. высказывать на собрании предложения о перспективных направлениях его деятельности, изменении организационной структуры, состава и численности работников. Вопросы реорганизации и ликвидации госпредприятия, участия в его уставном капитале других организаций, создания филиалов, представительств, приватизации и акционирования предприятия также должны быть в поле зрения его работников, так как при этом решается и их судьба. И конечно, для работников госпредприятия важно избрание своего представителя в совет предприятия. Повысит имидж общего собрания и отчет перед ним руководителя о текущей и итоговой хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, и обсуждение вопросов формирования и

использования фондов и резервов предприятия на производственные и социально-культурные нужды трудового коллектива, прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Очевидно, на общем собрании следует информировать работников об итогах конкурса на назначение на должность руководителя предприятия, а также аттестации. И тем более существен вопрос, который может быть поставлен на общем собрании, - снятие с должности руководителя.


Общее собрание должно утверждать годовые отчеты, бухгалтерские балансы, обсуждать кандидатуры в ревизионную комиссию (ревизора) предприятия, вопросы о досрочном прекращении их полномочий, утверждать аудитора предприятия, состав счетной комиссии и т.д.

Перечень вопросов, которые могут быть предметом рассмотрения трудовых коллективов, следует расширить исходя из специфики деятельности предприятия. Отсутствие закона о государственных предприятиях и иных нормативных актов, где была бы урегулирована компетенция совета госпредприятия и общего собрания, приводит на практике к дублированию их функций, что не способствует эффективности управления госпредприятием. Было бы полезно разработать положение о регламенте общего собрания работников госпредприятия.

Отсутствие необходимой правовой базы порождает бесконтрольность управления производственной, финансовой и социальной сферами деятельности госпредприятий. Решение проблемы может обеспечить лишь отработанная структура органов управления госпредприятием, четкое распределение функций между управленческими звеньями. Неоценимую помощь в этом могло бы оказать принятие до появления федерального закона о государственных унитарных предприятиях модельных положений о руководителе унитарного предприятия, совете предприятия, регламенте общего собрания работников и прочем.

Глава 3. Участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в гражданском обороте

3.1 Вещное право, закрепляющее имущество за государственными и муниципальными унитарными предприятиями

Право оперативного управления, право хозяйственного ведения возникает на все имущество, закрепленное за предприятием, передается в виде уставного фонда.

Субъекты права оперативного управления, права хозяйственного веденияобладают триадой полномочий собственника, осуществить данные полномочия они могут только строго руководствуясь указаниями собственника, на котором лежит бремя содержания имущества.


В соответствии с п. 2 ст. 299 Гражданского кодекса РФ в оперативное управление и хозяйственное ведение унитарного предприятия поступают плоды и доходы от пользования имуществом, которое находится в оперативном управлении либо хозяйственном ведении, и имущество, которое приобретено унитарным предприятием по договорным и другим основаниям в порядке, который установлен Гражданским кодексом РФ и иными законами и правовыми актами для приобретения права собственности.

Другими словами учредитель унитарного предприятия остается собственником части прибыли, то есть субъекты РФ, сама РФ, муниципальные образования. Ставшаяся прибыль где оперативное управление? остается на праве хозяйственного ведения унитарного предприятия.

За создаваемыми унитарными предприятиями закрепления имущества происходит на основе решения собственника. Эта формулировка закона о способе закрепления за предприятием имущества является общей, так как не конкретизирует, какими документами оформляется передача имущества: необходимо дополнительно составить договор или достаточно одного решения собственника. Других норм, которые касаются содержания решения собственника, в настоящее время на федеральном уровне нет. Однако, вопрос представляется очень важным, так как документом о закреплении имущества оформляется право унитарного предприятия на передаваемое имущество.

Можно сделать вывод исходя из действующего законодательства о том, что заключение договоров между собственником и предприятием не запрещено. Помимо этого, о возможности заключения договора между унитарным предприятием и собственником свидетельствует содержание постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» .

Заключая данные договора, пределы и характер указанных законодательством полномочий унитарного предприятия и собственника не могут быть изменены.

Унитарное предприятие для регистрации прав должно подать заявление о регистрации права, которое оформлено на основе акта соответствующего полномочного органа, выписку из реестра федерального имущества об объекте и другие документы согласно действующему законодательству. При этом от имени РФ выступает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Некоторые унитарные предприятия предпринимали попытки зарегистрировать право на объекты недвижимости хозяйственного ведения, которые переданы им, предоставляя в качестве правоустанавливающего документа при регистрации выписку из реестра федерального имущества. В таком случае регистрирующий орган отказывал в государственной регистрации на объекты недвижимости права хозяйственного ведения, ссылаясь на то, что реестр федерального имущества ведется для учета и инвентаризации федерального имущества и сама по себе выписка из реестра не имеет правоустанавливающего значения.