Файл: Правовое положение унитарного предприятия (Участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в гражданском обороте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Казенные предприятия учреждаются решением Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, которым предоставлено право принятия такого решения.

Создание унитарного предприятия может осуществляться двумя путями: путем учреждения и путем реорганизации.

Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрен ограниченный круг оснований для создания унитарных предприятий. К ним относятся: 1) необходимость использования в рамках предпринимательства государственного имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое требуется для обеспечения безопасности РФ; 2) решение таких социальных задач, как, например, реализация определенных товаров и услуг по минимальным ценам, а также организация и проведение закупочных и товарных интервенций в интересах продовольственной безопасности государства;3) выполнение деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для унитарных предприятий; 4) потребность в научных и научно-технических разработках в отраслях, связанных с обеспечением безопасности государства; 5) необходимость в создании и производстве отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов России с точки зрения безопасности государства; 6) выпуск продукции, изъятой из оборота или ограниченно обороноспособной.

Государственные или муниципальные унитарные предприятия не могут быть созданы для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств. Для такой деятельности могут создаваться только казенные предприятия. Кроме того, казенное предприятие теперь может быть создано еще и в случае, если преобладающая часть производимой продукции предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Процесс реорганизации унитарного предприятия возможен только по принятию решения собственником предприятия или уполномоченными государственными органами. Преобразование унитарного предприятия путём его реорганизации проводится в рамках законодательства РФ по постановлению суда или госоргана, имеющего соответствующие полномочия. Реорганизация унитарного предприятия осуществляется путем:

-объединение нескольких унитарных предприятий (от двух и выше);

-вливание нескольких унитарных предприятий в одно уже существующее унитарное предприятие, под его юрисдикцию;


-образование нескольких унитарных предприятий из одного базового унитарного предприятия;

-отделение от базового унитарного предприятие нескольких унитарных предприятий (от двух и выше);

-изменение организационно–правовой формы унитарного предприятия в юридическое лицо, перечень форм которого регламентируется федеральными законами РФ. Какие именно формы?

Смена собственника носит для унитарных предприятий принципиальный характер. Если имущество государства или муниципалитета переходит к другому собственнику (юридическим лицам РФ) и, вследствие этого, изменяется юрисдикция унитарного предприятия, то данный процесс не может быть зафиксирован в качестве реорганизации унитарного предприятия. В этом случае оформляется документальная передача имущества другому собственнику, регистрируются изменения устава унитарного предприятия.что это спец. Способ реорганизации или нечто иное? Что пишет наука?

При разделении и выделении имущество унитарных предприятий собственника не меняет. При изменении правового статуса, например при переходе от формы казенного предприятия к формам государственного или муниципального предприятия, собственник в течении полугода исполняет обязательства субсидиарной ответственности, считающиеся переданными на преобразованное предприятие.

Момент реорганизации для унитарного предприятия считается наступившим, в зависимости от формы реорганизации. При присоединении для присоединяющего предприятия процесс реорганизации является завершенным после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.

Для всех остальных случаев реорганизации процесс считается завершённым после государственной регистрации новых юридических лиц.

Согласно законодательству РФ унитарное предприятие должно уведомить о реорганизации своих кредиторов и те средства массовой информации, которые используются для информирования о госрегистрации юридических лиц. При этом в месячный срок (тридцать календарных дней) со дня опубликования информации о реорганизации унитарного предприятия или со дня направления уведомления, любой из его кредиторов имеет право востребовать документально оформленное прекращение или досрочное погашение долговых обязательств предприятия переданными кредитором с полным возмещением убытков. При этом регистрирующий орган согласно письма Федеральной налоговой службы от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440 имеет право отказать в регистрации новому предприятию, в случае отсутствия подтверждающих документов об уведомлении кредиторов.


Если, в любом из возможных случаев образования нескольких унитарных предприятий из одного, не представляется возможным осуществить юридически правильную передачу прав одному из вновь возникших предприятий, то вся группа новых предприятий исполняет совместную ответственность по принятым обязательствам реорганизованного предприятия. В данном случае ответственность распределяется в соответствии с процентами переданного на баланс имущества.

Слияние унитарных предприятий оформляется актом, утверждаемым собственником. Права и обязанности объединяемых предприятий переходят к новому унитарному предприятию и считаются принятыми к исполнению в момент юридической регистрации. Назначение руководителя нового предприятия, утверждение передаточного акта и устава является прерогативой собственника унитарного предприятия.

Случай присоединения одного или нескольких унитарных предприятий также предусматривает передачу прав и обязанностей этих юридических лиц одному унитарному предприятию, с последующим утверждением собственником передаточного акта, а также ревизией устава.

При разделении унитарного предприятия его права и обязанности переходят к разделенным юридическим лицам. Распределение имущества и исполнение баланса в части разделения средств осуществляется в соответствии с решениями собственника разделяемого предприятия. При этом разделяемое предприятие ликвидируется.

Для выделения из унитарного предприятия юридических лиц, наоборот, деятельность исходного юридического лица сохраняется. При этом к вновь образованным унитарным предприятиям переходит доля имущества и часть прав и обязательств, в соответствии с документально оформленным решением собственника исходного унитарного предприятия.

По решению собственника унитарное предприятие может быть ликвидировано или преобразовано в другую форму юридического лица с государственным участием. Это может быть государственное или муниципальное учреждение. Такое преобразование регламентирует законодательство РФ в части приватизации. При чем тут приватизация?

Ликвидация унитарного предприятия проводится в соответствии с нормативными правовыми актами РФ. Кроме решения собственника основанием для ликвидации унитарного предприятия может также служить решение суда РФ. Для ликвидации УП это что? Исправить везде необходимо назначение ликвидационной комиссии, утверждаемой собственником. При ликвидации УП его права и обязанности не переходят к другим юридическим лицам, а деятельность предприятия полностью прекращается. Поэтому, в случае если ликвидационная комиссия установит невозможность исполнения всех кредитных обязательств УП на момент ликвидации, руководитель предприятия или представители комиссии обязана начать процедуру банкротства.


2.2 Органы управления государственных и муниципальных унитарных предприятий

Внутренняя структура органов управления на предприятии зависит от его типа, объема выпускаемой продукции, оказываемых услуг, количества структурных подразделений, наличия дочерних предприятий и т.д. Законодательство основной акцент делает только на полномочиях руководителя предприятия, его месте и роли в управлении государственным сектором экономики. В последнее время в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ "О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" от 16 марта 2000 г. №234 и утверждены Положения "О проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия", "О проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий". Как уже говорилось, распоряжением Министерства госимущества РФ от 16 февраля 2000 г. № 189-р утвержден Примерный контракт с руководителем федерального государственного унитарного предприятия.

Вместе с тем система органов управления государственным предприятием не может базироваться только на одном, хотя и очень важном, звене управления, т.е. на деятельности руководителя. Здесь следует выделить и роль общего собрания работников госпредприятия. Как показывает практика, важное место в системе управления предприятием занимает совещательный орган - совет госпредприятия, от которого не в меньшей степени зависит выполнение экономических и социальных программ. Правовое положение названных органов не урегулировано федеральным законодательством. В этом отношении некоторые субъекты Федерации пошли значительно дальше, чем, например, Москва.

Единоличным исполнительным органом госпредприятия является его руководитель, который в соответствии со ст. 113 ГК РФ назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Статья 53 ГК РФ указывает, что порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом, учредительными документами. С учетом того, что пока закон о государственных унитарных предприятиях не принят, правовой статус руководителя, как указывалось ранее, регулируется федеральными нормативными актами.


Устав госпредприятия и контракт с его руководителем разрабатывается на базе Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия и Примерного контракта с руководителем, утвержденными распоряжениями Мингосимущества РФ от 16 февраля 2000 г. N 188-р и N 189-р, а также Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия (утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 908). Во многих субъектах Федерации разработаны свои примерные договоры (контракты) с руководителем госпредприятия. Так, Постановлением правительства г. Москвы от 15 июня 1999 г. N 542 утверждены Типовой контракт с руководителем государственного (муниципального) унитарного предприятия города Москвы и Примерный договор (контракт) с руководителем государственного унитарного (муниципального) предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения строительной отрасли города Москвы.

Заключению контракта с руководителем госпредприятия предшествует проведение конкурса на замещение должности руководителя. Организация конкурса возложена на соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли или сфере управления: он образует комиссию по проведению конкурса, утверждает ее состав и организует деятельность. В состав комиссии входят с правом решающего голоса по одному представителю от федерального органа исполнительной власти - Министерства государственного имущества РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Министерства труда и социального развития РФ. В состав комиссии может также входить представитель органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится госпредприятие.

Руководитель самостоятельно решает все вопросы деятельности госпредприятия, за исключением отнесенных законодательством РФ к ведению иных органов. Руководитель:

- организует работу предприятия;

- действует без доверенности от имени предприятия, представляет его интересы на территории РФ и за ее пределами;

- распоряжается имуществом предприятия в порядке и пределах, установленных законодательством РФ;

- заключает договоры, в том числе трудовые;

- выдает доверенности, совершает иные юридические действия;

- открывает в банках расчетные и иные счета;

- утверждает штатное расписание предприятия;

- применяет к работникам предприятия меры дисциплинарного взыскания в соответствии с действующим законодательством РФ;