Файл: Национальные традиции воспитания в России (Историко-культурные предпосылки традиционных духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье до второй половины ХIХ века).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Историко-культурные предпосылки традиционных духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье до второй половины ХIХ века

1.1. Зарождение духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в период культуры языческой Руси (VIII в. - 990-е гг.)

1.2. Осмысление духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в период христианизации Древней Руси (990-1240 гг.)

1.3. Содержание духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в период монгольской эпохи (1241-середина XV в.)

1.4. Обогащение духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в период Московской великокняжеской Руси (середина XV -XVII в.)

1.5. Становление духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в эпоху формирования Российской империи (XVIII - первая половина XIX в.)

1.6. Система общенациональных традиционных духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье до второй половины XIX в.

2. Традиции воспитания в России на современном этапе (ХХ - начало XXI века)

Заключение

Список использованной литературы

Русская семья всю систему ценностей воспитания выстраивала в соответствии с природной действительностью, осмысление которой обожествлялось во всем ее многообразии. В духовно-нравственном воспитании получают осмысление такие ценности, как вера, добро, надежда и красота.

Природное окружение породило такую ценность духовного мира русской семьи, как вера естественный поиск смысла жизни. Вера — первичная сила человеческой жизни, не что иное, как «ведущее тяготение человека» (И.А. Ильин), определяющее ценностные ориентации его жизни. Отсюда — зарождение мифологии и преданий, обрядов и обычаев, которые определяли жизненные идеалы древнерусской семьи. Вера в идеал позволяла выносить тяжести реальности.

Поиск смысла жизни, приятие веры происходили в постоянном сравнении добра (одухотворенная любовь) и зла (слепая сила ненависти). Культ упырей и берегинь олицетворял два противоположных начала — враждебное человеку и оберегающее его. На этом противостоянии выстраивались представления о нравственных антиподах в процессе воспитания в русской семье: трудолюбие — лень, терпение — неусидчивость, храбрость — трусость, бережливость - расточительность, искренность — лицемерие, правдивость — лживость, стыдливость — распутство, милосердие — жестокость, вежливость — грубость, великодушие — скупость, товарищество — эгоизм, выдержанность — раздражительность и др.

Со светлыми божествами славянин всегда чувствовал свое родство: боги становились добрыми семьянинами. Поэтому ценность добра превалировала в духовном мире русской семьи, на основе которого определялась степень нравственности поступков людей.

Добро в понимании славянина неразрывно было связано с оптимистической верой в торжество над силами зла, зарождая надежду в возможности приближения к идеалам добра. Необходимым обстоятельством языческой культуры выступали праздники с песней, пляской, шутками и хороводами как проявление жизнерадостности. Подлинная действительность данного явления нашла выражение в известном изречении князя Владимира: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти». Оптимистический взгляд в светлый завтрашний день зародил особую черту русского народа — терпение, связанное с трудовой деятельностью: «Терпение и труд все перетрут».

В языческом понимании каждый образ природы был предметом удивления, изумления и восхищения. Это поистине была эпоха красоты природы! Природа была поэтическим вдохновением и художественным воплощением красоты в вещественном мире русской семьи, то, что, доставляя чувственное наслаждение, завершало полноту и мощь жизни. Художественное восприятие особенностей красоты (лепоты) окружающего мира обусловило зарождение и качественное отличие тех или иных ремесел. Древнерусская семья стремилась к красоте внешнего и внутреннего убранства дома. Декоративное оформление способствовало не только смягчению «загрубелых понятий язычества», но и была мерой отражения и развития эстетических чувств.


Итак, культура Древней славянской Руси — важнейшая ступень в становлении ценностей воспитания в русской семье, дающая представление о значении кровного родства, отца, матери, дитяти, доме, семейного лада, природных богатств, труда, здоровья, красоты, веры, добра и надежды. Эти ценности несли первичное осмысление русской семьей доминант духовно-нравственного воспитания; именно в Древней Руси были заложены основы для формирования системы духовно-нравственных ценностей семейного воспитания.

1.2. Осмысление духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в период христианизации Древней Руси (990-1240 гг.)

Дальнейшее развитие самобытной традиции духовно-нравственного воспитания было связано с периодом христианизации Древней Руси (990-е гг. - 1240 гг.), наполняло новыми духовными смыслами систему ценностей воспитания в русской семье.

Выражением сущности единства Бога и человека выступало понятие добра и его высшее проявление — благо. Вера в Бога как Добро (Благо) и путь к нему через Добро (Благо) определяли духовно-нравственное движение к Богу. Поэтому интерпретация всех главных ценностей через категорию «Добро» позволила признать новую веру на Руси как веру добротолюбивую, отвечающую всем принципам православия.

Православная вера, вбирая в себя прежние оптимистические взгляды на жизнь, обогащала представление о ценностях воспитания в русской семье, формируя при этом понимание родительского долга и обязанностей. В этом отношении отметим «Поучения детям» выдающегося государственного деятеля Владимира Мономаха (1117 г.). В его толковании добро выступает в значении доброжелательности. Его призыв — душу держать ввысь посредством добра — подразумевал следующие сентенции для детей: не забывать убогих, больных, сильным не давать власти над слабыми и др.[9]

С позиции добра — добротоделания для себя и других Владимир Мономах раскрывает значение труда: «Добро творя, не ленитесь ни на что хорошее». Труд — высшее мерило богоугодности человека — основа деятельности, поставленная в организацию жизненного устройства. Деятельностная сущность человека приносит удовлетворенность собой, сплачивает людей, рождая идею общеполезности дела. Понятие добра наполняет и ценностное значение дома, обосновывая обязательность гостеприимства: принимать гостя, стало символом доброго расположения духа. Хотя высказывание Владимира Мономаха: «Больше других чтите гостя, откуда бы он к нам ни пришел» — содержит и образовательный характер «гостьбы», так как заезжий путник считался знающим человеком, приносящим просветительское начало.


Под влиянием начинающей формироваться особой области церковного права, регулирующей семейные отношения, сама семейная жизнь стала определяться взглядами церкви как жизнь «добротолюбивая». Необходимо отметить, что на территории русского государства под воздействием Православной грековосточной церкви и Грекоримского брачно-семейного законодательства начинает действовать Номоканон — собрание византийского семейного права, состоящее из Канонических правил и светских постановлений византийских императоров, и создание определенных юридических положений для членов семьи. Одновременно в X-XI вв. появляются собственные правовые акты, связанные с постановлением русских князей и касающиеся вопросов регулирования брачно-семейных отношений. Наиболее значимыми из них представляются уставы Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича. Русский перевод с этими дополнениями получил название Кормчей книги, дошедшей до нас с многочисленными переизданиями. Несмотря на то, что данные акты носили светский характер, дела о семье передавались ведению церковного суда, который рассматривал вопросы, связанные как с отношениями между родителями, так и с отношениями между родителями и детьми. Он утверждал духовные завещания, разбирал преступления против нравственности.

Основу семьи по церковному праву составлял брак. Брак, в понимании церкви, — это и естественный, и нравственный союз. В браке каждая сторона должна проявлять лучшие свои качества. Именно в браке мужчина должен вести себя так, чтобы быть достойным уважения, а женщина — сохранять целомудрие. Если цель супружества — единство духовного, то условие успешности брака — нравственная неиспорченность. Счастливый брак налагает на каждого из супругов определенные обязанности. Муж и жена равны в своем достоинстве, однако на отца налагалась большая ответственность за состояние семьи.

По церковному праву брак — духовный союз — стал освящаться узами любви, правовой основой которого выступало «непринужденное согласие». Однако в Древней Руси непринужденное согласие оставалось лишь декларацией. Поэтому можно заключить: несмотря на то, что мотивы любви к ближнему имеют место в литературе (Владимир Мономах: «жену свою любите, но не давайте ей власти над собой»), ее ценностный смысл не находил должного отражения в практике духовно-нравственного воспитания.

В эпоху принятия и распространения христианства происходит осмысление понятия Родины — Святой Руси. Согласно исследованиям И. А. Ильина, период 990-1240 гг. — период относительного спокойствия. Главный залог благополучия Святой Руси в это время виделся в утверждении ее силы: «Святослав барсом скакал по этим местам, разнося славу и страх Русского имени»[10] (И.Е. Забелин). Не случайно в философско-политическом трактате «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Иллариона Киевского звучало обращение к мужеству, храбрости, которые позволяют сохранить и приумножить величие страны: «Мужеством же и храбрством в странах многах и крепостию поминаются ныне и словут».


Ценность Родины, гордость за ее богатства глубоко анализировались Владимиром Мономахом в «Поучениях». Пройдя школу отваги и выносливости в молодости, он заостряет внимание на развитии таких нравственных качеств, как смелость, героизм и бесстрашие: «смерти ведь, дитя, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское»

В ценностном мире русской семьи закрепляются и такие понятия, как природа, красота, дитя, мать, появляется новое — целомудрие.

Период христианизации Древней Руси характеризуется неоднозначным отношением к ребенку. С одной стороны, распространение в русской иконописи изображения детей со строгим лицом как маленького взрослого, применение физической расправы, закрепленной законодательно в Кормчей книге, - свидетельство жесткого с ними обращения. С другой — идеал многодетности, использование термина «наказание» в значении дать наказ-поучение, сам факт возникновения наставлений к детям говорит в пользу признания и поддержания ценности дитяти.

Образ матери воспевался в исторических балладах на примере княгини Ольги. Восхваление ее материнской мудрости6, остроумия, доброты, ума и нрава, любви к детям находит подтверждение во многих древнерусских литературных памятниках. Необходимо отметить, что почти до XIV в. держалась на Руси традиция давать многим детям не «отчества», а «материнства». Эта отличительная черта древнерусских семейных отношений рассматривалась как одна из форм проявления уважения к матери.

В свете православной веры образ матери — Пресвятой Богоматери -с Предвечным младенцем в руках становится воплощением красоты Святой женственности. «Женское начало в Боге как сосредоточение света стало олицетворением чистоты души, скромности и стыдливости»[11], — пишет С. Н. Булгаков. Эти нравственные качества, как охраняющие функции организма, закрепляются в духовно-нравственном воспитании в русской семье, зарождая понятие о целомудрии.

Итак, период православного христианства на Руси обозначил следующие духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: добро и связанное с ним понятие о добротолюбии, добротоделании; Родина и приумножение ее богатств, гордость за ее достижения, смелость, мужество, героизм; брак как признание духовной ответственности друг перед другом; целомудрие и нравственная чистота души, скромность; мать и мудрость матери, доброта нрава, любовь к детям; дом и гостеприимство, доброжелательность дома.


1.3. Содержание духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в период монгольской эпохи (1241-середина XV в.)

Духовно-нравственная атмосфера русского общества ХШ (1241 г.) - середина XV в. обуславливалась реалиями монголо-татарского нашествия. К этому времени страна столкнулась с труднейшей проблемой самосохранения и выживания. «Отечество наше, — писал Н. М. Карамзин, — более походило на темный лес, чем государство»[12]. Ситуацию усугубляла неустойчивость государственных начал Московского княжества. Вследствие распада Киевской Руси произошло перемещение центра русской политической жизни и культуры на северо-восток. Однако социально-экономический упадок имел, по мнению Н. М. Карамзина, «несомнительные благотворительные следствия».

Прежде всего, утверждалась святость русской земли, своей Родины: «Мы выучились низким хитростям,... прибегли к строгости, неизвестной древним россиянам, ... но не лишились любви к Отечеству, как стране Православия»[13], — повествует Н. М. Карамзин. Это был в полной мере героический период, художественным отражением которого явилось величие древнего эпоса.

В период монголо-татарского ига отмечается заметное увеличение количества богатырских сказаний (именуемым в древности «богатырское слово»), которые несли в себе многие отзвуки исторической действительности (битва на реке Калке, нашествие Батыя и др.). Образ былинных богатырей — заступников русской земли — воспринимался моделью гражданского поведения, в которой воплощались представления о могуществе Святой Руси. «Неслыханное душевное потрясение» воспитало сильные стороны русского характера: неистощимое терпение, способность вынести самый низкий уровень жизни и при этом не падать духом. Патриотизм и отвага богатырей служили примером воспитания. В их поступках находили лучшие духовные качества, веру в торжество справедливости, силу русского духа.

Эта сила проявилась во внутреннем единении народа, которое исходило из необходимости сохранения национальной независимости.

С позиции внутреннего единения русского народа система ценностей семейного воспитания дополнялась понятием соборность (братское единство по благодати Божьей), рассматриваемой как солидарная ответственность за сохранение нравственного здоровья перед Богом. Из такого «мирочувствования» берут свои корни отзывчивость, милосердие, эмпатический дар сопереживать и принимать близко к сердцу беды других. Соборным характером «дышит» в русском языке понятие «сострадание».